Он молод, как юноша, и мудр, как старец. Им многое в жизни достигнуто, а предстоит еще больше. Нижнетагильский машиностроительный техникум отмечает 80-й год своего рождения. 80 лет – период мудрости и зрелости. В техникуме трудится педагогический коллектив из 40 человек. Вектор направления его развития был заложен в 1935 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР – по осеннему набору 150 учащихся приступили к учебе. Через три года началась подготовка специалистов на дневном и вечернем отделениях.
Восемь десятилетий истории техникума – это значимые вехи развития производства и инженерной школы уральской промышленности. Первые выпускники образовательного учреждения стали основой профессионального коллектива, который вывел Уралвагонзавод в лидеры машиностроения.
В Нижнетагильском машиностроительном техникуме сформирована современная учебная база, обладающая всеми условиями для подготовки специалистов в области технологии машиностроения, создания специальных машин и устройств, литейного производства черных и цветных металлов и др. Образовательное учреждение является хорошей стартовой площадкой для получения высшей инженерной квалификации.
Техникум – уникальная образовательная организация, которая готовит для Уралвагонзавода кадры по специальностям "Сварочное производство", "Специальные машины и устройства", "Технология машиностроения", "Литейное производство черных и цветных металлов", "Компьютерные системы и комплексы", "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий", "Экономика и бухгалтерский учет".
На протяжении минувших десятилетий НТМТ и УВЗ стали единым целым. Потребность в специалистах для предприятия всегда определяла образовательный процесс. Сегодня большое количество работников Уралвагонзавода – выпускники НТМТ. О качестве подготовки говорит тот факт, что треть руководителей цехов и их заместителей – выпускники нашего учебного заведения.
Сотрудничество между техникумом и Уралвагонзаводом ведется по нескольким направлениям: организация и проведение практического обучения в подразделениях предприятия, обучение студентов в центре подготовки персонала, проведение экскурсий в производственных подразделениях. Особое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогического коллектива, а также развитию материальной базы техникума, внедрению результатов совместных научно-исследовательских разработок. В последние годы выросла потребность предприятия в квалифицированных специалистах среднего звена. Сложившаяся за многие годы традиционная система отношений "техникум – завод" влечет за собой развитие НТМТ вместе с УВЗ. Модернизируется производство – растет уровень подготовки студентов. Под руководством директора центра подготовки персонала Уралвагонзавода Сергея Васильева и начальника отдела по подготовке персонала Светланы Климан совместно с Межотраслевым экспертно-методическим центром на базе Высшей инженерной школы УрФУ были созданы рабочие группы с привлечением методистов-экспертов, квалифицированных рабочих, специалистов подразделений. Разработанный ими совместный проект реализуется в Нижнетагильском технологическом институте (филиале) УрФУ и его структурном подразделении – НТМТ. Результатом проекта стали программы основной образовательной деятельности "Специальные машины и устройства", профессиональной подготовки – "Слесарь механосборочных работ", "Слесарь-инструментальщик", "Инженер-технолог", а также программа повышения квалификации "Информационные технологии в машиностроении", внедрение кейс-технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов и запуск лабораторий конструкционного проектирования, программирования станков с ЧПУ. Техникум – одна из важнейших составляющих завода. Наши выпускники – хорошие специалисты.
Учеба в техникуме - путевка в жизнь
Жизнь не стоит на месте – требуется вносить изменения и в образовательный процесс.
По инициативе Сергея Васильева, учитывая современные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса, реформы образования, были организованы рабочие встречи, посвященные поиску новых форм взаимодействия и развития в современных условиях. Стимулом создания новых форматов в области сотрудничества и подготовки специалистов ОПК послужила модернизация оборудования и открытие в техникуме обновленной лаборатории специальных машин и устройств. Уникальное оборудование лаборатории позволяет на качественно новом уровне готовить специалистов – офицеров запаса и кадровых офицеров по программам высшего образования для Министерства обороны РФ. Новым форматом нашего взаимодействия стала модель: АО "НПК "Уралвагонзавод" – Нижнетагильский машиностроительный техникум – ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина". Его цель – подготовка высококвалифицированных кадров для ОПК. Совместные усилия позволяют решать важные задачи. Введение профессиональных стандартов и независимой оценки качества обучения работодателем становятся реальным механизмом в построении новой системы взаимодействия и развития образовательного пространства. Благодаря опыту и возможностям университета формируются система профессиональных стандартов и новая функциональная структура взаимодействия с УВЗ. Совместно с предприятием в техникуме разрабатывается и внедряется ряд проектов. В 2013 году началась программа освоения профессиональных модулей на высокотехнологичном оборудовании учебного центра предприятия. Реализуется совместный проект, направленный на исполнение инициативы Правительства РФ "Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса в 2014 – 2020 годах". В 2014 году началась совместная работа с институтом и УрФУ по созданию кафедры "Машиностроение" на УВЗ и оснащению ее современным оборудованием. На протяжении восьмидесяти лет НТМТ сохраняет свои лучшие традиции. Мы его реформируем, улучшаем, меняемся сами и стараемся воспитать в студентах лучшее, что когда-то привили нам: уважение к коллективу, любовь к заводу и стране.
Владислав ПОТАНИН, директор НТМТ.
Фото Людмилы Ивановой.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.10.2015, №41.
В заметке газеты "Вагоногигант" от 5 сентября 1935 года сообщается о приеме заявлений в вечерний машиностроительный техникум и о начале занятий с 7 сентября в бараке № 14 по улице Димитрова. В этой же газете, но от 28 сентября говорится, что школа будущих техников открыла свои двери для студентов, занятия начались, и инспектор Главного управления учебными заведениями Наркомтяжпрома, посетивший заведение, дал высокую оценку помещениям, учебным материалам, методическим разработкам и методам ведения классных занятий техникума.
Тяга к образованию среди первых жителей Вагонки была велика: вместо запланированных 150 человек на первый курс были зачислены 164. В вечернем вагоностроительном техникуме организовали три отделения: сварочное, литейное и сборочно-монтажное. В общежитиях-бараках расселили нуждающихся в жилье студентов.
Не всем учащимся хватило силы воли и знаний, чтобы совмещать учебу с работой: из 164 человек только 26 получили дипломы.
В 1939 году в техникуме появилось дневное отделение по специальностям: "Монтаж и сборка вагонов", "Сварка". Большое внимание уделялось профориентации: в школы-семилетки рассылались письма, печатались и развешивались в трамваях объявления о наборе в техникум, проводилась агитационная работа на цеховых собраниях. Вместе с тем были введены вступительные экзамены.
Машиностроительный техникум. 1935 год
Наряду с увеличением производственных мощностей Уралвагонзавода расширялся и техникум. В сентябре
1940 года на дневное и вечернее отделения зачислили в общей сложности 410 человек. Однако нападение фашистской Германии в июне 1941 года не позволило многим студентам этого набора окончить техникум – большинство ушло на фронт. Техникум частично опустел, а оставшиеся студенты в летний период работали на производстве, убирали урожай в совхозах, заготавливали дрова, строили доменную печь на НТМК, чистили железнодорожные и трамвайные пути и т.д. В те суровые времена тыл жил одной жизнью с фронтом. Занятия не прекращались: успевали учиться и помогать фронту. В 1945 году техникуму было вручено Красное Знамя Наркомата за вклад в подготовку специалистов во время Великой Отечественной войны.
Педагоги техникума. 1950 год
После войны коллектив преподавателей пополнился фронтовиками. Среди педагогов того времени можно отметить учителя черчения Владимира Сорокина, преподавателя теоретической механики и машиностроения Виктора Покорского, преподавателя химии Клавдию Кадышеву (Плотникову), преподавателя военного дела и общетехнических дисциплин Александра Ильина, преподавателя истории Галину Филатову, заместителя директора по производственному обучению Евгения Федотова, преподавателя физики и технологии металлов Евгению Морозову (Вострякову), преподавателя физики Таисию Перемогорову (Муганцеву), преподавателя военного дела Василия Запольских, заместителя директора техникума Сергея Бородина и др.
Сергей Бородин был яркой, многогранной личностью: человек большой эрудиции, фотограф-любитель, турист, шашист. Сергей Павлович умел объяснить сложный материал доступным языком и от других требовал "живинки" в преподавании серьезных технических дисциплин. Ко многим студентам он относился по-отечески, это помогало им адаптироваться в непростых жизненных условиях. Именно он стал инициатором создания курсовой школы профессиональной многоступенчатой подготовки рабочих разных специальностей: сварщиков, станочников, литейщиков Уралвагонзавода.
В 1957 году техникум переехал в новое здание на проспекте Вагоностроителей, в котором оборудовали новые лаборатории. Все это позволило повысить уровень образования будущих технологов и мастеров. В этот период также работало много талантливых преподавателей: Л.К. Филонов, В.Н. Махов, В.С. Жужгова, Л.А. Антонова, А.Я. Баскир, В.М. Богданова, В.Н. Бородина и многие другие. Росло и количество выпускников. Например, в 1970 году техникум выпустил 284 человека.
Директорами техникума в разное время были Е.С. Левина, К.С. Синицын, А.К. Егорова, С.А. Калдымов, А.Ф. Ефимов, В.В. Владимиров.
В НТМТ всегда кипела общественная жизнь: уже первые студенты участвовали в секциях и кружках, а в послевоенное время зародились такие традиции, без которых впоследствии трудно было представить студенческую жизнь. Это и туристические походы, и 15 работающих секций (от футбола до акробатического кружка). У студентов и преподавателей за долгие годы активной деятельности выработалась стойкая привычка во всем быть первыми – в учебе, спорте, художественной самодеятельности и трудовых делах. В 1970-1980 годах в НТМТ появилась традиция играть в КВН и проводить конкурс стенных газет.
Выпускники техникума разных лет с трепетом вспоминают свою "альма-матер". Один из знаменитых выпускников, родоначальник агиттеатра "Факел", заслуженный деятель культуры РСФСР Ефим Нисенбаум вспоминал: "…все мне здесь нравилось, начиная с учащихся. Состав преподавателей вообще был роскошный".
За 80 лет своего существования Нижнетагильский машиностроительный техникум подготовил 17 тысяч специалистов. Среди выпускников, достигших высоких результатов, – руководители различных производств Уралвагонзавода. Например, Петр Алексеев начинал трудовую деятельность в 1948 году техником-технологом в кузнечном цехе, в 1970-м году стал начальником кузнечного цеха № 1 (390), а затем в 1984-м возглавил кузнечное производство. Он награжден орденами "Знак Почета" и Октябрьской Революции. Или Иван Волчков, эвакуированный в 1941 году вместе с Харьковским заводом. Иван Афанасьевич прошел карьерную лестницу от наладчика до начальника вагоносборочного производства (с 1972 по 1979 годы). Под его руководством была проведена реконструкция вагоносборочных цехов, более 90% сварочно-сборочных работ были автоматизированы и механизированы. Николай Захаров, окончивший техникум во время Великой Отечественной войны, совмещал учебу с работой в ремонтно-механическом цехе. В 1973-1983 годах Николай Кириллович возглавлял криогенное производство Уралвагонзавода. Под его руководством изготовлены, испытаны и освоены железнодорожные цистерны для заправки жидким водородом и кислородом космических кораблей, спецпоезд для перевозки жидкого фтора и многое другое. Среди выпускников – Василий Ляпцев, работник, которому впервые на заводе (в 1959 г.) было присвоено звание "Ударник коммунистического труда". Он прошел путь от токаря до начальника цеха, награжден орденами Ленина и "Знак Почета", с 1979 по 1992 годы возглавлял механосборочное производство.
Зародившись как "школа техников", машиностроительный техникум дает прочные знания на протяжении восьми десятилетий, а для многих его выпускников учеба в НТМТ стала семейной традицией.
Светлана НЕЙМЫШЕВА, научный сотрудник Выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод".
Фото из архива музея истории УВЗ.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.10.2015, №41.