С кого начинался худграф?
В 2014 году художественно-графическому факультету Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии исполнилось 55 лет. Факультет является одним из старейших в вузе и первым из семи созданных в Союзе в 1959 году художественно-графических факультетов со специальностями "рисование" и "черчение".
И это не случайно. В 1942 году здесь создано отделение Союза художников РСФСР, его организатором и первым председателем стал Ф. Лембергский – живописец, театральный художник, преподаватель и организатор художественных групп в Ленинграде и Нижнем Тагиле. Он активно участвовал в создании картинной галереи, положившей начало Нижнетагильскому государственному музею изобразительных искусств, который был открыт 30 сентября 1944 года.
В том же году открывается Нижнетагильское художественно-промышленное училище, ныне Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал) Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Строганова. Инициатива исходила в первую очередь от коллектива художников, работавших в период войны в Нижнем Тагиле, во главе со скульптором М. Крамским.
Первые четыре года, с 1959-го по 1963-й, художественно-графический факультет существовал совместно с индустриально-педагогическим факультетом, под общим руководством К. Неверовского. В 1963 году были образованы отдельные деканаты: первым деканом ХГФ стал В. Ушаков (1963-1971 гг.), ИПФ возглавил кандидат исторических наук Я. Козоровицкий.
В 1959 году факультет начал свое существование в здании на проспекте Ленина, 67, в 1962-1971 годах занятия проходили в здании по пр. Мира, 27, в 1971-1984 гг. – в основном здании педагогического института по улице Красногвардейской, 57. Летом 1984 года факультет переехал на пр. Мира, 25, в здание бывшей вечерней школы.
Конкурс для поступления был большим. Для зачисления на дневное отделение на 50 мест претендовали 100-120 человек. Возраст для поступающих – до 35 лет.
В первые годы занятия по специальным дисциплинам велись по академическим программам, большое внимание уделялось рисунку, живописи и композиции. В дополнение к ним изучались начертательная геометрия, черчение, основы художественного и технического конструирования, технология материалов, основы машиноведения. Методические материалы присылались в вуз из Московского государственного заочного педагогического института. При этом конкретное содержание занятий, критерии оценки студенческих работ устанавливались преподавателями самостоятельно.
Первое время на факультете существовала одна кафедра – рисования и черчения (заведующий В. Караваев), обеспечивающая ведение специальных предметов: рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, черчения. В 1962 году ее разделили на кафедру изобразительного искусства (заведующий В. Караваев) и кафедру графики (заведующий Н. Рябков).
Ведение основных дисциплин обеспечивали преподаватели, имевшие специальное художественное образование, достаточный творческий и педагогический опыт: М. Крамской (выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина), В. Караваев (выпускник Московского института прикладного и декоративного искусства), Г. Крапивин (выпускник Рижской академии художеств), В. Ушаков (выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной)…
В 1964 году преподавательский коллектив худграфа пополнился молодыми педагогами. Пяти студентам первого выпуска было предложено остаться на кафедрах. В их числе В. Швец, С. Крашенинников, В. Могилевич, Г. Лубышев, Г. Сивкова.
В этом же году открыта кафедра прикладного искусства и труда (заведующий П. Барышников). Выпускник МГЗПИ, опытный учитель рисования, черчения и технического труда, Петр Дмитриевич был первым преподавателем методики изобразительного искусства. Он приложил много усилий для разработки необходимых наглядных пособий и выполнял их лично, а в 1975 году завершил работу над методическим пособием "Шрифты", включавшим более 80 плакатов.
В разные годы методику обучения изобразительному искусству преподавали Л. Филатова, Л. Лебедева, Н. Буткевич, В. Шульгина. С 1979 года по инициативе В. Шульгиной на факультете создается фонд детских рисунков. К настоящему времени собрана большая коллекция работ, выполненных дошкольниками и учащимися общеобразовательных и художественных школ.
Важнейшей составной частью подготовки специалиста были занятия по истории изобразительного искусства. Первым преподавателем этой дисциплины стала Е.А. Виноградова, именно она впервые организовала на факультете научно-исследовательскую работу студентов, направленную на разработку проблем художественного обучения детей.
Активную помощь в разработке лекций, проведении экскурсий для школьников и студентов оказывал Г. Лубышев, выпускник факультета, работавший с 1964 по 1974 год преподавателем истории искусств.
С 1978 года историю искусств вела В. Константинова, выпускница УрГУ, защитившая впоследствии кандидатскую диссертацию по искусствоведению, c 1995 г. – Г. Курманаевская, выпускница Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Позднее преподавателями истории искусств стали выпускники худграфа В. Белохонов и Л. Лебедева. Лекционный курс истории искусств в изложении данных преподавателей наполнился широким кругом произведений искусства ХХ века, анализом творчества современных художников.
Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников обеспечивался благодаря работе кафедры графики (с 1985 г. – кафедра черчения). Долгие годы ее возглавлял Н. Рябков, прекрасный знаток инженерной графики, очень требовательный, но при этом доброжелательный преподаватель. На кафедре в разные годы работали специалисты с инженерно-техническим, математическим и художественно–педагогическим образованием: В. Буткевич, Н. Буткевич, Г. Гордиенко, Л. Гурфинкель, Ю. Деменев, Л. Мельникова, Г. Сивкова, З. Федотова, В. Шульгина, С. Эпштейн.
В 1969 году, понимая необходимость изучения декоративно–прикладного искусства через освоение специальных техник и технологий художественной обработки материалов, руководство факультета приняло важное и своевременное решение: часть часов, отведенных для практических занятий в столярных и слесарных мастерских, передана на кафедру декоративно–прикладного искусства и использована для обучения студентов различным техникам. В бывшем здании общежития на улице Карла Маркса оборудованы учебные мастерские для работы по дереву и металлу.
Под руководством В. Григорьева изучались различные техники обработки металла. Виктор Федорович окончил Московский специальный техникум Гознака, блестяще владел техникой гравировки по металлу, был настоящим мастером медальерного искусства. Позже, в 80-х годах, художественную обработку камня и металла стали преподавать Игорь и Евгений Толкачевы. По инициативе преподавателей оборудована мастерская для занятий керамикой.
Не меньший интерес вызывали и занятия по художественной обработке дерева, которые вел Е. Бурков, выпускник ЛВХПУ имени Мухиной.
В 1975-1976 гг. в учебный план факультета внесен практикум по художественной обработке текстильных материалов (преподаватель К. Черепанов). Студенты приступили к изучению гобелена и росписи по ткани. Появились дипломные работы, выполненные в сложных техниках ручного ткачества, батика, аппликации по ткани, кружевоплетения, вязания. Это новое направление работы было успешно продолжено Л. Савенковой и О. Фладунг, выпускницами нашего факультета.
Особая заслуга в расширении выбора изучаемых материалов и техник декоративного искусства принадлежит Л. Васильевой, выпускнице худграфа, работавшей на факультете с 1972 по 2012 год. Под ее руководством студенты на самом высоком профессиональном уровне осваивали различные технические и художественные приемы работы с тканью и обработки бумаги: аппликация, коллаж, мозаика, бумажная вырезка, тиснение, папье-маше…
В 70-е годы положено начало важнейшему направлению деятельности факультета – обобщению массового и пропаганде передового педагогического опыта. Совместно с музеем изобразительных искусств ежегодно проводились методические конференции, устраивались городские выставки детского изобразительного творчества. Первыми учителями-методистами стали опытные педагоги, выпускники худграфа: В. Некрасова, А. Гардт, Н. Зверева, Л. Исакова, З. Оржеховская.
По инициативе Владимира Ивановича Смирнова, работавшего в должности декана факультета с 1985 по 1988 годы, вводится новый учебный план по специальности "Изобразительное искусство и черчение" с дополнительной специальностью "Педагогика". Введение этого плана позволило уделить необходимое внимание общепедагогической и методической подготовке выпускников, создать систему непрерывной педагогической практики.
С этого момента в состав факультета входят кафедры рисунка, живописи и кафедра черчения, труда и методик преподавания. Была разработана и внедрена новая программа занятий по методике преподавания изобразительного искусства: в лекционный курс включен сравнительный анализ альтернативных вариантов школьных программ, стали рассматриваться возрастные особенности изобразительной деятельности детей, начал изучаться современный опыт художественного воспитания школьников в нашей стране и за рубежом.
В 90-е годы в связи с реформированием системы высшего профессионального образования вводится понятие "образовательный стандарт". В НТГПИ реализуются государственные образовательные стандарты первого поколения, в соответствии с которыми на факультете ведется подготовка выпускников по специальности "Изобразительное искусство и черчение".
Вуз получает право самостоятельно распоряжаться большим объемом часов, курсов по выбору и факультативов. В связи с этим в учебный план факультета вводятся курсы, позволяющие более глубоко и основательно изучать живопись, станковую графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. К разработке программ и преподаванию специальных дисциплин привлечены ведущие преподаватели факультета: О. Белохонова, Л. Грачикова, Е. Бортников, В. Мартыненко, О. Подольский.
Введение образовательных стандартов второго поколения, состоявшееся в 2000 году, связано с переходом факультета на новую специальность "Изобразительное искусство". Начертательная геометрия, перспектива и черчение остались в учебном плане в качестве дисциплин, дополняющих основную подготовку.
В 2002 году открыт компьютерный класс, оборудованный современными ЭВМ. Студенты активно осваивают новые технические и художественные возможности создания работ, участвуют в выставках компьютерной графики.
Следующий этап в развитии профессионального художественно–педагогического образования – 2005 – 2010 годы. Изменения в содержании профессионального образования связаны с принятием в нашей стране Болонской конвенции и переходом на двухуровневую модель подготовки выпускников: бакалавриат – магистратура. Развитие новых профилей подготовки бакалавров в рамках направления "Художественное образование" способствовало созданию нового факультета художественно–технологического образования, его деканом назначена Н. Гундырева.
В 2012 году проведена реорганизация: в результате слияния факультета художественно-технологического образования и художественно-графического факультета был создан Институт художественного образования НТГСПА, директором которого назначена выпускница ХГФ, кандидат педагогических наук Н. Кузнецова, а ее заместителями Е. Чебакова и Е. Баха–рева. В 2013 году в связи с общей реорганизацией вуза институт был переименован в факультет художественного образования (ФХО).
Факультет готовит художественно-педагогические кадры для системы общего и дополнительного образования. В педагогическом составе четыре кандидата педагогических наук, три преподавателя имеют ученое звание доцента, девять человек – члены Союза художников РФ, один из них (В. Зуев) – заслуженный художник РФ.
С 2010 года на факультете работает студия художественного развития и эстетического воспитания детей "Мастерская художника".
Сложившаяся система подготовки специалистов построена на сохранении и продолжении традиций, заложенных предыдущими поколениями художников–педагогов.
Наталья КУЗНЕЦОВА, декан факультета,
Лариса ЛЕБЕДЕВА, декан с 1993 по 2010 гг.,
Людмила ФИЛАТОВА, проректор по УМР НТГСПА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.02.2014; 05.03.2014; 30.04.2014.