Новая выставка в музее Уралвагонзавода
В выставочном комплексе Уралвагонзавода открылась персональная выставка работ известного тагильского художника и педагога, мастера индустриального пейзажа Дмитрия Кавалершина. Она приурочена к 110-летию со дня рождения мастера и стала первой после его смерти в 1952 году.
Член Союза художников России с 1939 года, Дмитрий Аполлинарьевич Кавалершин в 1941 году был эвакуирован из Сталинграда в Нижний Тагил. 10 лет проработал на Уралвагонзаводе художником- оформителем и стал одним из основателей традиций художественного образования второй половины XX века на Урале. Не имея специального художественного образования, он обладал удивительным талантом. Работал в жанре пейзажа. Классический и городской пейзажи – в них Кавалершин воспевал красоту и своеобразие уральской природы. А в индустриальных талантливо сочетал красоту природы с тяжестью и суровостью рабочей жизни, показывая промышленную мощь Нижнего Тагила. Наиболее ярко это проявляется в картинах "Индустриальный Тагил", "Старая шахта" (сер. 40-х гг.), "Рудник имени III Интернационала" (1945 г.) и других.
Кавалершин преподавал в художественной студии Дома культуры железнодорожников и Уральском художественно-промышленном училище Нижнего Тагила. В 1948 году организовал первую изостудию при центральном клубе Уралвагонзавода, которой сам и руководил. Был инициатором передвижных художественных выставок для жителей города. Воспитал таких известных уральских живописцев, как заслуженный художник России Иван Болотских, заслуженный художник РСФСР Тимофей Коваленко и многих других. А работы самого Кавалершина не раз выставлялись не только на городских, областных и региональных выставках, но и за рубежом.
Однако после смерти Дмитрий Аполлинарьевич был незаслуженно забыт. И для того, чтобы заново открыть художника, сотрудникам музея Уралвагонзавода пришлось провести большую работу, собирая его картины. Сегодня холсты мастера хранятся в фондах Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал", в общественном фонде поддержки и развития искусства "Коллекция" города Нижний Тагил и во многих частных коллекциях. Все они помогли в организации и сборе картин для выставки.
Помимо картин Кавалершина посетители смогут увидеть произведения пяти заводских самодеятельных мастеров прикладного искусства, ветеранов Уралвагонзавода. В витринах представлена художественная обработка дерева - резьба, изделия из капа и сувеля, а также плетение из бересты. В демонстрационном зале также выставлены работы директора Уралвагонзавода 1969-1979 гг. Ивана Крутякова.
Пресс-служба УВЗ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" 14.11.2012.
Вспомним забытое имя
Промышленный город, город-труженик. Таким привыкли видеть Нижний Тагил его жители. Как отыскать среди заводов-гигантов красоту? Где найти вдохновение для творчества? Одному из тагильских художников середины прошлого века через свои картины удалось ответить на эти вопросы. Впервые персональная выставка произведений заводчанина "Забытое имя. Дмитрий Кавалершин" открылась в выставочном комплексе Уралвагонзавода.
Поселок завода имени Сталина
Впервые заводчане узнали о Дмитрии Кавалершине со страниц газеты "Машиностроитель". Это несколько коротких заметок о том, что талантливый художник-оформитель Уральского танкового завода подарил заводским общежитиям для оформления помещений ряд своих работ, таких, как "На берегу реки", "Сады цветут", "Уральское озеро". В сложное послевоенное время красота города и окружающей природы, представленная в его работах, дарила покой и умиротворение. Мало кто знал, что еще в довоенное время произведения Дмитрия Кавалершина экспонировались даже за рубежом – в Болгарии и Румынии. Однако, глядя на его картины, понимаешь, что истинное вдохновение художник обрел на Урале, куда был эвакуирован из Сталинграда в 1941 году.
Таков "Индустриальный Тагил", затерянный среди вековых сосен, охраняемый каменными валунами, могучий и прекрасный в своей стати город-танкоград. Застыли на холсте "Поселок завода имени Сталина" и "Рудник III Интернационала". Доживает последние дни "Старая шахта". Все же основу творчества Кавалершина составляют пейзажи. Он видел природу в первозданной ее красоте, ловил "Сумерки в лесу" и "Солнечный день", на мгновенье останавливал "Уральскую осень". Дмитрий Кавалершин – организатор и первый руководитель изостудии при Центральном клубе Уралвагонзавода. Художник прожил всего полвека – с 1902 по 1952 годы. Какое это было тяжелое время: Гражданская война, падение царской империи, а после – Вторая мировая.
К сожалению, о Дмитрии Кавалершине забыли. Картины не экспонировались долгое время, но сохранились. В этом заслуга сотрудников музея изобразительных искусств и музея-заповедника "Горнозаводской Урал". В честь 110-летия талантливого художника, до последнего года жизни работавшего на Уралвагонзаводе, в музее истории предприятия впервые открылась его персональная выставка. Перед тем, как представить картины зрителям, их "одели" в новые рамы, изготовленные работниками модельного цеха.
На этом месте, где сейчас стоит Дворец культуры, было чистое поле, – с удивлением гости рассматривают картину "Поселок завода имени Сталина". Какая красота! Какой талант! Выставка необычная и удивительная. люди должны видеть картины своими глазами. На них – наше прошлое, наша история.
Екатерина ЕВЛАШИНА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 16.11.2012, №45.
Открывая заново
Индустриальный пейзаж Дмитрия Кавалершина
В Выставочном комплексе Уралвагонзавода открылась персональная выставка известного тагильского художника и педагога, мастера индустриального пейзажа Дмитрия Кавалершина. Она приурочена к 110-летнему юбилею со дня рождения мастера и стала первой после его смерти в 1952 году.
Член Союза художников России с 1939 года, Дмитрий Аполлинарьевич Кавалершин в 1941 году был эвакуирован из Сталинграда в Нижний Тагил. 10 лет проработал на Уралвагонзаводе художником-оформителем и стал одним из основателей традиций художественного образования второй половины XX века на Урале. Не имея специального образования, он обладал удивительным талантом. Работал в жанре пейзажа. В классическом и городском Кавалершин воспевал красоту и своеобразие уральской природы, а в индустриальном талантливо сочетал красоту природы с тяжестью и суровостью рабочей жизни, показывая промышленную мощь Нижнего Тагила. Наиболее ярко это проявляется в картинах "Индустриальный Тагил", "Старая шахта" (сер. 1940-х гг.), "Рудник имени III Интернационала" (1945 г.) и других.
Кавалершин преподавал в художественной студии Дома культуры железнодорожников и в Уральском художественно-промышленном училище Нижнего Тагила. В 1948 году организовал первую изостудию при Центральном клубе Уралвагонзавода, которой сам и руководил. Был инициатором передвижных художественных выставок для жителей города. Воспитал таких известных уральских живописцев, как заслуженный художник России Иван Болотских, заслуженный художник РСФСР Тимофей Коваленко и многих других. А работы самого Кавалершина не раз выставлялись не только на городских, областных и региональных выставках, но и за рубежом.
Однако после смерти Дмитрий Аполлинарьевич был незаслуженно забыт. И для того, чтобы заново открыть художника, сотрудникам музея Уралвагонзавода пришлось провести большую работу, собирая его картины. Сегодня холсты мастера хранятся в фондах Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал", в общественном фонде поддержки и развития искусства "Коллекция" и во многих частных коллекциях.
Пресс-служба УВЗ.
Литература: Газета "Тагильский вариант", №40(89) от 15.11.2012.