С интервалом сто и двести лет

    Мини-выставка "Индустриальный пейзаж" открылась в музее "Демидовская дача". На ней впервые экспонируются работы советского художника Л.З. Танклевского (1906-1984 гг.)

Мини-выставка "Индустриальный пейзаж"

    В советский период, связанный со многими переменами в жизни людей, изобразительное искусство приобрело особый характер. Изменения затронули многие его жанры, в том числе живопись, и не обошли стороной пейзаж. Так, в 1930-е годы оформилось направление, получившее название "индустриальный пейзаж". В нем нашла отражение романтика созидания: строительство крупных объектов промышленности, индустриальный рост. К этому периоду относятся живописные полотна московского художника Леонида Захаровича Танклевского (1906-1984 гг.), заслуженного работника культуры РСФСР, члена Союза художников СССР.

    Родился Леонид Захарович в Киеве. В 1930 году окончил Художественное училище памяти 1905 года (г. Москва). В 1930-х годах прошлого столетия по заданию московской макетной мастерской "Всекохудожник" поехал в командировку на Север и на Урал. В Нижнем Тагиле Леонид Захарович писал портреты забойщиков, машинистов и рабочих рудника. В этот же период им были созданы картины "Озеро Медного рудника" и "Промывочная брикетная фабрика на Высокогорском руднике Нижнего Тагила" (1937 г.), на которых были запечатлены два исторических месторождения нашего города.

    Изменения, произошедшие в промышленности во время советской индустриализации, коснулись и Высокогорского железного рудника. В карьерах появились канатные подъемники, паровой экскаватор, начала действовать опытная промывочная фабрика, изображенная Л.З. Танклевским на одном из полотен.

    На картине "Озеро Медного рудника" изображено искусственное озеро, образовавшееся в результате затопления старых шахт Меднорудянского месторождения. Это время – период промышленного затишья на руднике. В 1916 году добыча руды здесь прекратилась, старые демидовские шахты затопили, в результате появилось озеро, которое было проточным из-за реки Рудянки. Вода в этом озере имела зеленовато-голубоватый цвет из-за содержания в ней примесей меди. Находилось оно в конце улицы Кирова и существовало довольно долго. Меднорудянский рудник находился в непосредственной близости от жилых улиц, и жители близлежащих домов ходили на это озеро, чтобы полоскать белье. В 1973 году работы на Меднорудянском руднике были возобновлены, озеро осушили для будущей разработки бурых железняков открытым способом. И на месте бывшего озера снова появился карьер.

    Картину "Озеро Медного рудника" тагильчане уже видели, а вот полотно "Промывочная брикетная фабрика на Высокогорском руднике Нижнего Тагила" экспонируется впервые. Оба полотна Л.З. Танклевского были отреставрированы опытным тагильским художником-реставратором Антониной Александровной Наседкиной. Ее искусство подарило новую жизнь многим полотнам старых и современных мастеров западноевропейской и российской живописи, хранящихся в музеях России.

    Кроме картин Л.З. Танклевского на выставке можно увидеть виды главных месторождений Нижнего Тагила – но уже в дореволюционный период. В коллекции музея-заповедника хранятся великолепные образцы индустриального пейзажа, выполненные еще в XVIII и XIX веках известными тагильскими художниками: картина на металле Т.К. Перезолова "Вид железного рудника" и картина В. П. Худоярова "Вид Меднорудянского рудника". На мини-выставке представлены подносы – копии этих картин, воспроизведенные известными тагильскими мастерами росписи по металлу Н.В. Петуховой и С.Н. Поповой.

    Надо отметить, что произведения как Т.К. Перезолова и В.П. Худоярова, так и Л.З. Танклевского имеют не только художественное, но и историческое значение, так как они служат нам источником исторических знаний. Подносы и живописные полотна позволят посетителю сравнить виды двух главных месторождений Нижнего Тагила – Высокогорского и Меднорудянского, выполненные художниками совершенно разных исторических эпох с интервалом в сто лет.

Дания БУДАЕВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №6(236) от 18.02.2016.

 

 

Главная страница