"Я б в рабочие пошел, пусть меня научат..."

    В современном мире профориентация рассматривается как очень важный компонент общечеловеческой культуры, отражающий заботу общества, государства о профессиональном самоопределении и становлении подрастающего поколения.

    Мировая цивилизация имеет вековую историю зарождения и развития профориентационной деятельности, но ее наибольший расцвет пришелся на последнюю четверть прошлого столетия.

    В СССР учебно-производственные комбинаты, направленные на подготовку молодых кадров для производства, появились в середине 1970-х годов.

    В 1974 году Совет Министров СССР разрешил создавать исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся по согласованию с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, при наличии необходимых условий, с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ.

    Основными задачами учебно-производственных комбинатов являлись: ознакомление учащихся с трудовыми процессами, содержанием труда рабочих на предприятиях, обучение первоначальным навыкам по избранной профессии.

    Профили трудового обучения учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах определялись с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы.

    В документах Нижнетагильского муниципального архива социально-правовых документов имеются сведения о создании и функционировании сети межшкольных учебно-производственных комбинатов на территории нашего города.

    На базе строительно-монтажного комбината "Тагилтяжстрой" в 1978 году был создан Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (МУПК). Городскому и районным отделам народного образования надлежало обеспечить комплектование МУПК учащимися 9-10 классов общей численностью не менее 650 человек.

    Образовательный процесс базировался на трех принципах: добровольность, доступность, бесплатность. Осуществлялся он на основе свободного выбора учащимися профиля обучения.

    Для теоретических и практических занятий по строительным профессиям в учебном комбинате были оборудованы кабинеты и мастерские, выделены наиболее квалифицированные рабочие и инженерно-технические работники. Совместно с базовыми училищами профессионального образования в школах были оборудованы уголки по профориентации.

    В Ленинском районе города Межшкольный учебно-производственный комбинат был открыт 1 сентября 1978 года. Обучение проходило по следующим специальностям: слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, кулинар, швея, вязальщица, фармацевт. На базе комбината обучалось 703 старшеклассника.

    Промышленные предприятия и организации города (Высокогорский механический завод, трест "Востокшахтопроходка", Межрайонная контора аптекоуправления, Ленинский и Тагилстроевский тресты столовых, производственные объединения "Тагилшвейбыт", "Тагилоблобувьбыт", "Тагилоблтрикотажбыт") принимали участие в создании и оборудовании мастерских, кабинетов, лабораторий комбината, предоставляли рабочие места для прохождения учащимися производственной практики.

    Профессиональное обучение завершалось сдачей экзамена. Профильная комиссия аттестовывала учащихся на присвоение начального квалификационного разряда-класса, категории – по получаемой профессии.

    В конце 1980-х годов в ходе очередной школьной реформы в стране был заложен фундамент государственной службы профориентации.

    В связи с возникшей необходимостью расширения связей между школой и учебно-производственным комбинатом, перспективой перехода учебно-производственного комбината в реальную школу, снижением набора на "непрестижные" профессии с 1 сентября 1993 года были введены новые профили обучения: "Обработка древесины" (резьба по дереву, выжигание, выпиливание), "Основы экономики и бухгалтерского учета".

    В 1998 году вышло постановление главы города Нижний Тагил, утверждающее программу "Развитие системы профессионального самоопределения школьников и учащейся молодежи города на 1998-2001 годы".

    Межшкольные учебные комбинаты в 2001 году были реорганизованы путем слияния в муниципальное образовательное учреждение "Городской учебно-производственный комбинат", с правами и обязанностями правопреемника.

    Профессиональная подготовка обучающихся в комбинате реализовывалась по различным образовательным программам: технология механической обработки металлов на металлорежущих станках, технология обработки древесины, домоводство, основы медико-санитарной подготовки и так далее. Учащимся, успешно сдавшим экзамен, выдавалось свидетельство установленного образца.

    Постановлением главы администрации города Нижний Тагил от 4 мая 2010 года № 958 в целях оптимизации сети образовательных учреждений города учебно-производственный комбинат был ликвидирован.

    Уникальная сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения была разрушена.

 

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, главный хранитель фондов муниципального архива социально-правовых документов города Нижний Тагил.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №12(151) от 03.04.2014.

 

 

Главная страница