Агитплаката век недолог. Но...
В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка "Плакат 1-й мировой войны" (6+) из коллекции Государственного исторического музея.
Великая и забытая
1-я мировая, 2-я Отечественная, Великая европейская, империалистическая, германская, мировой пожар… У нее было много названий. Но что мы знаем об этой войне?
Началась летом 1914-го, длилась почти четыре года, более 30 государств стали ее участниками, общие потери составили 20 миллионов солдат и мирных жителей, 55 миллионов человек получили ранения различной степени тяжести. Враждующими армиями впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные орудия, огнеметы, в боевых действиях стали активно применяться самолеты, пулеметы, минометы, торпедные катера, появилась "окопная тактика" ведения войны… Началась милитаризация экономики, возросло производство оборонной продукции и продукции двойного назначения. После окончания 1-й мировой перестали существовать Австро-Венгерская, Османская, Германская и Российская империи, значительно изменились территории государств.
Портрет подпрапорщика 13-го Сибирского стрелкового полка К. Панченко из серии портретов георгиевских кавалеров
В России произошли Февральская и Октябрьская революции, вспыхнула гражданская война, а в результате Брестского мира, подписанного большевиками, она теряла привислинские губернии, Эстляндию, Курляндию, Лифляндию, Великое княжество Финляндское, на Кавказе уступала Карскую и Батумскую области, прекращала войну с украинским Центральным Советом (радой) и признавала Украинскую народную республику... Кстати, на выставке есть та самая карта Брестского мира 1918 года, на которой указано, что "…окончательно отходят от российского верховенства" 780 тысяч квадратных километров территории с населением 56 миллионов человек...
Портрет Алексея Дьячкова, добровольца 98-го пехотного Юрьевского полка
За прошедшие сто лет учебники истории переписали уже раз десять с видением событий по-ленински, по-сталински, по-хрущевски, по-горбачевски… Нынче опять переписывают. Появилось множество книг и кинофильмов, воспоминаний по принципу "все, что было не со мной, – помню", и давно уже нет ветеранов той войны. Но остались документы, часть которых тагильчане могут увидеть на выставке в музее изобразительных искусств.
Сложно сказать, что здесь самое-самое. Одних заинтересуют документы генерала Алексея Брусилова, списки трофеев, фотографии зенитных пулеметов 1916 года, таблица "Вооруженные силы держав", факсимиле отречения императора Николая II, подписанное в марте 1917-го, Декрет о мире. Других – письма с фронта и из лагерей военнопленных, знаменитая портретная галерея георгиевских кавалеров, рисунки бригады фронтовых художников, карты "Чего хочет Германия?" и "Карта будущей Европы, какой ее не думал видеть Вильгельм "Царь Европы", военная форма рядового русской армии из коллекции екатеринбуржца Сергея Плотникова. А кому-то будут более интересны сочинения учащихся и детские рисунки столетней давности, серии шоколадных оберток "Доблестная армия" с изображением "лубочных" солдат России, Франции, Бельгии, Японии и "Наши герои" с портретами реальных участников войны.
Зенитные пулеметы, фотография 1916 года
Но все же выставка называется "Плакат 1-й мировой войны", именно он занимает основную часть стендов, поэтому и требует особого внимания.
Социальная реклама Российской империи
Плакат – это броское изображение с кратким текстом, цель которого дать человеку информацию и спровоцировать на конкретное действие. Учитывая, что во время первой мировой войны не было радиопрограмм, телевидения и, тем более, интернета, необходимая информация могла передаваться лишь с помощью газет и плакатов. И именно плакаты стали мощнейшим элементом пропаганды: они поддерживали боевой дух и патриотическое настроение населения, высмеивали врагов России, призывали идти добровольцами в армию, подписываться на военные займы, помогать раненым…
Говоря современным языком, это была мощнейшая агитационная кампания с прекрасными образцами социальной рекламы того времени.
Плакат, посвященный подвигу летчика Нестерова.
Плакат–"лубок", стихи к которому написал Владимир Маяковский.
Экскурсовод обязательно покажет посетителям простые и лаконичные плакаты-"лубки", бравурные строки к которым написал Владимир Маяковский. Например, такие:
Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой,
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.
И поклонники творчества пролетарского поэта сразу вспомнят, как тот рвался добровольцем на фронт, но его не взяли по причине политической неблагонадежности, как он написал в 1914 году:
Газетчики надрывались:
"Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!"
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась
и лилась струя.
Что же касается так называемой социальной рекламы, то плакаты времен первой мировой призывали народ жертвовать свои средства на табак для солдат, на противогазы и медикаменты для лошадей и санитарных собак, принимавших участие в боевых действиях, на оздоровление детей…
Вариант социального плаката с просьбой жертвовать средства на оздоровление детей.
В этом плане интересно объявление о том, что 5-6 мая 1916 года в Москве запланирован День Мака. Плакат призывал: "Дайте бедным детям вздохнуть свежим воздухом!" Из него мы можем узнать о деятельности Кружка летних школьных колоний для учащихся в московских городских училищах. Через сто лет слова "колония" и "мак" приобрели второе, негативное, значение, поэтому требуются пояснения. Вот что напечатано мелким шрифтом на плакате: "Кружок с 1888 года для слабых детей беднейших жителей Москвы устраивает летние колонии в разных местностях России. (Содержание каждого колониста в течение двух летних месяцев обходится в 30 рублей.) В 1915 году Кружком было отправлено в колонии 2449 школьников, мальчиков и девочек. В деревне дети быстро и хорошо поправляются: крепнут, полнеют, делаются румяные, как "МАКОВ ЦВЕТ". Из-за недостатка средств приходится большую половину слабых школьников оставлять в пыльном и душном городе. Война и на детей наложила свою тяжелую руку: слабых детей в городе стало больше. Пусть же добрая Москва придет им на помощь! В детях – наше будущее, на них – наша надежда! Если Вы любите детей и жалеете их, – купите для них "МАКОВА ЦВЕТА"!
"Карта будущей Европы, какой ее не думал видеть Вильгельм "Царь Европы".
Фотография и письмо императора Николая II от 14 июля 1914 года.
Этим же 1916 годом датируется и плакат Тверского городского комитета по борьбе с дороговизной, который информирует население о том, что продажа подсолнечного масла производится по цене 30 копеек за фунт, и призывает в случае нарушения таксы обращаться с жалобой в комитет.
Другой век, другое государство, но почему-то по-прежнему не хватает средств на оздоровление детей в загородных лагерях, и цены растут… Может, стоит воспользоваться опытом составителей плакатов столетней давности?
Людмила ПОГОДИНА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.07.2014.