Об искусстве издавать раритеты
Бестселлер по-русски - ширпротреб. Им завалены книжные магазины и газетные киоски. Есть другое иностранное слово – "раритет". В переводе с латинского оно обозначает редкую ценную вещь, диковину.
И такая диковина, имеющая непосредственное отношение к Нижнему Тагилу, появилась в минувшем году. Глупо говорить, что речь идет о книжном рынке – рынок, это когда предложение определяется спросом. Мы же ведем речь о явлении культуры, которая представляет собой, по определению профессора Ю.М. Лотмана, "ненаследственную память человечества". Раритет называется "История фотографии в фотографии истории". Материал для этой книги собрали в различных источниках и прокомментировали известные в Нижнем Тагиле люди – фотограф и краевед Иван Трофимович Коверда и писатель Василий Андреевич Овсепьян. Издание посвящено памяти И.Т. Коверды, который скончался в то время, когда издание готовилось к печати.
Книга была подготовлена к печати екатеринбургским "Издательством Баско" и отпечатана в типографии "Малахит". А все началось с идеи опубликовать в газете "Тагильский Вариант" серию очерков под названием "История фотографии в фотографии истории". Интересно, что за эту многотрудную задачу взялись два человека: профессиональный фотограф, хорошо владеющий словом, И.Т. Коверда и дилетант в фотографии – поэт и журналист В.А. Овсепьян.
Профессионал до мелочей знает технологию, он – мастер. Но свежий, не замыленный взгляд со стороны позволяет увидеть те грани явления, на которые не считают нужным обращать внимание "посвященные". Формат очерков позволил впрячь в известную повозку "коня и трепетную лань". Не станем выяснять, кто какую роль выполнял в творческом тандеме. Но в итоге родилась книга, которая интересна и прокатчику с металлургического комбината, и преподавателю вуза. Потому что и тот, и другой хотят чувствовать "свое начало и свое продолжение", знать, откуда пошел наш город и что мы можем оставить в наследство потомкам.
Обложка книги "История фотографии в фотографии истории"
Главная тема иллюстраций – Нижний Тагил и его жители за последние полтора века. В книге ни одного черно-белого или цветного снимка – все они сделаны в цветовой гамме сепии. Этот благородный коричневатый оттенок со временем приобретали старинные черные фотографии на паспарту – наклеенные на картон с художественным обрамлением. Сепия – это цвет прошлого, того, что минуло. Здесь в одном ряду и закладка памятника Александру II в 1892 году, и первомайское шествие с портретом усатого тирана в 1935 году. Прав поэт – "все, что минуло, то мило", как бы кощунственно ни звучали эти строки в отношении периода сталинского террора.
Значительная часть очерков посвящена мастерам тагильской фотографии, начиная с англичанина Генри Инглиса, который открыл первый фотографический салон в Нижнем Тагиле еще полтора века назад. Каждый известный тагильский фотограф – отдельная тема, особый взгляд на современников и на события, происходившие в городе. Перед нами действительно предстает живая история города, на панорамных снимках глаз невольно накладывает на старое изображение сегодняшние реалии, которые возникли на историческом месте. В результате получается стереометрическая картина, имеющая объем и в пространстве, и во времени.
Такой прием использован при последнем оформлении городской трибуны в нашем городе. Екатеринбуржцы, пользуясь возможностями Интернета, уже создали несколько сюжетов, где старинные панорамные снимки через "наплыв" продублированы сегодняшними фотографиями, снятыми с тех же самых точек. Впечатление – потрясающее.
Для тагильчан такую возможность предоставляет книга "История фотографии в фотографии истории" Коверды и Овсепьяна. Только нам пока приходится вместо цифрового совмещения двух картинок включать свое воображение.
К сожалению, и этой счастливой возможностью могут воспользоваться буквально несколько жителей Нижнего Тагила. Дело в том, что нужнейшая и полезнейшая книга издана тиражом всего в 50 (пятьдесят) экземпляров. Если учесть авторские экземпляры и книги, отправленные в государственные библиотеки, то для "обычных читателей" остается несколько экземпляров. Так издание, рассчитанное на массовый спрос, с момента издания стало раритетом.
Валерий КЛИМЦЕВ.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №2(97) от 24.01.2013.