Узнавая прошлое, узнаём самих себя
Полчаса передачи "Письма из провинции" пролетели как один миг. Всё рассказанное и показанное было так близко и знакомо. В детстве много слышал рассказов о судьбах репрессированных, о вагонских передовиках, о гвардейской фронтовой бригаде Тани Бревновой.
В воспоминания-переживания мгновенно включила мелькнувшая на телеэкране копия пластмассового танка Т-34. Её после войны вручали передовикам тагильского танкостроения. Была она и в нашей семье, самая ценная вещь в комнатке барака с покосившимся крыльцом. В двух спецпоселениях (ТЭЦ и Старый посёлок) проживал репрессированный контингент, жизнь которого являла собой классическую противоположность официальным лозунгам социалистического государства.
Вот так вернула в прошлое чудесная программа, подготовку которой инициировал истинный тагильчанин Василий Андреевич Овсепьян. Истинный – потому, что душой болеет за город, делает всё для того, чтобы процветала в нём высокая культура, которой служит его поэтический труд и интересные инициативы.
О великом писателе и поэте Булате Окуджаве рассказывалось в программе "Письма из провинции". Этого дорогого стоит. В России есть три города, где незримо присутствует тень Булата Шалвовича: Москва, где он прожил большую часть жизни; Калуга, где он учительствовал; Нижний Тагил, где прожил три детских года, пережил семейную трагедию. Родители его, профессиональные партийные работники, в 1934 году приехали в Нижний Тагил. Отец – Шалва Степанович – был парторгом ЦК партии на строительстве УВЗ, затем секретарём Нижнетагильского горкома партии. Но 1937 год не обошёл его. "Давно тот выстрел отзвучал, но рана, ты ещё во мне", – напишет Булат Окуджава в стихотворении "Отец". Эта боль три десятка лет не позволяла ему приехать в Нижний Тагил. Во время просмотра программы я вспомнил его приезд в город, тёплую встречу с ним. В своём последнем романе Булат Окуджава нашёл место и для Нижнего Тагила.
А вот появление на экране В. Овсепьяна с рассказом о тагильском периоде в жизни поэта почему-то вернули память к тем препятствиям, которые Василий Андреевич преодолевал, да и сегодня преодолевает, на пути создания литературного центра-музея Булата Окуджавы. Но – не библиотеки. Странная страна Россия, в которой чиновники перехватывают инициативу снизу и начинают "свои идеи" воплощать по-своему. Этакие пасьянсы наших начальников от культуры, кроме недоумения, ничего не вызывают. Кстати, а почему в программе "Письма из провинции" не оказалось ни одного представителя хотя бы от городского управления культуры? Или им не интересно, как представляют Тагил стране? А вот В.А. Овсепьяну это не безразлично, он любит Нижний Тагил и хочет, чтобы из истории его не выпадал ни один исторический факт. Поэтому и появилась уже в городе улица Булата Окуджавы, будет и центр-музей поэта и писателя.
В "Письмах из провинции" весьма деликатно на примере судьбы режиссёра муниципального Молодёжного театра Владимира Вейде была поднята тема сталинских репрессий, что для Тагила особенно важно. Ведь индустриальный центр возводили в большинстве своём "враги народа". К этой категории относился и отец Владимира Давыдовича, и только потому, что был родившимся в России немцем. Сколько встретил я их в своей жизни. А с замечательным педагогом Иваном Ивановичем Кроневальдом работал даже на одной кафедре в пединституте. Он много рассказывал о тагильских "шарашках", в которых трудились О. Бадер, В. Раушенбах и другие, ставшие большими учёными, прославившими матушку-Россию своими научными открытиями. К сожалению, мало мы о них знаем. И хорошо, что передача "Письма из провинции" вернула нас к тому лихому времени, заставила вспомнить талантливых "врагов народа".
А ещё позволила познакомиться с интересной творческой личностью, прекрасным режиссёром, на спектаклях которого выросло уже не одно поколение тагильчан. Это В. Вейде в соавторстве с В. Овсепьяном написали сценарий спектакля "Отряд 1874". Помню, как долго не мог прийти в себя после премьеры, а старше меня лет на двадцать знакомый всё повторял: "Это же надо так прочувствовать время". Он мне и поведал, что на территории Нижнего Тагила располагалось 16 спецлагерей, в которых концентрировалась рабочая сила для строительства заводов-гигантов. Немало их действовало и в послевоенный период. Это, конечно же, оказывало влияние на культурный фон Нижнего Тагила, но в городе-труженике всегда был, есть и будет высокий уровень и самой культуры и работы культучреждений. Только бы чиновники разумно помогали в этом важном деле.
Двадцать лет назад, подписывая постановление об открытии в Дзержинском районе муниципального молодёжного театра (время было и безденежное, да и не всегда понятное), глава администрации Нижнего Тагила Николай Наумович Диденко, отметая многочисленные советы типа "не время", говорил: "Именно сейчас и надо думать о том, с чем молодёжь придёт в ближайшее будущее". Глава города Н.Н. Диденко постоянно интересовался делами театра и искренне радовался его успехам.
А ныне, похоже, никого не волнует, что выдаёт на-гора коллектив ММТ, какова здесь атмосфера, что это за судебные тяжбы у нового директора с актёрами. Анализ состояния нашей городской культуры показывает, что многие ее учреждения, сохраняя традиции прошлого, работают великолепно, а вот в целом культурной политики не ощущается. Такое впечатление, что городской культурой руководят люди безразличные, не написавшие ни одного большого письма, не видевшие ни одного восхода, не знающие наизусть ни одного стихотворения...
Не думал, что интересная программа вызовет столько воспоминаний и эмоций. Да и как без них, ведь на экране появилась Татьяна Харлампиевна Бревнова. Сколько мы, послевоенные школьники, слышали о героическом труде получившей первой в СССР звание гвардейской бригады, которой руководила шестнадцатилетняя Таня Бревнова. В Нижнем Тагиле трудилось много уникальных женщин: первая в мире женщина-горновой, первая в СССР женщина-бурильщица, первая в СССР женщина-танкист... С восторгом смотрел на Татьяну Харлампиевну: с каким задором, с какой любовью рассказывала она о тяжёлых годах своей юности.
А вот и ещё одна встреча. О талантах конструктора УКБТМ УВЗ Германа Моргунова слышал от своих друзей. А вот встретился с ним только в "Письмах из провинции". Конечно же, в рамках программы вряд ли ощутишь его искромётный юмор, умение на ходу сочинить о собеседнике четверостишие, узнать о его богатейшей коллекции камней и минералов. Даже из небольшого его рассказа о коллективе конструкторского бюро, бывшем Главном конструкторе В. Венедиктове понимаешь, как нынешний пенсионер с полувековым стажем работы в одном коллективе дорожит им, бывшими и нынешними коллегами.
Не ожидал, что так впечатлит меня увиденное, что узнаю многое о непростой жизненной и творческой судьбе прекрасного режиссёра Владимира Вейде; встречусь с легендарной Татьяной Бревновой; заочно познакомлюсь с интересным земляком Германом Моргуновым. И ещё раз "пообщаюсь" с "королём гитары" Булатом Окуджавой, на долю которого выпали и боль хулы, и тяжесть хвалы, не просто популярность, а незабываемость; вспомню его "Синий троллейбус", "Старинную студенческую", "Надежды маленький оркестрик", повесть "Будь здоров, школяр!", автобиографическую книгу "Упразднённый театр".
Огромное спасибо профессиональному коллективу программы "Письма из провинции" за то, что дали возможность "пройти своим двором" и через пелену новой реальности увидеть знакомые лица, за умение объединить временем разные судьбы, испытать чувство гордости за милый сердцу Нижний Тагил.
В. АЛЕКСЕЕВ.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №4(234) от 04.02.2016.