Забытый опыт

    В нашей стране очень любят реформы, но, пожалуй, ни одна отрасль не может похвастаться таким их количеством, как сфера образования. Причем не только в последние двадцать лет – школьные реформы и эксперименты активно шли и в середине, и во второй половине XX века.

    Но успех любого дела упирается в наличие Личности. Вот именно так – с большой буквы Личности, активной, творческой, без которой любая реформа сходит на нет, оставляя следы не в знаниях и в душах детей, а в ворохе бумаг и отчетов...

    Такая Личность - Наталья Степановна Исакова, учитель биологии, в конце 1950-х – начале 1960-х гг. с большим успехом применила опыт А.С. Макаренко в школе-интернате № 1 (ныне МО ЦО № 1).

Наталья Степановна Исакова

Наталья Степановна Исакова

Работы на делянке

Работы на делянке

    Первый директор школы–интерната К.Б. Абрамович с большим энтузиазмом включился в московский эксперимент по трудовому обучению. Именно он и пригласил в свою школу молодого и энергичного биолога Н.С. Исакову и дал возможность развернуться её педагогическим и организаторским талантам. Наталью Степановну отличала огромная любовь к своему предмету. Это ощущалось во всем: её кабинет был настоящей оранжереей, поражал обилием цветов, их разнообразием и ухоженностью; на столах стояли микроскопы; была своя лаборатория, в которой ученики проводили опыты, записывая в дневники их результаты. В конце 1950–х годов в школе–интернате было создано свое загородное хозяйство на землях Николо-Павловского совхоза.

    Самое ценное, что удалось Наталье Степановне, – это соединить процесс труда и обучения. Работа в летнем лагере для школьников была наградой, а не просто "отработкой" положенного количества часов. Еще осенью, в начале учебного года, каждому классу-отряду поручалось изучение какой-либо сельскохозяйственной культуры, в течение зимы и весны ребята штудировали литературу по заданной теме, а в конце года сдавали зачет и получали допуски (!) к практической работе на полях загородного хозяйства.

    Сначала ребята жили в палатках, чуть позже школе были выделены лесные делянки, откуда вывозили срубленные деревья и практически сами при участии детей строили корпуса – два жилых, столовую, в которой размещались еще лаборатория и клуб.

Ушастый подопечный

Ушастый подопечный

    Жизнь в загородном хозяйстве строилась по принципам А.С. Макаренко. В детском коллективе была высокая степень самоуправления. В каждом отряде выбирался свой бригадир, потом среди них определялся главный, который имел большие полномочия по организации труда и распорядка. Жизнь в хозяйстве проходила по очень четкому режиму: подъем, утренняя линейка, на которой давали задание на день, работа, отдых, и вечерняя линейка, где подводились итоги дня. Если возникали спорные случаи – они рассматривались на совете бригадиров. Интересно, но авторитет и власть совета бригадиров имели силу не только в летнем лагере, этот ученический орган вполне успешно действовал и в период учебного года.

В швейной мастерской

В швейной мастерской

    Постепенно загородный лагерь все расширялся – появились не только корпуса, но и футбольное поле, волейбольная площадка, игротека и спортивный инвентарь. И все это было организовано по инициативе и при непосредственном участии Натальи Степановны. Дети не только трудились, но и отлично отдыхали – играли, соревновались, плавали по озеру. Лагерь работал в три смены – желающих было много, а малыши с нетерпением ждали, когда подрастут, и им тоже можно будет выезжать за город. Работа на полях шла "по–взрослому", и урожаи собирались нешуточные, что позволяло не только снабжать овощами школьную столовую, но и сдавать овощи в соседние магазины. Деньги шли на отдельный счет в банке и расходовались на различные поездки и экскурсии, которыми поощряли лучшие отряды. Конечно, с детьми были взрослые воспитатели, но все они отмечали, что работать в загородном лагере – одно удовольствие: настолько четко действовала система детского самоуправления, что решение многих вопросов и не доходило до вмешательства взрослых.

    Наталья Степановна строила процесс так, что работа и обучение были неразрывно связаны, дело находилось для ребят разных наклонностей и возрастов. Особый участок деятельности – это озеленение школьных помещений и пришкольной территории, которая поражала обилием клумб и разнообразием цветов, рассада которых выращивалась в школьной оранжерее с февраля.

    Созданный в школе механизм трудового обучения работал практически бесперебойно, сфера деятельности все расширялась – так, например, в загородном лагере появились поросята. А также была создана школьная швейная мастерская, где девочки ремонтировали одежду и даже шили платья, рубашки и брюки.

    И это не был обязательный тягостный труд. В школе имелась обширнейшая библиотека, которую вместе с Натальей Степановной собирал энтузиаст своего дела А.И. Питерских. Впоследствии он стал директором известнейшей в Тагиле библиотеки Дома учителя, почетным гражданином города. Старые фотографии той поры свидетельствуют о размахе хозяйства, высоком организационном уровне. А довольные лица ребят на старых фотографиях говорят о счастливом детстве, наполненном настоящим делом, творчеством, поиском, удовлетворением от проделанной работы. Об этом же свидетельствуют и многочисленные письма учеников, которые они еще долгие годы после выпуска слали Наталье Степановне, рассказывая о своей жизни, успехах, а порой и прося совета. Конечно, не все стали биологами, учеными, но есть среди них особая гордость Натальи Степановны – Владимир Романов, ныне успешный исследователь и преподаватель Мичиганского университета (США). А что может быть милее сердцу учителя, чем успешные ученики – продолжатели?

    Увы, веяния на педагогическом Олимпе изменились, и так называемый московский эксперимент был свернут... Поворот произошел, как часто бывает, на 180 градусов. Вместо должной оценки пошли разговоры об эксплуатации детского труда. Сменился директор школы-интерната. Загородное хозяйство было заброшено, активная работа продолжалась только на пришкольном участке, да в кабинетах интерната. Сейчас, спустя полвека, факт существования такого хозяйства, поры вдохновенной учебы и труда в нем остался только в памяти учеников, разлетевшихся по всему миру, да на старых фотографиях со счастливыми лицами ребят.

    Наталье Степановне уже за восемьдесят, она – пенсионерка с тяжелым заболеванием. Но по–прежнему её согревают воспоминания о том замечательном времени и письма учеников.

    Обо всем этом нам рассказала В.В. Белоусова, тоже учитель школы-интерната № 1, которая пришла в неё позже и уже практически не застала загородного хозяйства. Но, общаясь с Натальей Степановной, листая старые альбомы, она испытывала восхищение размахом проделанной работы и огромное уважение к Наталье Степановне – главной фигуре этого эксперимента.

Записала Ольга ХАЛЯЕВА.

    Фото из архива Н.С. Исаковой.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №10(105) от 21.03.2013.

 

 

Главная страница