Работы краеведа И.А. Орлова по истории подносного промысла
Известный тагильский краевед Иван Абрамович Орлов (1901 – 1992г.г.) в течение многих лет собирал сведения по истории подносного промысла, зародившегося в Нижнем Тагиле в середине 18 века. Благодаря его настойчивости, увлеченности и любознательности оказались сохраненными уникальные сведения о почти забытом в середине 20 века лаковом искусстве местных мастеров, изделия которых пользовались огромной известностью и славой в 18 – 19 веках.
В 1965 году, к 250-летию города Нижнего Тагила, И.А. Орлов передал в дар краеведческому музею альбом "О Нижнетагильском подносе". В этой работе собраны биографические сведения о старейших расписчицах подносов – "писаках", фотографии мастериц, десятки листов с изображениями цветов, нарисованных руками Волченковой А.К., Афонасьевой Е.М., Коровиной А.С., Арефьевой И.А., Черепановой А.С. и многими другими тагильчанками в юности работавшими на мастерские ("фабрики") Перезолова, Голованова, Сизова.
И.А. Орловым написаны интересные очерки о многих ремеслах и промыслах дореволюционного Тагила. Записывая и обобщая воспоминания старожилов. Ему удалось сохранить важную информацию о технологических особенностях изготовления изделий, последовательности многочисленных операций. Секреты мастерства, как правило, нигде не фиксировались самими мастерицами. Передавалась устно и путем показа во время работы в мастерской. Подобные сведения не попадали в архивные документы. Благодаря этому рукописи Орлова имеют огромную историческую и научную ценность.
В 1969 году Иван Абрамович подготовил очерк "О тагильских подносах и художественной росписи их", который является источником важных сведений для всех исследователей истории подносного промысла. Материал Орлова помог ученым и художникам в восстановлении традиционной росписи на металле. В очерке достаточно полно рассмотрены все этапы изготовления подноса.
Для отковки формы "чёрных" некрашеных подносов, при доме кустаря оборудовалась мастерская на 2-3 рабочих места. Она располагалась отдельно от дома, чаще всего для этого отводилась подсарайная изба.
Размеры подноса считались по его длине и измерялись вершками. Самыми ходовыми и распространенными были подносы 10 и 8 вершков.
Выкройка формы делалась по специальному шаблону мыльным камнем (тальковый сланец), который прочно держался на железе ясной и четкой линией.
Отковка подноса была трудоемкой и требовала большого навыка и сноровки. Одновременно готовилось четыре подноса, сложенных в одну пачку (пакет). Работа велась специальными молотками с коротким черенком на небольшой плите, лежащей на коленях мастера. Готовые формы разъединялись для дальнейшей отделки.
Специальными зубилами в бортике вырубали ручки удлиненной формы – "ушки", которые для безопасности обшивались полосками железа. Для жесткости и прочности края подноса загибали под низ, а у крупных подносов в загиб закатывали проволоку.
В 1928 году в промысле стал использоваться пресс для штамповки подносных форм. Благодаря этому новшеству. Трудоёмкая ручная ковка прекратилась. Вместе с ней исчезли многие сложные и красивые виды подносов.
Славу тагильским подносам приносила художественная роспись, всегда яркая, нарядная, праздничная. Цветы, бутоны. Зелень были крупными, необычными, фантастическими. Роспись, благодаря универсальности композиции, хорошо смотрелась с любой стороны – не имела ни верха, ни низа. Она выполнялась, в основном, женщинами – "писаками".
Декоративной отделке изделий предшествовало "воронение". Для этого подносы покрывались тонким слоем льняной олифы или масла и при определенной температуре, обычно после выпечки хлеба, прокаливались в русской печи при закрытой заслонке и открытой печной трубе.
Олифа выгорала, оставляя на железе тонкий лаковый, чёрный слой, удивительно прочный и жаростойкий.
Подносы больших размеров не "воронились". Их покрывали специальным черным лаком. Далее дно подноса грунтовали – "делали землю". Она могла быть любого цвета, но чаще всего встречались красный, бордовый, оранжевый.
Первая часть росписи называлась "шапить", то есть намечать "шапки" цветов и бутонов.
На указательный, средний и безымянный пальцы правой руки брались краски разных цветов и рисовали круглые или овальные пятна. Затем поднос переходил в руки опытных мастериц – "писак". Их работа была самой ответственной. "Писаки" создавали цветы, бутоны. Выписывали детали, усики, стебельки. Жилки листьев и бутонов.
Роспись выполнялась тонким слоем красок, тертых на мраморной плите мраморным курантом – пестиком, и мелкими кистями "домашнего" приготовления из волос беличьего хвоста, вставленных в зорьку гусиного пера. "Писаки" часто имели свою мастерскую – "красильню" и нанимали помощниц девочек – подростков.
Процесс отделки подносов значительно ускоряло использование трафареток, которые чаще всего изготавливались специальными мастерами.
Трафаретки вырезались из сложенной в несколько слоёв бумаги очень тонкими и острыми ножничками. Для прочности они пропитывались горячим воском, поэтому служили очень долго. Рисунок через трафарет наносился специальным тампоном специальными песками золотого и серебряного цветов.
Изготовление подноса завершалось лакировкой. Лак для подносов в Нижнем Тагиле приготавливали двумя способами. По первому лак не варили, а получали холодным способом. Для этого льняное масло наливали в стеклянную посуду, добавляли соль и ставили на окно на солнечную сторону. Через полгода масло становилось совершенно прозрачным и быстро сохнущим. Покровный слой на изделии получался тонким, механически прочным, блестящим.
По второму, "горячему" способу лак варили из конопляного масла в русской печи в глиняной посуде. Готовность лака определяли с помощью Куринного пера. В горшок с горячим лаком опускали конец пера. Если оно при этом быстро скручивалось, то лак был готов.
В 2001 году И.А. Орлову исполнилось бы 100 лет. К юбилею краеведа готовилась книга с написанными им очерками и воспоминаниями, в том числе и по истории подносного промысла.
О.Н. СИЛОНОВА