В музее быта и ремёсел горнозаводского населения открылась выставка "Букет", которая знакомит посетителей с деятельностью одноимённого детского творческого объединения, созданного в 2006 году на базе детско-юношеского центра "Радуга" Верой Павловной Полевой, замечательным мастером уральской лаковой росписи по металлу.
Вера Павловна Полева – ученица старейшей мастерицы тагильского подносного промысла Агриппины Васильевны Афанасьевой, лауреат Премии Ленинского Комсомола, член Союза художников РФ, обладательница серебряной медали ВДНХ СССР и Почетной грамоты Правительства Свердловской области, а также ряда других престижных наград различного уровня. Её работы занимают призовые места на всероссийских и международных выставках и фестивалях, хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и Европы.
Свой колоссальный творческий опыт, основанный на вековых традициях уральской лаковой росписи по металлу, мастер передаёт детям. В объединении "Букет" Вера Полева занимается с ребятами в возрасте от 6 до 18 лет по трём авторским программам обучения: "Тагильский поднос", "Тагильская роспись" и "Контурная роспись по ткани".
– Одной из основных задач является приобщение детей к местному традиционному промыслу, – говорит Вера Павловна. – Мы должны знать историю и сохранить для будущих поколений богатое наследие культуры и искусства родного края. Приобщение к искусству старых и современных мастеров может и должно стать для детей средством их духовного развития и эстетического воспитания. Помимо этого, я знакомлю учеников с историей тагильской росписи, наглядно показывая им технологию выполнения двойного мазка.
Курс "Тагильская роспись" нацелен на приобщение детей и подростков к традиционному уральскому промыслу и культурному наследию Урала. "Контурная роспись по ткани" предполагает работу детей по готовым эскизам и рисункам, что обеспечивает им более легкое и комфортное освоение навыков рисунка и построения композиции. Программа для дошкольников "Тагильский поднос" создавалась на основании запросов родителей с целью создания условий для последовательного и системного обучения детей навыкам уральской росписи с ранних лет. Она была представлена как авторская разработка В.П. Полевой на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства в рамках XI Всероссийского конкурса художественного творчества "Хранители". Все три программы взаимосвязаны и позволяют педагогу осуществлять образовательную деятельность на разных ступенях обучения.
Обучение росписи в объединении "Букет" начинается с дошкольного возраста. Мастер знакомит детей с историей и культурой родного края, в том числе, на основе произведений П.П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка. Уже на первом этапе даются краткие сведения из истории тагильского расписного подноса.
Учитывая возрастные особенности детей, мастер активно использует иллюстративный материал: фотографии своих произведений, а также подносы, расписные доски и бураки современных мастеров. В детском сознании откладываются основные характерные черты, присущие тагильскому подносному промыслу.
Формы проведения занятий в объединении различны: беседы, экскурсии, выходы на природу, встречи с мастерами подносного промысла. Преподаватель часто использует демонстрацию видеозаписей с выставок, мастер-классов, конференций. Помимо этого, проводится коллективное обсуждение как произведений мастеров, так и работ самих воспитанников. В устных беседах дети учатся делать сравнительный анализ композиций, цветового решения изделий и их стилистики. Многие ученики пишут рефераты по теме подносного промысла.
Воспитанники объединения принимают участие не только в городских выставках, но и в международных, областных и региональных, на различных конференциях и фестивалях, становясь там лауреатами и дипломантами. Выпускники объединения продолжают своё обучение на художественно-графическом факультете Нижнетагильского социально-педагогического института, в Уральском училище прикладного искусства, художественных школах.
На выставке "Букет" представлено около пятидесяти работ двадцати пяти воспитанников Веры Павловны Полевой. Основная их часть – подносы с традиционной цветочной росписью. Чарующую красоту волшебной "тагильской розы" дети передают с особой эмоциональной силой, достигаемой благодаря непосредственности и простоте восприятия жизни. Сюжетные работы демонстрируют умение ребят по-своему понимать и изображать окружающий мир. На безмолвной фактуре изделия можно увидеть то лесную опушку с уютной, утопающей в снегу избушкой, то снеговика, то красивую птичку, сидящую на хрупкой веточке…
Важной группой экспонатов являются изделия, знакомящие посетителя с росписью по дереву, ткани, стеклу. Соединение столь различных по пластике и фактуре материалов с росписью не только придает особое декоративное звучание знакомым бытовым предметам, но и дарит этим предметам новую жизнь, превращая их в подарки для самых дорогих людей или просто делая оригинальным украшением дома, которое спустя годы становится предметом, связанным с памятью о детстве.
– Я надеюсь, придет время, когда мои воспитанники выберут для себя профессию художника росписи подносов, придут на смену сегодняшним мастерам и продолжат прославлять родной город, символом которого является поднос, выполненный в уникальной манере махового письма, – говорит В.П. Полева.
Получив навыки и приемы традиционной росписи от известнейшей тагильской мастерицы А.В. Афансьевой, Вера Павловна щедро делится своим искусством и опытом с юными художниками. Все это вселяет надежду, что тагильская роза не увянет.
Антон ВАСЕНЁВ, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Фото Тимофея ДУБИНИНА.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №34(217) от 01.10.2015.