Еще недавно эти слова без вариантов означали события, связанные с Октябрьской революцией, которая была осуществлена в ночь на 25 октября 1917 года. Позднее дату по причине установления нового декретного времени перенесли на две недели и стали отмечать 7 ноября.
Почти сто лет назад чаяния уставшего народа вылились в противостояние огромного числа граждан Российской империи. Задача людей, пришедших к власти в тот период, заключалась в тотальном искоренении "темного" прошлого и строительством нового "светлого" будущего, причем – в их понимании. Идеальные воззрения быстро сменились диктатом, образ жизни, подчиненный Богу, – еще более поляризованной идеологией.
По снимку видно, что кастинг Вадик прошел "вне конкурса"
Для представителей того поколения, которое жило под знаменем движения к коммунизму, до сих пор дороги воспоминания юности, ощущения уверенности в завтрашнем дне. Не буду вдаваться в подробности протекания времени, которое для каждого человека, семьи, коллектива имеет свои оттенки от серого и черного до самых радужных. Одна вера на время сменила другую, люди отрекались от Бога, уверовав в "Город Солнца" социалистического утописта Томмазо Кампанеллы.
Армия писателей и историков бросилась описывать события, отмечая трагичность и переживания, восторг и разочарование, вселенские мечты о будущем и полное отречение от прошлого. Из-под пера талантливых художников слова родились произведения, слог и содержание которых беспрецедентны. Сняты фильмы, поставлены спектакли. Вот об одном из этих художественных опытов и пойдет речь.
Заметка в газете "Тагильский рабочий" от 24.04.1960.
Программа. Н.А. Мезенин в роли В.И. Ленина. Май 1960
После первых десятилетий установления новой власти немного ослабла охота за контрреволюционерами, уже были переписаны учебники и дано направление мыслям миллионов людей. В сценариях фильмов и репертуарах театров обязательно присутствовали сюжеты, продиктованные проводниками правящей идеологии. Не остался в стороне и театральный архипелаг глубинки, включая как профессиональные труппы, так и самодеятельные коллективы актеров в клубах и дворцах культуры.
В спектаклях для детей, понятно, преобладали сценки из ранних годов жизни будущего вождя революции, для роли которого подбирали похожих внешне малышей. На фото 45-летней давности – юный тагильчанин Вадик, игравший в сценках образ юного Володи Ульянова. По снимку видно, что кастинг он прошел "вне конкурса".
Другой актер самодеятельной труппы ДК НТМК – металлург Николай Александрович Мезенин. По духу он человек мирный, нереволюционный. Ему гораздо ближе дотошный поиск сведений по истории техники, людей, причастных к процветанию железоделательного края. Руководил в ту пору, в 1960-е годы, театральными постановками известный актер Нижнетагильского драматического театра заслуженный артист РСФСР Зиновий Бестужев. Он и уговорил молодого инженера, начальника смены мартеновского цеха № 2, обладающего харизмой и темпераментом Ильича, на роль вождя. Была осуществлена сценическая версия не пьесы, разрешение на постановку которых получали преимущественно столичные театры, а рассказа Александра Бека "Письмо Ленина".
Театральная жизнь Дворца культуры тогда кипела, и на афишах того времени значилась постановка В.И. Иоффе "Этих дней не смолкнет слава", где были представлены сцены из произведений Г. Вишневского "Пролог", В. Иванова "Бронепоезд 14-69", В. Вишневского "Первая конная", В. Киршона "Рельсы гудят", сюиты "Цвети, Отчизна!" и других.
Ставили не только патриотические спектакли. Пользовались успехом комедии Тудора Мушатеску "Титаник-вальс" и А. Якобсона "Ангел-хранитель из Небраски", роли в которых исполняли учителя, начальники цехов, директора предприятий.
Ю. ИСУПОВ, краевед.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №40(223) от 12.11.2015.