Портрет художника

Николаю Романовичу Дербеневу 80 лет. Из них 50 он посвятил работе во Дворце культуры имени И.В. Окунева: создавал сценографию для спектаклей Народного театра балета, разрабатывал оформление сцены для партийных конференций, концертов и праздников, был главным художником данного учреждения культуры, а теперь работает заведующим постановочной частью. В чем же секрет его востребованности и творческого долголетия?

–Не могу сидеть без дела, мне нужно постоянное движение, – рассказывает Николай Романович. – По характеру я такой человек, что свободного времени у меня не бывает: всегда много работы и расслабляться некогда. Летом начинаются дачные дела в Таволгах, но и там есть краски и холсты. Кроме того, более двадцати лет я был председателем цехового комитета и активно занимался общественной работой.

Конечно, неугомонность и трудолюбие были в этом человеке с детских лет. Уже в семь ему пришлось не просто помогать взрослым, а работать: многодетная семья жила в одном из сел Кировской области, началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт… Но даже тогда он рисовал – куриными перьями и сажей на полях газет. Любимой темой были лошади.

Николай Дербенев в мастерской дворца

Николай Дербенев в мастерской дворца

Во время службы на Тихоокеанском флоте делал карандашные наброски сослуживцев и начал осваивать масляные краски – писал этюды моря. А после был Нижний Тагил, где по направлению райкома комсомола он устроился в трест №88 методистом производственной гимнастики и по зову души стал посещать изостудию при Дворце культуры УВЗ. В феврале 1964 года устроился на работу во дворец, получил образование в Уральском училище прикладного искусства.

"Хозяйка Медной горы – народная артистка СССР Тимофеева".

"Хозяйка Медной горы – народная артистка СССР Тимофеева".

– До этого времени я не знал, что такое сценография. Вместе с художниками Леонидом Буряковым и Иваном Ручновым стал писать декорации к балету "Доктор Айболит". Нужно было осваивать секреты не только композиции на полотне в сто квадратных метров, но и какими красками написать зелень или домик. Например, листву писали серым цветом, потому что при наборе света на сцене именно он становился зеленым. Мною было оформлено несколько балетных спектаклей, среди которых "Уральские самоцветы", "Щелкунчик", "Шопениана", "Одна береза знает"… Кстати, впервые я увидел балет в 1963 году в Ленинграде, это был "Каменный цветок". Он произвел на меня сильное впечатление, и моя самая любимая тема в творчестве – балет.

В книге "Мы и наш Народный", посвященной 50-летию Народного театра балета Дворца культуры имени И.В. Окунева, есть воспоминания Николая Романовича под названием "Балет – это прекрасно!" и признание: "Я благодарен судьбе, что в своей жизни, как художнику, пришлось прикоснуться к прекрасному виду искусства – балету". Между прочим, и свою жену он встретил именно здесь, в Народном театре.

Николай Дербенев – автор множества произведений, посвященных балету, у него десятки портретов не только тагильских, но и свердловских, московских балерин.

– Сейчас, к сожалению, нет балетных спектаклей, созданных во дворце, только концертные номера, – переживает художник. – Раньше в мастерской ступить было некуда, кругом все разложено: сам продумывал сценографию, своими руками создавал эскизы, декорации, реквизит… А сейчас у меня стало меньше именно творческой работы, больше – оформление сцены для концертов, юбилеев, дней города и Дзержинского района, выступлений приезжих артистов.

Да, гастролеры привозят свои декорации, но устанавливают их обязательно под контролем и при участии сотрудников дворца. За полвека работы Николай Романович видел множество известных артистов, звезд театра, кино и эстрады, но с особенной теплотой вспоминает таких мэтров, как Леонид Утесов, Николай Крючков, Петр Алейников, Евгений Леонов, Борис Штоколов, которые, будучи очень известными и интересными людьми, не скупились на общение. Из современных звезд отмечает Станислава Садальского, Олега Газманова, Александра Михайлова, Татьяну Васильеву.

Я с благодарностью вспоминаю директора нашего дворца Зинаиду Александровну Проворову, художественного руководителя Эдуарда Станиславовича Иванского, которые были первыми моими наставниками. Много лет работал под руководством талантливого организатора, грамотного специалиста, директора Галины Викторовны Поступинской, вместе с которой приходилось решать производственные вопросы, касающиеся культурной жизни.

"Автопортрет".

"Автопортрет".

– Обязательно напишу наш дворец и спешащих на концерт зрителей, – обещает художник. – Есть идея запечатлеть Ледовый дворец и болельщиков, радующихся победе тагильских хоккеистов. Надо написать несколько работ о Вагонке, пройти по историческим местам Нижнего Тагила для поиска сюжетов к его 300-летию…

Сколько он создал произведений за свои 80 лет? Признается – много, не считал: только в частных коллекциях поклонников его творчества около 250. А еще он ежегодно устраивает по две небольшие персональные выставки, площадками для которых становятся и Молодежный театр, и художественная школа, и медицинский центр, и, конечно, Дворец культуры имени И. В. Окунева. В Мраморном зале здесь сейчас выставка, посвященная 80-летию Николая Дербенева.

Похоже, что все это – трудолюбие, творческая активность, интерес ко всему новому, умение быть благодарным своим коллегам – и есть формула востребованности художника. Кстати, сейчас он пишет не только картины, но и воспоминания о своей насыщенной и интересной жизни.

Людмила ПОГОДИНА.

ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.04.2014.

 

 

Главная страница