Поздний конструктивизм:
архитектура здания гостиницы "Северный Урал" в городе Нижнем Тагиле
Искусство конструктивизма возникло в рамках последней "конструктивной" стадии стиля модерн в начале 20-х годов XX столетия.
Последователи конструктивизма выдвинули лозунг "производственного искусства", были провозглашены новые эстетические идеалы простоты и демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира, отрицание хаотичности и вычурности. Стиль конструктивистов аскетичен, но полон зажигательной фантазии и в этом смысле глубоко человечен.Однако ослабление влияния конструктивизма и уменьшение числа его сторонников в начале 30-х годов было связано со вкусами представителей административно-командной системы, которые ориентировали в вопросах формы на классику и, прежде всего, на ренессанс. Появляются в это время здания, в которых просматривается умеренное "обогащение" внешнего облика и преодоление "излишнего аскетизма" архитектуры конструктивизма. К объектам постконструктивизма относится и здание гостиницы "Северный Урал" в г. Нижнем Тагиле. До Октябрьской революции двухэтажное каменное здание, в котором располагались торговые лавки, принадлежало купцу М. Мозгунову (рис. 1). В результате реконструкции по проекту архитектора Н.И. Федоряко к 1938 году было надстроено два дополнительных этажа (рис. 2).
Рис.1. Дом. М. Мозгунова. Фото 1900-х годов.
Рис.2. Вид гостиницы "Северный Урал" со стороны пр. Ленина. Фото 2006 г.
Акцентируя значимость объекта, были выполнены два парадных портика – со стороны улицы Огаркова и со стороны проспекта Ленина, а по всему фасаду располагались небольшие закрытые балконы. Также были выполнены "пристрои": первый, – к восточному торцу пристроен четырехэтажный объем с лестницей, санузлами и комнатами. Второй, – пристрой во внутреннем дворе позволил увеличить центральную лестницу и холл гостиницы.
На планах этажей видно, что по обеим сторонам коридоров расположены, на первый взгляд, хаотично, даже в какой-то степени нелогично спроектированные комнаты, но, чуть более подробно изучив план здания, можно обнаружить определенные ритмы (рис. 3).
Интересным моментом в планировке здания является то, что несущие внутренние стены примыкают к наружным не под прямым углом, как мы привыкли видеть, а под острым, что, конечно, привносит в проект оригинальность.
Рис.3. План первого этажа гостиницы
Рис.4. Эркер-лоджия крупным планом
Выдвинутый лидерами конструктивизма принцип максимальной простоты форм присутствует в здании гостиницы. Так, его открытые эркеры-лоджии представляют собой образное выражение грубой монументальной идеи конструктивизма (рис. 4). Большой вынос этих элементов образует в уровне первого этажа галерею (рис. 5).
Внешний облик здания отражает черты, характерные для периода советского конструктивизма: подчеркнутый геометризм форм, строгость оконных проемов и входов (рис. 6).
Рис.5. Вид галереи крупным планом
Рис.6. Вид фасада здания со стороны пр.Ленина
Лаконичность в применении архитектурных деталей: двух портиков над главным входом в задние и закрытых балконов на фасаде на улице Огаркова и на проспекте Ленина (рис. 7).
Рис.7. Закрытые балконы на фасаде на ул. Огаркова.
Группы колон дорического ордера органично дополняют строгий фасад здания. Здание строилось в период постепенного перехода от излишнего аскетизма архитектуры конструктивизма к умеренному обогащению фасадов элементами периода постконструктивизма и является объектом культурного наследия регионального значения как памятник архитектуры 30-х годов XX века и отражает черты советского конструктивизма и постконструктивизма.
Библиография1. Городской архив г. Нижнего Тагила: Фонд 70-Р, Опись 2, Дело 766.
2. Ле Корбюзье. Взгляды, достижения, проекты французского архитектора Ле Корбюзье.
3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. [Текст] / С.О.Хан-Магомедов. – М., 1996.
Е.В. ДОМРАЧЕВА, Н.В. ФЕДЯШЕВА.
Литература: Журнал "Архитектон: известия вузов", № 22 – Приложение, 2008.