Становление

    Нижнетагильский машиностроительный техникум (с 2003 г. филиал ГОУ ВПО НТИ УГТУ-УПИ), которому в 2005 г. исполняется 70 лет, крепкими узами связан с Уралвагонзаводом. Он и создан был в 1935 году на базе этого предприятия как вечерний вагоностроительный техникум, где без отрыва от производства началось обучение технических руководителей среднего звена: бригадиров, мастеров, технологов, начальников участков - на трех отделениях: сварочном, литейном, сборочно-монтажном.

    В августе 1935 гола были укомплектованы две группы первокурсников из наиболее подготовленных рабочих и служащих Уралвагонзавода. Преподавательский состав состоял из трех штатных работников. Ютился техникум в бараке, имея всего пять аудиторий.

    Трудностей на первых порах было много, но небольшой коллектив преподавателей и учащихся самоотверженно преодолевая их, совмещая учебу с работой на заводе. Многие учились хорошо и отлично.

    Контингент вечернего техникума рос с каждым годом: если в 1935 году здесь занимались 60 человек, то в 1937-м учащихся стало уже 190. А на следующий год было открыто дневное отделение для подготовки средних технических кадров с отрывом от производства. И по настоящее время учебное заведение имеет два отделения: дневное и вечернее.

    Первый выпуск техникума состоялся в 1940 году. Во время войны он готовил уже не техников по вагоностроению, а техников-механиков. Выпускники той поры работали на Уральском вагоностроительном, Сталинградском тракторном заводах, в Ленинграде и других городах. Многие учащиеся с третьего в четвертого курсов ушли на фронт. В первый же год войны ушли защищать Родину от врага Михайлов, Цыкин, Ожиганов, Забелин, Романцев, Чернявский и другие. Четверо из них погибли. После победы демобилизованные воины успешно закончили учебу, стали квалифицированными специалистами.

    За большой вклад в подготовку кадров для Уралвагонзавода в суровую военную пору техникум неоднократно награждался переходящим Красным знаменем наркомата, а позднее приказом министра ему это знамя было вручено на вечное хранение.

    В 1946 году из барака переехали в благоустроенное помещение, совместное со школой рабочей молодежи №2 вскоре приступили к организации учебных мастерских со слесарным станочным отделениями. До середины 50-х годов шла подготовка специалистов по обработке металлов резанием, ковочно-штамповочному и сварочному производствам, гусеничным колесным машинам, заканчивалось обучение техников по вагоностроению.

    В октябре 1957 года состоялось новоселье. В новом, специально для техникума построенном здания стали работать, не имея ни одной лаборатории, кабинеты были недостаточно оборудованы. Началось широкое развитие технического творчества учащихся, направленное на создание, оснащение и оформление кабинетов, лабораторий и учебных мастерских. Большой вклад в развитие материальной базы под руководством директора техникума А.К. Егоровой, заместителя по учебно-воспитательной работе С.П. Бородина внесла преподаватели Р.Н. Корюкова, Л.Н. Каткова, И.Л. Кучин, А.Ф. Лупандина, М.И. Левина, Т.А. Муганцева, Е.В. Маслова, В.А. Покорский, А.И. Сквирская, Е.Ф. Федотов и другие. Одной из первых была создана старейшим преподавателем техникума Л.К. Филоновым лучшая в городе лаборатория сварки. Дальнейшее развитие учебно-материальной базы с 1963 года проходило под руководством директора С.А. Калдымова.

    Научно-техническая революция в промышленности и запросы базового предприятия обусловили введение новых специальностей. Это потребовало увеличения учебных площадей. В 1985 году были сданы в эксплуатацию тря крыла пристроя учебного корпуса.

И. ЧЕРМИСОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.10.85.

Главная страница