Как молоды мы были
1919 год, 19 июля: части Красной Армии освободили от белых Нижний Тагил. 20 август та 1919-го: екатеринбургский военно-революционный комитет вынес решение преобразовать Нижнетагильский поселок в город Нижний Тагил.
Начало 20-х годов - неурожаи по всей России, на Украине и в Белоруссии, послевоенная разруха, голод и нищета. Какая уж тут культура. И тем не менее - вступает в силу закон о начальном семилетнем и десятилетнем образовании. Только здания школ оставались те же, что и при старой власти.
На нашем железном руднике в здании церковно-приходской трехлетней школы Свято-Троицкого прихода были размещены трехгодичные классы - начального обучения. В бывшем земском реально-промышленном училище по ул. Извездная (ныне Челюскинцев) разместили с четвертого по седьмой классы.
А вот 30-е годы XX века становятся поистине переломными. На рудник приходит техника: паровозы, экскаваторы, станки канатно-ударного бурения. строится новый вариант наклонной канатной дорожки. Нужны кадры. Тогда выстраивается двухэтажное деревянное здание горнопромышленного училища (Горпромуч), в котором получали профессии наши отцы и матери.
Интересно, что первыми студентами были, в основном, ровесники века. А вот специальности преподавались новейшие: машинисты экскаваторов и их помощники, машинисты паровозов, шоферы, мотористы промывочных фабрик, буровики. Это первое училище выпустило знатных машинистов экскаваторов братьев Долгоруковых, Шадуриных, Мамоновых. Здесь делал первые шаги Дмитрий Пестов, впоследствии Герой Социалистического Труда. Машинисты паровозов П. Белохохлов, П. Быков, В. Бушин и многие другие знатные и уважаемые представители Его Величества рабочего класса начинали в Горпромуче.
Там же создавались классы по ликвидации безграмотности, которые позже появились при рудоуправлении. Здесь основными учениками были женщины, которые тоже хотели научиться читать, писать и считать. Помню, как мать приходила с работы, управившись по дому, заворачивала букварь в платочек, брала меня с собой, а мне было в то время годов пять или шесть, - спешила в класс учиться.
Преподаватели - также женщины-общественницы, работавшие при рудоуправлении, в свое время окончившие женскую гимназию. Это А. Гордиенко, А. Пшикун и даже молодые девчата седьмых классов.
Позже здание Горпромуча передали в ведомство народного образования, в нем разместилась единая семилетняя школа №29. Мы - ученики тех далеких, но близких сердцу 30-х годов. Рассказывая об этом, не могу не вспомнить клуб ВЖР, построенный рядом со школой. Это был культурно-воспитательный центр горняков. Мои ровесники вспомнят и стадион, и лыжные соревнования и, конечно же, организатора и руководителя физического воспитания Е.П. Решетникова.
На Гальянке открылись семиклассные школы №11 и 30. И десятилетка под первым номером. Она была как бы собирательным узлом учащихся средних школ, желающих учиться в 8-10 классах. Но таких тогда было не густо: все стремились получить профессию и начать зарабатывать, чтобы поддержать семью. Парни ограничивались четырьмя-пятью классами. И этого казалось достаточно для простого рабочего человека.
Сергей АНИСИМОВ.
Литература: Газета "Высокогорский горняк" от 23.02.02.