Мастера резца и кисти
"Мать" – одно из лучших произведений Петра Бортнова. Над ним художник работал несколько лет. Спустя десятилетия оно притягивает к себе, как магнит. На картине уральская женщина-труженица, посвятившая жизнь своим детям. Автору удалось передать на полотне преклонение перед великим материнским подвигом.
Петром Степановичем было сделано много этюдов женщин, потерявших на войне сыновей, но он не мог остановиться ни на одном. Однажды, наблюдая полет стрекозы, почти прозрачного существа, художник понял, что образ матери должен быть очень хрупким.
Ниже – рассказ о творчестве двух выдающихся тагильских мастеров – художника-живописца, заслуженного художника РФ Петра Бортнова и скульптора-монументалиста, члена союза художников России Виталия Стеканова. Оба мастера – выпускники Уральского училища прикладного искусства, фронтовики, подготовившие плеяду молодых художников и оставившие большое культурное наследие.
Петр Бортнов – яркий представитель метода социалистического реализма. В конце мая он ушел из жизни, не дожив до 95-летия несколько дней. Основополагающие темы его творчества – революция, люди труда и природа родного края. Всего художником было создано более тысячи произведений. Его работы можно увидеть в Третьяковской галерее. Живописец был одним из авторов художественной росписи ВДНХ. В частности, он рисовал пейзажи – "Висимские просторы", "Натюрморт с шишками. Хоста", "Кыновские гребешки" и другие, а также полотна, посвященные военному времени, например одно из них – "Танковый бой", портреты людей-тружеников и близких художника.
Виталий Стеканов работал в области мелкой пластики, станковой и монументальной скульптуры, камнерезного искусства. Совместно со скульптором Иваном Боголюбовым он создавал образы на мемориале "Площадь Славы", как скульптор-прикладник участвовал в оформлении тагильского цирка и здания бывшего горкома комсомола.
Родился Виталий Стеканов в селе Михайлово Кустанайской области в семье кузнеца. От отца ему передалось пристрастие к охоте, которая сначала была лишь прогулкой-наблюдением, а в военное время – средством выживания. Однажды на охоте на Виталия Ивановича бросился старый, матерый кабан, и лишь приближающаяся подмога чудом спасла ему жизнь. В память об этой истории скульптор вырезал из дерева фигурку "Кабан-секач".
Манила мальчишку к себе речка, протекавшая неподалеку от станицы Каран-Талык, где прошло его детство. Вдоль ее берега Виталик собирал утиные яйца, а прибрежный песок и речная глина стали первыми материалами для воплощения его фантазий.
Мы должны гордиться, тем, что такие мастера жили на нашей уральской земле.
Оксана Красильникова
Литература: Газета "Машиностроитель" от 21.06.2013, №23.