200-летний юбилей Нижне-Тагильского Горнозаводского училища
Хочется напомнить уважаемым читателям в преддверии подготовки города к празднованию 300-летнего юбилея о давнем грандиозном событии в истории Нижнего Тагила. Свести все имеющиеся свидетельства празднования 200-летнего юбилея Нижне-Тагильского горнозаводского училища, преемником которого является НТГМК, в единое целое.
Итак, с чего начать? Подготовка к 200-летнему юбилею Нижне-Тагильского горнозаводского училища задолго до события дала достаточно широкий резонанс в периодической печати.
В ежемесячном журнале "Уральский техник" за №1, январский выпуск 1909 г. опубликована статья "Юбилей училища", в которой говорится о подготовке к предстоящему событию:
"6-го декабря 1909 года исполнится 200 лет со дня открытия на Урале по указу Петра Великого цыфирной школы, которая после ряда преобразований существует ныне в виде древнейшего технического училища в России – Н.-Тагильского Горнозаводского училища".
Группа лиц, заинтересованных положением училища, желая отметить 200-летний юбилей его с существования, предлагает ознаменовать его: во-первых, новым ходатайством о преобразовании училища (первое было возбуждено бывшими воспитанниками в 1905 г.); во-вторых, чествованием дня юбилея, и, если позволят средства, тем или иным образом увековечить его.
Для сбора мнений о способе чествования, группа энтузиастов разработала опросные листы, которые были разосланы лицам, окончившим училище. Предлагаю читателю ознакомиться с вопросами анкеты.
1. Желаете ли Вы принять участие в чествовании 200-летнего юбилея?
2. Согласны ли Вы с намеченным порядком чествования?
3. Чем и как по Вашему мнению следует отметить юбилей?
4. Желательно ли издание юбилейного сборника?
5. Какую сумму Вы сможете пожертвовать на чествование дня юбилея?
6. Какой порядок взносов и в каком размере будет, по Вашему мнению, самый подходящий?
7. Желателен ли и возможен ли съезд окончивших и в какое время (т.е. до юбилея или в юбилей?).
8. Не можете ли привести каких-либо воспоминаний из жизни училища?
9. Не можете ли сообщить какого-либо исторического материала, а также материала, характеризующего постановку учебного дела, или касающегося личностей бывших преподавателей, инспекторов и т.п.
10. Продолжали ли образование и в каком учебном заведении?
11. Сообщить Вашу служебную биографию (где, сколько, по какой специальности служили, какое вознаграждение имели и в каких условиях теперь служите, были ли на военной службе), чтобы можно было собрать полные статистические сведения об окончивших.
12. Укажите, какие знаете, адреса окончивших одновременно с Вами.
13. Желательно иметь Вашу фотографию для помещения в юбилейном сборнике.
14. Чем еще, кроме указанного, по Вашему мнению, следует отметить юбилей?
Как интересно было бы взглянуть на собранные к юбилею материалы!
В "Уральском технике" №10 за 1909 г. говорится о подготовке к празднованию юбилея, о предложении издать альбом с портретами окончивших училище по выпускам. Альбом, видимо, не был издан. Есть краткая заметка в № 11 того же журнала "Уральский техник" с обещанием подробного описания юбилея, а так же исторического очерка училища.
Комиссия по устройству юбилейных празднеств Горнозаводского училища рассылала пригласительные письма:
"Милостивый Государь, Николай Дмитриевич!
Комиссия по преобразованию Нижне-Тагильского горнозаводского училища, а также по устройству юбилейных празднеств, доводит до Вашего сведения следующее:
1. Накануне юбилейного дня, т.е. 5-го декабря с.г. в 6-ть часов вечера назначается собрание окончивших курс училища для выяснения вопросов, чем должен быть отмечен и увековечен двухсотлетний юбилей училища и как отыскать на это средства, а также для ознакомления съехавшихся с результатом ходатайства о преобразовании училища в Среднее Техническое учебное заведение.
2. В день юбилея, 6-го декабря, назначено торжественное собрание в 12 часов дня, которое будет открыто молебствием, а затем будет прочитана История училища, поздравительные речи и телеграммы.
3. В тот же день, вечером, в помещении заводского театра воспитанниками училища устраивается вечер, на который Вы и приглашаетесь с членами своего семейства.
В виду вышеизложенного, просим Вас пожаловать в означенные выше дни в помещение Горнозаводского училища на упомянутые собрания.
Так как для расходов по устройству юбилейных празднеств нужны деньги, то Комиссия просит Вас выслать на имя А.А. Соловьева, сколько Вы найдете возможным.
Председатель Комиссии А.А. Соловьев"
Непосредственно перед праздником содержание письма было иным:
"Милостивый Государь, Вениамин Петрович!
Имеем честь просить Вас почтить своим посещением 6-го декабря наш Семейный Праздник по случаю "Двухсотлетнего юбилея Нижне-Тагильского Горно-Заводского училища".
В 12 часов дня в помещении Собрания служащих Н.-Тагильских заводов назначено торжественное богослужение; в 8 часов вечера в Заводском Театре Литературно-вокальный вечер.
Председатель Комиссии
по устройству Юбилейных
празднеств А. Соловьев
27 ноября 1909 г."
Кроме пригласительных писем приглашенным лицам выдавался "Билет на право входа в помещение Собрания служащих Н.-Тагильских заводов на вечер по случаю Двухсотлетнего юбилея Нижне-Тагильского Горно-Заводского училища 6-го декабря 1909 г."
Из воспоминаний ученика, позже выпускника училища, участника тожеств, Б.И. Шептаева: "Для проведения юбилея была создана комиссия из бывших воспитанников, в которую входили по два представителя от каждого класса учащихся. Я в то время учился в 3-м классе, и один из наших выборных был Боташев, а другого не помню. В основном на нас, учащихся, было возложено художественное оформление театра, в котором было намечено провести юбилей, здания нашего училища и, кроме того, силами воспитанников была организована на сцене постановка первого акта драмы Карпова "Рабочая слободка" и дивертисмент".
Программа юбилейного вечера "1709-1909" 6-го декабря учеников Н.-Тагильского горнозаводского училища:
I-е отделение
1. Гимн. Исполняет хор.
2. "Рабочая слободка" драма Евт. Карпова. Исполнен будет I-й акт.
Действующие лица:
Пимен Куландин, литейщик………………………………..Соловьев
Фёдор Ластовкин, рабочий кузнец ……………………….. Фирсов
Ариша, его жена, дочь Пимена…………………………….Люндовская
Пётр Иванович Сургучев, мастер…………………………. Боташев
Вавило Кривошей, кузнец…………………………………. Груздев
Илья-Дорогой глазок, рабочий токарь…………………. Мусатов
I-й рабочий………………………………………………….. Мехоношин
II-й рабочий………………………………………………….Чистосердов
Рабочие: слесари, кузнецы, литейщики
II-е отделение
Дивертисмент:
1. "То не солнышко на небе загорелось", музыка Казаченко, исполняет хор.
2. "Южные розы" вальс, исполняет оркестр балалаечников под управлением К. Мусатова.
3. "Генерал Топтыгин", стихи Некрасова, прочтёт Соловьев.
4. Квартет "Разбитая жизнь", вальс. Исполняет гармоника, мандолина, гитара и балалайка
5. "Господь творит добро народа", музыка Гельфельд, исполняет хор.
6. "Венский марш", исполняет оркестр балалаечников под управлением Мусатова.
7. "Забытая деревня", стихи Некрасова, прочтёт Смирнов, III класс.
8. Квартет "Казачок". Исполняет гармоника, мандолина, гитара и балалайка.
9. Актовая песнь, музыка Главач. Исполняет хор.
Хор под управлением П.Т. Кузьмина
Оркестр под управлением М.А. Рябова
Режиссер А.И. Боташев
Программа юбилейного вечера
В журнале "Уральский техник" №1, январский выпуск 1910 г. опубликована статья "Два юбилея". Речь идёт о прошедших в 1909 году 25-летнем юбилее Турьинского Горного училища и 200-летнем Нижне-Тагильского Горнозаводского училища. Читателям предлагается описание празднования юбилея Турьинского Горного училища, в то же время редакцией обещано описание юбилея и Нижне-Тагильского Горнозаводского училища. Следует указать, что юбилейный сборник до сих пор не найден.
В "Кратком очерке деятельности родительского комитета при Н.-Тагильском Горнозаводском училище за 1909-1910 учебный год" даётся описание его работы. После некоторых перемещений председателем родительского комитета был избран И.И. Пятунин, казначеем – А.И. Худояров (из известной династии тагильских живописцев, в учебном заведении, начиная с периода Выйского училища, обучалось 7 человек). На первом же заседании комитета было внесено предложение об открытии подписки по Пермской губернии на образование капитала "на стипендию ученика Нижне-Тагильского Горнозаводского училища". На последующих заседаниях, в виду того, что воспитанники училища приносят пользу не только Пермской губернии, но и в других губерниях, было решено обратиться с ходатайством о разрешении открыть подписку к господам губернаторам губерний: Вятской, Оренбургской и Уфимской. За учебный год было выпущено 645 подписных листов для сбора капитала, проценты с которого бы шли на стипендию в память 200-летнего юбилея. Родительским комитетом был разработан проект Положения о стипендии и представлен на утверждение. Из кассового отчета за учебный год видно, что сумма в 90 руб. 80 коп. неприкосновенна для других расходов, т.к. состоит из пожертвований на капитал стипендии в память 200-летнего юбилея училища.
К слову сказать, из материалов Государственного архива Свердловской области фонда "Управление Нижне-Тагильского и Луньевского горных округов наследников Демидовых (П.П. Демидова князя Сан Донато)", известно, что Положение о стипендии при Нижне-Тагильском Горнозаводском училище в память 200-летнего его юбилея было утверждено Министром народного просвещения 8 марта 1912 г.
Приведу некоторые пункты этого положения. Стипендия назначается беднейшему ученику отличного поведения, успевающему в прохождении предметов и практических занятий. Избрание кандидата на стипендию предоставляется родительскому комитету, в случае прекращения его деятельности – Педагогическому Совету училища. Стипендиальный капитал, собранный Родительским комитетом, в четырех 5% облигациях 3-го Внутреннего займа на сумму в две тысячи рублей и в наличных деньгах 324 руб. 30 коп. хранился в местном казначействе в числе специальных средств училища, составляя собственность училища и оставаясь навсегда неприкосновенным. В случае закрытия училища, стипендиальный капитал должен перейти с тем же назначением в одно из мужских учебных заведений, ближайших к типу названного.
Из отчета Верхотурской Уездной Земской Управы известно, что за 1914 год стипендию в память 200-летнего юбилея училища получили: Павел Кулямов – 30 рублей, Алексей Степанов – 30 рублей, Василий Груздев – 60 рублей.
Газета "Уральская жизнь" от 6 декабря 1909 г. пишет об угрозе существования старейшей горной школы в России вследствие промышленного кризиса, постигшего Демидовские заводы в юбилейный год. Анкета, проведённая бывшим в то время директором училища, Главным управляющим заводами, Г.А. Марковым среди окончивших училище, имела целью выяснение еще и вопросов дальнейшего существования училища. Администрация школы решила обратиться в Министерство народного просвещения за первой помощью. В прошении, кроме того, высказывалось ходатайство о преобразовании ко дню юбилея в среднее учебное заведение, ведущее своё начало с Петра I. Министр народного просвещения положил резолюцию: "Нужно дать ход этому справедливому делу".
К сведению читателей, Почетным попечителем Нижне-Тагильского горнозаводского училища, состоящим в должности Егермейстера Двора Его императорского Величества, состоял Е.П. Демидов князь Сан-Донато. Директором училища, как указывалось выше, был горный инженер, коллежский советник Г.А. Марков, инспектором Н.И. Кларк. Педагогический коллектив ("Адрес-календарь Пермской губернии") в юбилейный 1909 год был представлен преподавателями: русского языка – надворный советник П.Ф. Огарков, математики – Н.И. Кларк и А.В. Дубровин, физики – титулярный советник В.В. Люстрицкий, механики – инженер-механик, коллежский советник Г.И. Зворыкин. Ботанику, лесоводство и лесные технологии преподавал коллежский советник И.Ф. Вильчковский. Начертательную геометрию, сопротивление материалов и строительное искусство читал инженер-механик Н.М. Колышкин, техническое черчение – н.ч. В.П. Крапивин, электротехнику – н.ч. И.Ф. Курицын. Горное и маркшейдерское искусство, минералогию преподавал коллежский секретарь А.И. Урбанович, химию – н.ч. Г.С. Баршев. Металлургию читали техники Е.В. Смольников и Л.И. Челышев, счетоводство – Ф.И. Кларк, рисование и черчение – А.Г. Дятлов. Подача первоначальной помощи в несчастных случаях преподавалась К.М. Петровым, законоучитель – А.Л. Хохлов, надзиратель училища коллежский секретарь – М.А. Дмитриев.
Учеба в училище отличалась целесообразностью. Преподавание приспосабливалось к практическому заводскому делу: "Без преувеличения можно сказать, что такие заводские училища в свое время и по программе и по достигавшимся в них результатам стояли несравненно выше казенных уездных училищ" – из "Исторического очерка Уральских горных заводов" В.Д. Белова.
В Журнале Пермского Губернского Земского Собрания 44-й чрезвычайной сессии (1910 г.) обсуждаются финансовые затруднения на Нижне-Тагильских заводах "…подорвались источники средств существования известного горнозаводского училища, которое за весь 200-летний период своего существования не пользовалось ни одной копейкой ни от казны, ни от земства, а всё время содержалось на средства заводоуправления и служащих". Поднимается вопрос перед Министерством народного просвещения о преобразовании горнозаводского училища в среднее техническое учебное заведение "…с отнесением части расходов на средства казны".
В статье газеты "Уральская жизнь" за 11декабря 1909 г. рассказывается о проведенных празднествах: "Редкое зрелище представлял этот юбилейный съезд… тут были участниками отцы и дети…". Накануне дня юбилея состоялось организационное собрание окончивших курс училища, председателем которого был Н.Л. Толстов. В собрании участвовало 125 человек. На особый фонд стипендии подписка дала 2100 руб. На устройство праздника собрано 700 руб. Занятия в училище на три дня были прекращены. Здание училища было декорировано зеленью и флагами. Использовалась иллюминация. В день юбилея был отслужен молебен в зале клуба священником А. Хохловым. В его речи прозвучал призыв вспомнить всех, кто в течение двух веков нёс факел знания в глухие края и боролся с тьмой и невежеством. Инспектор училища Н.И. Кларк прочел исторический очерк училища за 200 лет его существования (очерк не найден!). Затем, начались приветственные речи собравшихся. В день юбилея было получена масса поздравительных телеграмм. Отметим некоторые: члена Государственной Думы Кондратьева, Министра народного просвещения, Попечителя Оренбургского учебного округа, г. Начальника Губернии, Главного начальника Уральских горных заводов, правления Демидовых и многих других лиц. После чтения телеграмм состоялся завтрак в клубе, во время которого не прерывались речи приветствия и чтение телеграмм. Вечером в клубе состоялся спектакль-концерт и танцы. Залы были роскошно декорированы зеленью, флагами, портретами, юбилейными виньетками и подписями. Танцы затянулись до утра.
Украшенное здание ГЗУ
О декорировании залов и здания зеленью. Подготовка по украшению началась задолго до юбилея. Привожу воспоминания участника торжеств Б.И. Шептаева: "Мы, учащиеся, начали подготовку к юбилею примерно со второй половины октября. Большая работа нами была проделана по вязке из пихты гирлянд. Их делали в актовом зале в училище. На спинки диванов растягивалась целая бухта вожжевой веревки длиною от 40 до 50 метров. Верёвка обвязывалась пихтой, гирлянды получались красивой цилиндрической формы диаметром около 15 сантиметров. Если кто вязал неумело, не ровно, то после его гирлянду подправляли ножницами, а то даже перевязывали. Вынести такую готовую гирлянду на улицу в дровянник, чтобы она не пересыхала, и сохранить её в свежем состоянии было целое событие. Для этого требовалось человек 20-25. На каждого участвовавшего в выноске гирлянды, на шею надевали два кольца гирлянды, через метровый промежуток – на другого и так далее, пока вся гирлянда не будет навешена на шеи участников выноски её. Такое шествие растягивалось по всему коридору, и когда первый был уже у входной двери или даже на улице, то последний был еще в зале. Таких гирлянд нами было навязано более километра. Их делали, приходя раньше на уроки, оставаясь после уроков, работали в перемены и в свободные уроки. За несколько дней до юбилея гирлянды перевезли в театр, ими украсили в основном танцевальный и зрительный зал, всё здание и подъезд были богато украшены зеленью и иллюминированы. Здание училища также было украшено зеленью, богато иллюминировано. В окнах были выставлены портреты Петра I и Николая II. Транспаранты 1709 и 1909 годов. Портреты и транспаранты были промаслены и с внутренней стороны сильно освещены".
В фондах музея хранится книга "Описание экскурсий, сделанных учениками Нижне-Тагильского горнозаводского училища в 1908-1909 и 1910-1912 гг.", составленная надзирателем М.А. Дмитриевым. В этой книге, кроме экскурсий, Дмитриев описывает 200-летний юбилей ГЗУ. Содержание статьи близко к статье из газеты "Уральская жизнь" за 11декабря 1909 г. и воспоминаниям ученика Б.И. Шептаева, заядлого туриста. Добавлю к перечню – поздравительные телеграммы от Ратькова-Рожнова, горного начальника Гороблагодатского округа, бывших преподавателей: Зворыкина, Залесского, Тиме, общества техников, малороссийской труппы и проч. Дмитриев указывает на своего деда (по матери) в числе упомянутых надзирателей – Устьянцева. Телеграммы были встречены тушем и громовыми аплодисментами. Уточняем по Дмитриеву: "Залы были роскошно декорированы зеленью, флагами, портретами Петра I, Николая II и Никиты Демидова, юбилейными виньетками и подписями. В окна вставлены вензеля Петра I, Николая II, цифирная школа 6 декабря 1709 г., 200 лет, горнозаводское училище 6 декабря 1909 г.".
Содержание праздника 200-летнего юбилея ГЗУ 6 декабря:
Программа дня:
1. Молебен в 12 часов дня в помещении Н.-Тагильского заводского собрания.
2. Исторический очерк училища прочтёт Н.И. Кларк.
3. Чтение приветственных писем и телеграмм.
4. Общее поздравление.
5. Завтрак.
Программа вечера:
1. Гимн. Исполняет хор под управлением П.Т. Кузьмина
I-е отделение
Рабочая слободка сочинения Евт. Карпова. Поставлен будет I-й акт.
II-е отделение
Дивертисмент:
Хор, оркестр балалаечников, декламация
После спектакля – танцы
Начало в 8 час. вечера
Оркестр под управлением М.А. Рябова
Хор под управлением П.Т. Кузьмина
Режиссер А.И. Боташев
Программа дня
"Пермские ведомости", №261 за 6 декабря 1909 г. писали: "Училище это было учреждено великим преобразователем России и насадителем горнозаводского дела на Урале Императором Петром I и является, таким образом, родоначальником всех уральских учебных заведений.
Можно безошибочно утверждать, что русская промышленность народилась именно на Урале и, таким образом, сегодняшний праздник тагильского училища есть праздник не только обще-уральский, но и всероссийский, так как, несомненно, тагильское училище сыграло немаловажную роль в деле развития русской, в особенности горной и горнозаводской промышленности.
…Бывшие выпускники его с большим успехом и знанием дела почти во всех промышленных центрах России несут ответственные технические обязанности от мастеров, заведующих разного рода производствами, механиков, смотрителей и т.д. до управителей включительно по разным специальностям горного, заводского, лесного и других хозяйств".
В брошюру "Венок на могилу Николая Ивановича Кларка", изданную в 1912 г., включено "Прибавление" – газетная выдержка из "Пермских ведомостей" №270 с небольшой заметкой о юбилейном праздновании Горнозаводского училища. В ней отмечалось, что торжество это дошло до слуха Царева: "…участники торжества, бывшие и настоящие ученики прежней "цифирной" школы, ныне горнозаводского училища, послали телеграмму и Державному Покровителю отечественного просвещения". В приветственном слове законоучителя прозвучало: "Приветствую в питомцах её (школы), бывших и настоящих, добрую семью, не забывшую мать (alma mater), их воспитавшую, их научившую, семью, которая настоящим своим присутствием уже доказывает, что тьма прошла, что светит солнце науки и освещает лучами радости учеников этого светлого, необыкновенного, радостного торжества! …Сохраните в сердцах Ваших вечную признательность тем, кто первыми на Урале водрузили знамя науки…".
Из воспоминаний Б.И. Шептаева: "В наше время городская публика гуляла в районе гостиницы "Северный Урал" и городской аптеки. Я хорошо помню, что вечером 5-го декабря вся публика перенесла свою обычную прогулку в район нашего училища. Улица (Уральская) буквально была запружена народом, чувствовалось приподнятое настроение. Люди ничего общего не имеющие к юбилею, как видно, были рады ему и сочувствовали торжеству. 5-го декабря все окончившие, а их очень много, для этого случая приехали из других мест, собрались в училище.
6-го декабря около часа дня все участники юбилея и гости собрались в театре для проведения торжественной части юбилея. Был прочитан небольшой доклад об истории училища с последующим преобразованием его из цифирной Невьянской школы. Зачитаны телеграммы от Министра народного просвещения, Попечителя Оренбургского учебного округа и других административных лиц и общественных организаций. Очень много было телеграмм от бывших воспитанников училища, которые лично не могли присутствовать на юбилее. Я хорошо помню, что телеграммы были с Камчатки, Кавказа, юга России. Особенно много из разных районов Урала и даже из заграницы. Это говорит, что очень широко разъехались воспитанники нашего старейшего училища, и чувствовалось, как бы гордились этим. Да это была и законная гордость. Вечером перед постановкой тоже было прочитано большое количество телеграмм и в течение ночи их зачитывали несколько раз по мере поступления с телеграфа. Днем на торжественной части юбилея присутствовало несколько древних стариков, в своё время окончивших курс училища. Я знаю и помню из них одного Старовойтова. Одного из них в зал ввели под руки, он был в суконном домашнем халате, подпоясан черным шелковым поясом. Всех их встречали бурными аплодисментами, за их здоровье произносили тост, пили шампанское, играли туш. Вскоре после торжественной части их в удобных экипажах, укутав в шубы, с особым вниманием и любовью к ним, увезли по домам. На этом официальная часть торжества закончилась.
В память 200-го юбилея Горнозаводского училища 6 декабря 1909г.
Вечером все участники и гости собрались снова. Так много было народу, что я больше не видал ни на одном вечере такого количества. Все здание театра и клуба было заполнено. Вечер начался постановкой, о которой я уже упоминал выше. Предела веселью не было границ. В зале были танцы, в клубе образовалось несколько кружков пения. Выступали любители пения. Вечер был до 6-ти часов утра.
7-го декабря мы не учились, а попросили у директора Кларк Н.И. разрешить нам устроить танцевальный вечер, что нам и было разрешено. 8-го учились не все, и только 9-го жизнь училища, можно сказать, что стала входить в нормальную колею.
Характерно отметить, что накануне перед юбилеем и после его, дня два, настроение у всех было приподнятое, праздничное, это не только у нас, молодежи, а и у взрослых. Все как будто забыли свои повседневные дела и мелочи жизни. Все были охвачены какой-то общей торжественной радостью, такого настроения массы людей я больше не наблюдал за свою жизнь".
При написании использованы материалы: Государственного архива Свердловской области; краеведческой библиотеки г. Нижний Тагил; фонды музея истории колледжа; новые находки из периодики начала XX столетия, присланные выпускником В.И. Рогожниковым из Москвы.
Н.В. Зайцева, заведующая музеем истории НТГМК
Текст для сайта предоставлен автором статьи