К 80-летию НТПЛ "Металлург"

    От ФЗУ - к профессиональному лицею

    Есть на стыке Ленинского и Тагилстоевского районов Нижнего Тагила, на улице Циолковского, здание, которое по причинам личного характера дорого очень многим металлургам. Потому что здесь, в его стенах, прошли самые запоминающиеся годы - годы юности. В разное время по-разному именовалось оно - ФЗУ, РУ № 4, ТУ №16, ТУ №2, СПТУ № 93, НТТЛ. Сейчас это Нижнетагильский профессиональный лицей "Металлург". Менялись названия, а суть оставалась прежней - учебное заведение всегда готовило кадры для металлургии Нижнего Тагила.

Здание учебного корпуса школы ФЗУ на улице Челюскинцев.

    Сначала базовым предприятием был завод имени Куйбышева. Именно здесь в апреле 1923 года была создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Тогда у "фабзайцев" не было специального помещения, о хорошем оборудовании приходились только мечтать, штат преподавателей, по нынешним меркам, может вызвать улыбку. Но и время было такое - не хватало всего и вся. В стране царила разруха. Но уже тогда забота о кадрах для будущей металлургии все больше выходила на первый план. Тем более, что именно 1923 год оказался годом восстановления старого завода, основательно разрушенного в годы гражданской войны. Уже весной был пущен мартеновский цех, вслед за ним - листопрокатные станы и листобойный цех. Бездействующая два года первая доменная печь выдала чугун осенью.

    Первый набор составлял 37 человек. Когда в 1932 году школа переселилась в большое четырехэтажное здание, количество учащихся увеличилось до 400. Расширилось число специальностей. ФЗУ готовило листокатальщиков, подручных сталеваров, доменщиков, разметчиков, токарей, электриков, помощников машинистов паровозов.

Преподавательский состав ФЗУ. 1926 год.

    Надо помнить, что еще в 1925 году в стране был взят курс на индустриализацию. Урал в этой грандиозной программе занимал далеко не последнее место. Было принято постановление о создании в стране второй угольно-металлургической базы на востоке страны путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири. Когда школа переезжала в новое здание, ее преподаватели и учащиеся еще не знали, что многим из них придется связать свою судьбу с проектируемым новым металлургическим заводом - НТМЗ.

    Кадры решают все

    Осенью 1940 года в стране была создана государственная система трудовых резервов. Именно тогда ФЗУ завода имени Куйбышева было преобразовано в ремесленное училище № 4, в задачу которого входила подготовка кадров для черной металлургии.

    Первый набор в училище составлял 300 человек. Занятия начались 1 декабря 1940 года. Уже была построена и выдала чугун первая доменная печь Новотагильского металлургического завода. На глазах у всей страны рождался металлургический гигант. Лозунг тех лет - "Кадры решают все" - имел к заводу самое непосредственное отношение. Руководители завода и общественные организации приняли поэтому самое активное участие в создании учебно-материальной базы РУ-4, подборе педагогических кадров.

    На работу в училище были направлены опытные производственники, легендарные металлурги завода имени Куйбышева. Среди них - первый Герой Труда в Нижнем Тагиле Е.И. Гаев, его именем названа одна из улиц города. П.Н. Кликов был награжден наркомом тяжелой промышленности легковым автомобилем. Среди первых наставников молодежи в РУ-4 были В.П. Шубин, И.Д. Тяжков, Д.А. Черепенин, В.А. Зубрицкий, П.И. Михайлов, П.А. Овчинников. Они воспитали очень многих прославленных металлургов.

Так формировался рабочий класс.    Например, специалист высочайшей квалификации И.Д. Тяжков дал путевку в жизнь Герою Социалистического Труда сталевару Григорию Ивановичу Загородному, лауреату Государственной премии Владимиру Ивановичу Зубкову и многим другим.

    Становление ремесленного училища № 4 проходило в непростое время. Была война, и это накладывало отпечаток на весь учебный процесс. Первым директором училища был П.М. Зыкин. Его сменил в 1941 году А.П. Золотарев. В.Ш. Бурштейна, возглавлявшего училище с 1942-го по 1945-й год, направили в Ленинград - после снятия блокады гам остро ощущалась нехватка рабочих кадров. Семь лет после окончания войны директором училища был Н.А. Лебедев - будущий директор Нижнетагильского строительного техникума.

    Самые теплые воспоминания об учебе в ремесленном училище сохранились в памяти Георгия Егоровича Гейнца, поступившего сюда в 1954 году. После окончания училища он работал третьим, вторым подручным сталевара, отслужил в армии, вернулся на завод, продолжал учиться, закончил УПИ, работал диспетчером мартеновского цеха, мастером, начальником смены, заместителем начальника по технологии. Его опыт востребован и сейчас, когда Георгий Егорович трудится в управления по информации и связям с общественностью.

    Любовь к поэзии как стимул к обучению

    Шел 1957 год. Группа молодых людей, закончивших Верхне-Синячихинскую среднюю школу Алапаевского района, поехала в Нижний Тагил себя показать, на людей посмотреть и, возможно, определиться в своем дальнейшем жизненном пути. Тагил привлекал прежде всего тем, что по сравнению с Верхней Синячихой казался городом огромным, а, стало быть, возможностей самоутвердиться здесь гораздо больше. Ведь главный вопрос в юном возрасте - выбор профессии. А выбор ремесла, как утверждал Блез Паскаль, зависит от случая.

В.А. Чечулин - первый слева во втором ряду.    Так получилось, что шестеро из этой группы поступили в техническое училище № 16. Среди них был Владимир Чечулин, который, впервые переступив порог слесарной мастерской, даже и думать не мог о том, что это именно тот случай, о котором говорил великий физик.

    Синячихинских ребят в училище к тому времени было немало. Это своеобразное сообщество, братство - название сути не меняет - помогало освоиться на новом месте, почувствовать поддержку, не затеряться в общей массе.

    Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Желания Владимира были скромнее: лучше овладеть ремеслом слесаря-ремонтника и зарабатывать деньги. Все-таки их семья в Синячихе - 10 человек, и все мал мала меньше. Вообще-то, парень очень любил литературу, особенно поэзию, но проза жизни диктовала иные приоритеты. Парадокс: в аттестате об окончании средней школы у любителя литературы Владимира Чечулина была единственная тройка - по литературе. Что ж, бывает и не такое.

    Ребята в группе слесарей по ремонту металлургического оборудования ТУ №16 подобрались на редкость талантливые, смышленые: не случайно большинство из них закончили училище с повышенным разрядом. Явление довольно редкое, тем не менее знаковое. Многие из выпускников, работая на Нижнетагильском металлургическом комбинате, не посрамили чести училища. Главную роль в этом, безусловно, сыграл мастер производственного обучения Николай Павлович Голдобин, талантливый педагог и прекрасный знаток слесарного дела. Не случайно впоследствии ему было присвоено звание "Заслуженный мастер РСФСР".

    После выпуска Владимир Чечулин работал в паросиловом цехе, входящем тогда в состав кислородно-компрессорного производства. Но тяжелое семейное положение заставило парня переводом оформиться на Верхне-Синячихинский металлургический завод - поближе к семье. Когда подросли братья, потянуло обратно, на НТМК. К тому же любимая девушка собралась в Нижний Тагил, а это тоже было стимулом вернуться на предприятие, которое Владимир считал своим. Хотя он еще не знал, что девушка станет его женой.

    По характеру Владимир Иосифович Чечулин однолюб, и своим привязанностям не изменяет. Единственное, что круто изменило его судьбу, - это любовь к литературе. Надо же было такому случиться, что будущая жена Людмила и синячихинский друг Валентин Сенькин решили поступить в пединститут, на факультет русского языка и литературы. Обоим не повезло - провалились на вступительных экзаменах. Владимир, хотя и имел тройку по литературе, решил поступать за компанию, экзамены сдал успешно. Он закончил институт, Людмила стала его женой, а Валентин - журналистом. Разумеется, все трое увлеченно обсуждали литературные новинки, когда в гости приходил Валентин.

Первое сентября. Первое построение.    А училище тянуло к себе, да и диплом не давал покоя. Часто задумывался: стоило ли после тяжелейшей работы в турбинном цехе ТЭЦ корпеть над учебниками ради диплома, который пылится в ящике стола? Не пора ли применить знания с пользой для себя и других?

    Когда внутренний голос сказал, что пора, он пришел в училище, предложил свои услуги в качестве преподавателя русского языка и литературы. ТУ №16 преобразовали к тому временив СПТУ-93, где учащиеся получали среднее образование. Директор училища Дмитрий Павлович Командиров принял нового преподавателя едва ли не с распростертыми объятиями. Такие кадры для него были на вес золота.

    И все. И прикипел к родному училищу Владимир Чечулин навсегда. Правда, сменил кабинет литературы на слесарную мастерскую, стал мастером производственного обучения. Когда выдавалось свободное время, спешил к книгам, - его можно было увидеть во всех библиотеках города. Так вот и живет: днем в мастерской учит ребятишек обращаться с молотком, зубилом, напильником, объясняет, что такое система вала и система отверстия, допуски и посадки, а вечером листает сборник стихов. Но когда надо написать сценарий праздника, юбилейного вечера, - здесь Чечулину нет равных. Интеллектуальный багаж у него такой, что дай Бог каждому.

    Через слесарную мастерскую проходят группы ремонтников металлургического оборудования, вальцовщиков, операторов постов управления прокатными станами. Здесь они получают первые навыки обработки металла. Во всяком случае, никто никогда не упрекнет выпускника училища, что он гвоздя в стену не в состоянии вбить. Во всех цехах огромного комбината трудятся выпускники прославленного учебного заведения, которому скоро исполнится 80 лет. Все начиналось со школы фабрично-заводского ученичества и здания барачного типа. Сейчас это профессиональный лицей, где учиться престижно, где можно получить специальность, востребованную на Нижнетагильском металлургическом комбинате -предприятии, где стабильная работа и стабильная зарплата. А это в наше неспокойное время очень важный стимул для каждого молодого человека.

    ...Мы беседуем с В.И. Чечулиным в небольшой комнатке, примыкающей к мастерской. Тема разговора в той или иной степени касается поэзии, ребят, которые за стеной увлеченно орудовали инструментами, коллег, с которыми он вот уже 20 лет в стенах этого училища готовит рабочую смену. Говорили о проблемах, которых немало, как и везде. О смысле жизни человека, связавшего свою судьбу с судьбами подростков, которых он готовит к выходу в большую жизнь. И становилось тепло на душе от мысли, что судьба оказалась благосклонной к этому человеку, удачно выбравшему свое ремесло.

    В буднях великой стройки

    В 1955 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и Главного управления трудовых резервов был издан приказ Свердловского областного управления трудовых резервов, преобразовавший ремесленное училище № 4 в техническое училище №16. В 1956 году из здания, где в настоящее время находится демидовский колледж, училище было переведено в помещение по адресу: ул. Циолковского, 41. Именно с этим адресом связывает начало своей трудовой биографии значительная часть нынешнего поколения тагильских металлургов.

    В 1955 году директором ТУ № 16 был назначен Александр Петрович Рязанцев, хороший специалист, талантливый педагог. Уже ушли на заслуженный отдых первые его ученики. Через два года после своего назначения Александра Петровича перевели сначала директором мебельной фирмы, затем он работал в посольстве в Китае. В училище его сменил Александр Ефимович Клепов. Своего профиля ТУ № 16 не сменило и продолжало из выпускников средних школ готовить сталеваров, железнодорожников, прокатчиков, слесарей, электриков, токарей для металлургического комбината.

Борис Опокин - выпускник 1954 г., сталевар 1-го мартеновского цеха.    Именно в те годы здесь трудились такие замечательные мастера производственного обучения и педагоги, как Н.П. Голдобин, Г.Е. Гнедков, М.С. Карманов, С.А. Дмитров, Н.И. Любутин, B.C. Алпатов, Н.И. Мирошниченко. Именно они дали путевку в жизнь будущему начальнику мартеновского цеха № 1, делегату XIV съезда ВЛКСМ Владимиру Гусельникову, его однокурсникам, именитым металлургам В. Погарченко, Ю. Кожевину, С. Щербакову, С. Черешкову.

    С этим зданием на улице Циолковского, которое еще только "обживалось" новым техническим училищем, связано начало трудовых биографий прокатчика Юрия Арльта, ставшего впоследствии начальником городского коммунального хозяйства, слесаря Виктора Арльта, сталевара Константина Гартмана, помощника машиниста локомотива Валерия Расторгуева, слесаря Степана Мохова - будущего кандидата педагогических наук, помощника машиниста локомотива Валерия Ольховикова, слесарей Владимира Чечулина и Ивана Нечитайло, железнодорожника Анатолия Кузнецова, станочника Леонида Хмелевского.

    Само здание не было подарком судьбы. Оно требовало достройки, крыша протекала, на пол бежала вода. В мастерских не было перегородок, ребята учились и одновременно "доводили до ума" своими руками то, что имеем мы сегодня. Учебные будни больше напоминали будни великой стройки. Общежитие находилось тут же, в здании, где сейчас располагаются учебные классы. Было трудно, интересно, весело. Когда учащимся выдали форму - черные шинели, соответствующее обмундирование, мастерам производственного обучения приходилось воевать с последним "писком" моды тех лет - массовым укорачиванием шинелей от "макси" до "мини". Модников с торчащими из-под куцых шинелей коленями тем не менее с удовольствием опекали в цехах металлургического комбината, где они проходили практику. Все-таки теоретический задел у парней был высоким, а навыки- дело наживное. Время показало, что большинство выпускников тех лет нашло свое место в жизни и на производстве.

М. ХУСНУЛЛИН, зам. директора НТПЛ "Металлург".

Н. ПАНТЮХИНА,

преподаватель НТПЛ "Металлург".

М. ТОЛМАЧЕВ.

И. НИКИФОРОВ, мастер производственного обучения ТУ №16, заслуженный мастер РСФСР.

Фото из архива лицея.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 24.10.02, 31.10.02, 16.11.02, 05.12.02.

Главная страница