Музей истории развития образования Дзержинского района
Есть на Вагонке музей, в котором посетитель любого возраста найдет для себя столько ценного, что вернется сюда еще не раз. Это музей истории развития образования Дзержинского района во Дворце детского и юношеского творчества. Для молодого поколения его материалы и экспонаты – познавательное путешествие в историю не только родного края, но и города, страны. Для умудренных жизненным опытом приход сюда – волнующая встреча с прошлым, прикосновение к судьбам удивительных людей.
В 2016 году исполнилось бы 80 лет легенде тагильского просвещения, оказавшей огромное влияние на становление молодых кадров, первой народной учительнице Свердловской области Галине Даниловне Лавровой. Мы знаем всех ветеранов, благодаря которым школы Дзержинского района стали лучшими в городе и стараемся, чтобы их имена сохранило время.
В историю образования вошло имя талантливого педагога и отличного руководителя коллектива школы № 38 Антонины Моховой, построившей эту школу. Активная общественница, долгие годы возглавлявшая совет ветеранов педагогического труда.
Любая из школ Дзержинского района славится своими педагогами и выпускниками. Лицей № 39 гордится лауреатом Нобелевской премии Константином Новоселовым. Его дед Виктор Новоселов воевал под Киевом, дошел до Кенигсберга. После Победы пришел работать в вагон-скую школу № 7, одновременно учился в Омском госуниверситете на факультете физической культуры. Виктору Константиновичу выпало судьбой трудиться в нескольких образовательных учреждениях – №№ 41, 39, которыми он руководил. В каждом о фронтовике помнят и хранят документы, связанные с боевым прошлым и трудовой деятельностью.
В витринах школьных музеев сегодня есть проржавевшие солдатские каски, кусочки черного хлеба-пайка, которые получали труженики тыла. Он казался детишкам военной поры слаще пряника. Бережно хранятся гильзы с землей, привезенные с Мамаева кургана и других мест, связанных с крупными сражениями под непрерывным пулеметным огнем.
В школах №№7 и 9 в годы войны были открыты госпитали. Чтобы обогреть помещения, ребята вместе с учителями разгружали вагоны с углем. Жили впроголодь: в сорок третьем году учитель по карточке получал в день 400 граммов хлеба, а ученики – по 300 граммов. Чтобы выжить, на пришкольных участках выращивали овощи – картофель, морковь, свеклу, горох. Все это использовалось для приготовления обедов, состоящих из винегрета, булочки с пятикопеечную монету и морковного чая. Несмотря на тяжелые условия жизни, учеба не прекращалась: каждый год все классы сдавали экзамены по изучаемым предметам.
Узнать о реликвиях, увидеть эти бесценные документы помогают школьные музеи.
Раиса КОЛЕСНИКОВА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 29.04.2016, №16-17.