"И он придумал для домов защиту от лихих дымов"
Эти высокие статные здания на проспекте Ленина всегда привлекают внимание "лица не общим выражением". Точнее – облицовкой, которая на фоне большинства фасадов тагильских домов выглядит прямо-таки монументально. Особенно если учесть, что эти самые фасады имеют неистребимую тягу к саморазрушению. А тут стоят, как каменные. Почему?
Ответ на этот вопрос дал автор нашей газеты профессор, доктор технических наук В.М. Грузман. Правда, сделал он это в неожиданной форме – стихотворной.
Облицовка Глена
В Тагиле жил шанхаеец Глен,
По виду чистый джентльмен,
По сути же он был сложней:
Прагматиком в плену идей.
О творчестве в Москве мечтая,
Журналы СССР читая,
Заехал он от стен Китая Австралии и Штатов мимо
В России сталинскую зиму.
Был в годы те Китай свободным,
Он ехать мог куда угодно.
Не знал, что сталинским указом
Чужим в столицу путь заказан,
А он с фамилией такой
Был для чиновников чужой.
Пришлось в Тагиле, как ни грустно,
Учиться прикладным искусствам.
Но грусть владела им немного -
Идеи вызвали в дорогу.
И он придумал для домов
Защиту от лихих дымов.
Полвека с облицовкой Глена
Стоят, как новенькие, стены
В краю, где дым спокон веков
Поганил лица у домов.
Пора бы написать на стенах,
Что это облицовка Глена!
Надо признать, что своим историко-строительным опусом Вячеслав Моисеевич заинтриговал еще больше. Стало интересно узнать и о самом "шанхайце" Глене и об его удивительном "изобретении". И здесь на помощь нам пришел Николай Николаевич Кочетов, долгое время проработавший в шлаковой лаборатории НТМК, ныне пенсионер. Вот какими сведениями он поделился.
Виктор Адамович Глен прибыл в Россию из Шанхая в группе репатриантов в 1947 году. Выпускника Токийского университета с дипломом по специальности "архитектура и строительство" наверняка манили столичные города, но осесть пришлось в провинциальном Нижнем Тагиле.
Начав работать на местном цементно-шлаковом комбинате мастером, он прошел путь до заместителя директора. Заочно окончив Уральское училище прикладного искусства, организовал и возглавил в нашем городе архитектурно-строительную мастерскую, которая начала заниматься оформлением здания Нижнетагильского драматического театра.
Совместно с Эдвином Христиановичем Мецгером Виктор Адамович Глен разработал и внедрил в производство облицовочную плитку для жилых домов. Основным материалом для нее являлся белый цемент, в который добавлялись отходы горного производства ВЖР, при изготовлении также использовались хромиты, привезенные из Первоуральска. Этими плитами были облицованы дома по нечетной стороне проспекта Ленина – 67, 69, 71… Авторы предполагали, что через определенный срок (5-10 лет) плитку будут "освежать" с помощью пескоструйной обработки. До этого, правда, дело не дошло, зато на практике оказалось, что материал обладает удивительной стойкостью и долговечностью и сохраняется безо всякой обработки уже более полувека. Нынешним отделочникам при всех их современных технологиях подобное и во сне не приснится.
Во времена Н. С. Хрущева надобность в архитектурно-строительной мастерской отпала, так как началось массовое возведение типовых малоэтажек, прозванных в народе хрущёвками, хрущобами. В.А. Глен перешел на работу в Нижнетагильскую лабораторию Московского строительного института, где занимал одну из руководящих должностей.
Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №6(101) от 21.02.2013.