Владимир Павленко: "Задача скульптора – рождение смыслов..."
Справка
Владимир Ильич Павленко родился в 1943 году. Скульптор, монументалист, работает с камнем, металлом, деревом, керамикой. Член Союза художников России. Участник международных и всероссийских выставок в Москве, Санкт–Петербурге, Красноярске, Челябинске, Кургане, Казани, Калининграде, Архангельске, Оренбурге, Рязани, Перми, Уфе; фестивалей ледовой и снежной скульптуры. Работы находятся в частных коллекциях Англии, Германии, Израиля, Франции, Чехии.
Окончил Уральское училище прикладного искусства, отделение "Художественный металл" в 1972 году, художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института в 1984 году.
Автор монумента "Металлургам Нижнего Тагила". Является членом жюри различных фестивалей скульптуры в городах: Пермь, Салехард, Пермь и других.
С 2010 года преподаёт в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна (филиал ФГБУ ВПО "Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова").
Тагильскому скульптору Владимиру Павленко в июле 2013 года исполнилось 70 лет.
– Владимир Ильич, ощущаете ли вы свой возраст, и что для вас означает прошедший юбилей?
– Я просто удивляюсь этой цифре, и она вызывает у меня смех! Я не чувствую свой возраст. Живу, и всё. Слава Богу, бучарда из рук не вылетает.
– А какое-либо подведение итогов сделать не захотелось?
Владимир Павленко у своей скульптуры "Тень капитана (Моби Дик)", г. Пермь
– Нет, я живу, как жил. Сейчас у меня более мощные творческие планы. Не в плане формата, а в плане философского звучания. Теперь я работаю не на конкретный узнаваемый объект, а стараюсь идти за материалом, извлекать его скрытую форму, смысл. Если нас двое – я и материал, то этот дуализм должен находить такие сопряжения, которые помогают нам обоим.
– Можно сказать, что ваше творчество стало более метафоричным?
– Не думаю. Когда "говорит" материал, каждый человек видит что-то своё. Всякая недосказанность определяет субъективное восприятие зрителя.
– А когда Владимир Павленко понял, что он хочет и может стать скульптором?
– После сорока. А до этого я пробовал все стили, материалы, техники. Занимался графикой, живописью, сценографией, инсталляцией, ювелиркой.
– Почему остановились именно на скульптуре?
– Среда обитания моего характера – пространство. А пространство заполнено бесконечным разнообразием форм. И эти формы включают в себя и живопись, и графику, и пластику одновременно. Как суммарное восприятие скульптура, в конечном счёте, содержит в себе всё, весь мир.
– И ваша цель как скульптора – отразить этот мир, или, напротив, проявиться через него самому?
– Хороший вопрос… Я думаю, что, Тот, Кто меня создал, поставил задачу, чтобы кто-то в чём-то разобрался: или я в среде, или среда во мне. Чтобы созданные мною работы помогали открыть бесконечность, взаимосвязь пространства и гармонии не только мне, но и зрителям.
– Вам важно, что бы зрители понимали, что вы хотите сказать той или иной работой?
– Мне важно, чтобы зритель задумывался и шагнул в новое русло своего восприятия. Чтобы вопрос "Почему я так делаю?" звучал не бессвязно, а заставлял размышлять о жизни в её лучших проявлениях.
– Владимир Ильич, а как личный жизненный опыт помогает в профессии?
– Помогает вовсе не личный опыт. Помогает "сближение" с материалом: он подсказывает ходы и задачи, причём порой совершенно непредсказуемые, сам бы их никогда не придумал. Человек только наблюдатель, и он наблюдает, как развиваются структуры. У каждого камня своя форма. Пластика естества неповторима, её невозможно придумать. Ею можно любоваться и слегка дополнять. Работа "Шёлковый путь" выполнена из красного сердолика в породе. Я использовал и включающую породу, и сердолик. Контраст полупрозрачного сердолика и плотной породы передал форму и характер скульптуры, особенности шёлка и определил название работы.
Из пятнистого доломита вырезана гейша. Название работы – "Под тенью тамариска" – передано пятнами на камне, которые и создают ощущение тени. Динамика фигуры гейши подсказана движением структуры доломита. И так во всех моих скульптурах. Если это работа с металлом, то используются особенности металла: листового, пруткового, сливного, проката. Всё это обуславливает конечный результат композиции.
– Как преподаватель художественного колледжа что вы хотите научить видеть своих студентов?
– Я хочу их научить размышлять и гармонично воспринимать этот мир. И даже что-то отрицательное должно в итоге стать для них не ошибкой, а очередной ступенью к восхождению.
– Какие свои работы считаете удачными?
– Для меня, если реализовано слово "бесконечность", это и есть удачная работа. Вещь не должна быть лобовой и однозначной. Через взгляд на неё должны рождаться смыслы.
– На ваш взгляд скульптора, чего не хватает в нашем городе?
– Нам дана уникальная возможность жить на Уральском хребте, где сама природа предлагает работать с камнем, использовать этот материал по полной программе. У нас в Тагиле нет ни одной композиции из камня. Думаю, что необходимо создать инициативную группу по подготовке фестиваля или симпозиума по камню. Садово–парковая скульптура могла бы украсить и оживить наш город. Для студентов камнерезного отделения художественного колледжа им. Строганова это могло бы стать хорошей практикой. И те скульпторы, которые есть в Тагиле, тоже смогли бы проявить себя. Пермь, Екатеринбург, Соликамск, Уфа, Ижевск имеют многолетний опыт проведения подобных фестивалей, которые уже стали международными. Тагил оказался в стороне, и это очень печально.
– Владимир Ильич, вы счастливый человек?
– Да. У меня есть свобода, у меня есть любимая работа, которая помогает жить, у меня есть любимая женщина. Я счастливый.
P.S.
Работы Владимира Павленко "Женский портрет" и "Шелковый путь" можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, а также бюст Серго Оржоникизе на Вагонке и монумент металлургам у Лисьей горы.Литература: Газета "Тагильский вариант" №31(126) от 26.09.2013.