Старый-старый Новый год

Коллекцию ретро-игрушек собрали в Театре кукол

    Многие давно освоили традицию избавляться под Новый год от всего старого. Но есть люди, которые это старое подбирают, очищают и берегут. Интересную коллекцию новогодних и детских ретро-игрушек собрали в Нижнетагильском театре кукол. Теперь ее смогут увидеть и зрители!

    В театре кукол к Новому году представили выставку ретро-игрушек. В витринах, расположенных в фойе, представлены старинные медведи и стеклянные ёлочные украшения, деревянные лошадки, матрешки, фигурки дедов морозов из ваты, папье-маше и другие редкости: шкаф 1950-х годов, самовар, сундуки. Оформлена выставка празднично: светящиеся витрины с игрушками и мерцающими украшениями из стекла напоминают сказочные окна, через которые можно заглянуть в прошлое.

Мишка – любимая игрушка всех времен и народов

Мишка – любимая игрушка всех времен и народов

 

Дедушка Мороз в пластиковых валенках

Дедушка Мороз в пластиковых валенках

    Основоположником коллекции ретро-игрушек в театре по праву считают заведующую художественно-постановочным цехом Елену Анатольевну Пятыгину. Она помнит каждый экспонат, спасенный от гибели на свалке или в дебрях блошиного рынка. Елена вообще любит все старинное. То, что не помещается дома, уютно разместилось в театральных мастерских. Так, чудесный старый шкаф, на полках которого красуются видавшие виды игрушки, клетка для птиц и самовар придают месту, где творят героев сказок и декорации, дополнительное ощущение некоей сакральности.

В нем было осиное гнездо

В нем было осиное гнездо

 

Мишутка с балалайкой

Мишутка с балалайкой

    Начало коллекции, в том числе новогодних игрушек, положили деды морозы. К ним у Елены Анатольевны давняя любовь. По её "дедам" можно составить историю развития игрушечной индустрии в России. Каких только властителей Нового года здесь нет: это и трогательные ватные дедушки, и бумажные деды морозы, созданные из папье-маше. А вот по пластиковым валенкам одного из новогодних старичков можно угадать, что советская промышленность открыла для себя новый материал.

    – Для некоторых людей старые игрушки не в диковинку, они достаются им от родителей или бабушек-дедушек. Эти сокровища обычно убирают куда-нибудь подальше или вообще выбрасывают. Однако мне не повезло, – рассказывает Елена Пятыгина, – у родителей ничего такого не сохранилось. Первую "древнюю" новогоднюю куклу я купила лет 15 назад на блошином рынке, что был на Красном Камне. Продавец-старичок рассказал мне трогательную романтическую историю о том, как издалека вез ватную Снегурочку для своей невесты. И вот мимо этого предсвадебного подарка я пройти и не смогла, купила.

Основоположник коллекции ретро-игрушек заведующая художественно-постановочным цехом Елена Анатольевна Пятыгина

Основоположник коллекции ретро-игрушек заведующая художественно-постановочным цехом Елена Анатольевна Пятыгина

    Удивительная женщина может с упоением рассказать вам историю буквально каждой своей находки. Вот этого медведя вытащила она с дальней полки в гараже знакомых, а этого бумажного Деда Мороза с веточкой-посохом принес актер театра кукол Роман Брилёв. Даже детские воспоминания Елены связаны с игрушками. О дружбе с одним мальчиком она рассказывает так: какая шикарная у него была белочка из поролона!

    А сколько историй и переживаний связано с поиском и спасением ретро-вещиц! Елена Анатольевна вспоминает об удивительной находке:

    – Как-то на чердаке нежилого деревенского дома моих знакомых я нашла ватного Деда Мороза. Игрушка довольно высокая, полая. И что, вы думаете, я обнаружила внутри нее? Осиное гнездо!

    Но случались и расстройства: как-то один из сотрудников театра, увидев коллекцию Елениных дедов морозов, сообщил, что у него был похожий. На вопрос: "Ну и где же?!", он ответил, что место такому старому деду только на свалке. Елена на него дулась долго: "Ну как так, взять и выкинуть!"

    Есть в театральной ретро-коллекции и не новогодние персонажи. Куклы, заводные игрушки и даже матрешка. Художники с удовольствием достают ее из шкафа, чтобы с триумфом продемонстрировать штемпель на дне игрушки – "1942". Выходит, что в то время в стране шла не только война, но и жизнь своим чередом, выпускали как снаряды, так и матрешек. А вот книга "Детские карнавальные костюмы" 1968 года выпуска. Никаких вам человеков-пауков, ниндзя и губок-бобов. А есть забавные и наивные "Костюм гриба для девочки", "Петрушка" и тому подобное.

    Есть в закромах Елены Пятыгиной и ретро-одежда. Так, одна бабушка передала коллекционерше не только старый шкаф, но и "немыслимые сокровища": сохраненную (вот ведь искусство хранить бережно!) шубку времен своего детства, шляпку и даже подгузники для младенцев годов этак 1960-х, настоящие, произведенные промышленным способом из аккуратных слоев марли и тонкой бумаги.

    Ну а с ретро-мебелью у Елены Анатольевны особые отношения. Часть находок хранится дома, другая – в театральной мастерской. Любопытна история обретения одного из шкафов. Елена приметила его на балконе дома, мимо которого каждый день ходила на работу. Увидела – стоит на балконе и мокнет-мерзнет-сохнет шикарный старый шкаф. Шла мимо, передавала ему приветы, мучилась. В итоге – решилась, рассчитала несколько вариантов номеров квартир, написала записки с просьбой о передаче шкафа. И вот дождалась звонка. Так шкаф 50-х годов прошлого века оказался в театре. "Раны", нанесенные ему непогодой и масляной краской, целиком "залечить" не удалось, поэтому красавца немного подчистили и покрыли волшебным мерцающим составом.

    Еще один шкаф Елена Анатольевна при помощи водителя театра спасла прямо с мусорки – прекрасной своей макушкой он неосторожно, но не напрасно торчал из контейнера. А теперь восстановленный, восхитительный, красуется он у Елены дома.

    Благодаря этой любительнице старины, нашли свой второй дом и многие другие вещи – сундуки, самовары, швейные машинки, зеркала и другие прелести. Все эти предметы трудно назвать словом "антиквариат", немного пафосным и мерцающим из дорогих салонов. Но в них есть нечто, что цепляет даже самого простого, неискушенного обывателя…

    Вот и витрины выставки ретро-игрушек в театре кукол завораживают почему-то больше, чем полки с китайскими санта-клаусами, синими деревянными козами и невесомыми, но очень яркими шарами в магазинах. В чем же секрет старых игрушек, которые вроде бы не сияют стразами, но светятся? Может, в том, что в них отсутствует коммерческий дух Рождества и Нового года? Ведь сначала они делались с любовью к людям, а потом во имя счастья советских детей. Или потому что со временем эти предметы сконцентрировали в себе все лучшее из прошедшего: жизнь, детство, счастье…

Варвара ЗЕМЛЯНИКИНА.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №44(183) от 25.12.2014.

 

 

Главная страница