Они были первыми
Нижнетагильскому отделению Союза художников России – 70 лет
Отмечавшееся недавно 70-летие Нижнетагильского отделения Союза художников России – серьезная дата в культурной жизни родного города. И сегодня трудно представить его без этой творческой организации, объединяющей под своим крылом профессиональных художников, как маститых, так и начинающих свой путь в искусстве.
Организация "Союза Советских художников" документально появилась в Нижнем Тагиле 5 августа 1942 года, о чем Исполком городского Совета депутатов трудящихся вынес соответствующее решение в приказе № 459 "О создании в Н-Тагиле городской организации Союза Советских Художников", сочтя появление таковой в рабочем городе жизненно важным и необходимым. Для работы по ее формированию было утверждено оргбюро, в состав которого вошли художник Михаил Гордеевич Дерегус, назначенный председателем, Феликс Самойлович Лемберский (ответственный секретарь) и их верная помощница Бронислава Львовна Гершойг, эвакуированная в наш город в 1941 году из Харьковского художественного института. Собственно, все трое находились в Нижнем Тагиле в эвакуации. Во многом, благодаря именно эвакуированным в тагильский тыл представителям технической и творческой интеллигенции, прибывшим из западных областей России и столичных городов – Москвы и Ленинграда, а также репрессированным и трудмобилизованным духовная и культурная жизнь социалистической провинции заметно оживилась, а сам город превратился в один из крупнейших индустриальных тыловых центров страны.
Общение местных деятелей культуры с квалифицированными специалистами в области археологии, архитектуры, изобразительного, театрального и музыкального искусства, находившимися в годы Великой Отечественной войны у нас на поселении, способствовало формированию в Нижнем Тагиле благоприятной среды для создания профессиональных общественных организаций, например, таких, как городские отделы Союза художников и Союза архитекторов. Последний, кстати, тоже появился летом 1942 года.
Приезжие художники заинтересованно подошли к вопросу открытия в Тагиле самостоятельного отделения, а точнее – отдела, и, объединив свои усилия, вышли с предложением в городской Совет депутатов трудящихся, возглавляемый в то время И.А. Непомнящим. Иван Афанасьевич оказался человеком демократичным, серьезным, внимательным, а главное – прозорливым. Именно при нем в Нижнем Тагиле появились и творческие общественные организации, и картинная галерея, и художественно–промышленное училище, было принято постановление об организации профессионального театра кукол, строительстве драматического театра, открыт индустриальный институт. Тут надо отдать городскому главе заслуженное должное.
Скульптор Михаил Павлович Крамской (студент Ленинградской Академии художеств); выпускник Ленинградского художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Владимир Иванович Влазнев; живописец Олег Эдуардович Бернгард из Екатеринбурга; член Сталинградского Союза художников Дмитрий Аполлинариевич Кавалершин, прибывший из Поволжья; харьковчанин Леонид Александрович Шматько, работавший в Танкограде художником-оформителем; преподаватель художественной студии при местном краеведческом музее Геннадий Владимирович Патко и упомянутые выше Лемберский, Гершольд и Дерегус стали "первыми из могикан", кому довелось создавать историю Нижнетагильского городского отделения Всероссийской общественной творческой организации "Союз Советских художников". Именно их имена должны быть вписаны золотыми буквами в летопись тагильского искусства вслед за Худояровыми, Комаровым, Звездиным. Именно они формировали и развивали традиции профессионального художественного творчества в Нижнем Тагиле.
М.П. Крамской и Ф.В. Шарунова (автор и модель) у портрета "Первой женщины-горновой" в натуральную величину, 1946 г. (фото из архива семьи Крамских)
Но шла война. И несмотря на поддержку местной исполнительной власти, а также областного отдела по делам искусств и колоссальное стремление художников к творческой работе обстановка в городе отнюдь не располагала к занятиям искусством. Урал усиленно ковал Победу, изнемогая у станков и домен; плавил металл, собирал танки и снаряды. И тогда художники тоже пошли в цеха, работали при политоделах, создавали агитплакаты, зарисовки, наброски для будущих произведений, широко развернув в городе наглядную агитацию. А спустя три месяца, в ноябре 1942 года, небольшой коллектив тагильского отделения принял участие в декаде "Искусство Урала" в Свердловске. На выставке "Урал в Великой Отечественной войне" появились пейзажи уральской и среднерусской природы Г.В. Патко и Д.А. Кавалершина, индустриальные этюды О.Э. Бернгарда, исторические сюжеты А.Н. Побединского, лирические офорты М.Г. Дерегуса и главный символ Тагила военных лет – картина самодеятельного художника Ивана Игнатьевича Воскобойникова "Седой Урал кует победу", воспроизведение которой средствами современной полиграфии и сегодня можно увидеть на рекламных щитах, установленных на въезде в наш город. Воскобойников не был профессионалом от искусства, но принимал активное участие во всех делах и начинаниях новой организации, в том числе и выставках. В экспозиции Тагил представил 70 работ из 115-и от общего количества! Это была первая маленькая победа городского отделения Союза Советских художников.
Учитывая ответственность и серьезность выставочного мероприятия, на помощь тагильским творцам в качестве консультантов и экспертов, а также для самостоятельной работы на Урале были привлечены московские мэтры изобразительного искусства: А. Пластов, Г. Нисский, А. Бубнов, В. Штраних, скульптор А. Григорьев, произведения которых впоследствии осели в галереях и музеях нашей области. Росли не только достижения, но и количественный состав организации, которая в 1948 году насчитывала уже 14 человек, и пятеро из них были членами Союза. За 70 лет первоначальная цифра увеличилась более чем в 29 раз.
Через год, в 1943-м, состоялась первая самостоятельная выставка тагильских художников. Она открылась в залах бывшего Дома политического просвещения, символично располагавшегося на улице Уральской, 4, где и сегодня, спустя 70 лет, музейщики периодически организуют экспозиции, посвященные тагильскому искусству и его отдельным авторам. Вот там-то и произошла знаменательная и судьбоносная встреча представителей городской власти с местными художниками, где впервые и те, и другие официально обсуждали насущные проблемы советского изобразительного искусства, а главное – приняли устное решение о создании в Нижнем Тагиле галереи и художественного училища. Не случайно, наверное, позднее это красивое здание краснокирпичного стиля отошло искусству.
Члены творческой организации занимались не только подготовкой к выставкам и наглядной агитацией, они активно внедрялись в городскую и производственную жизнь, принимали непосредственное участие в создании в Нижнем Тагиле картинной галереи и художественно-промышленного училища, став первыми экскурсоводами, лекторами, преподавателями и даже директорами учреждений культуры.
Позднее в состав тагильской организации СХ вошли: выпускница ВХУТЕИНа Габриэль Николаевна Вайсберг, чья монументально-декоративная скульптура десятки лет украшает здание Дворца культуры металлургов; Михаил Харитонович Лезов; Вениамин Владимирович Маркин; Борис Вячеславович Коровин-Короткевич; приехавший из Самары; выпускники Свердловского художественного училища военных лет Петр Федотович Костромитин и Московского института им. В. Сурикова В.В. Крюков; искусствовед Евгений Леонтьевич Кронман, внесший огромный вклад в развитие советского искусствознания и музееведения. Все эти люди оставили свой след в истории искусства Урала и Нижнего Тагила.
По итогам первых выставок с участием тагильских художников, первых серьезных успехов на поприще изобразительного искусства, "отмечая творческий рост" организации, исполком городского Совета народных депутатов периодически награждал мастеров резца и кисти почетными грамотами, что, безусловно, поднимало боевой и творческий дух живописцев, скульпторов, графиков, вдохновляло их на новые идеи и результаты.
Своим творчеством тагильчане стремились превратить родной город в "большой культурный центр", в котором приятно и радостно жить, придавая при этом большое значение его архитектурно-пространственной среде. К этому вопросу особенно неравнодушен был Михаил Павлович Крамской – ученик известного советского скульптора, народного художника СССР М.Г. Манизера, отчаянно боровшийся против безликости и многотиражности садово-парковой скульптуры, в большом количестве населявшей наш город в конце 1940-х – 1950-е годы.
М.П. Крамскому, бывшему председателем Нижнетагильского отделения ССХ в послевоенный период, принадлежит и продиктованная временем идея создания подлинно реалистических портретов и картин, отражающих жизнь и состояние трудового города, а также "обобщенный образ лучших людей индустрии" – "образы тех, кто вчера совершал героические подвиги на полях сражений, а сегодня продолжает свои подвиги в созидательной работе – героике социалистического труда". Михаил Павлович одним из первых принялся за создание таких портретов, многие из которых хранятся в тагильских музеях, представлены в тематических экспозициях, и был в этом движении поистине неутомим. Для работы скульптору даже выделили комнату-мастерскую в картинной галерее.
Тема труда, как классифицировали когда-то это направление в изобразительном искусстве, до сих пор является неисчерпаемой и привлекательной для художников, каждый из которых в меру своего ума, таланта и мастерства, трактует и воплощает ее по-своему.
Деятельность отделения тагильских художников в 1940–1950-е была не просто обширна, она была многогранна и всеобъятна. Это было и собственно творчество, и бурная общественная работа, выставки и лектории, практическая помощь вновь открывшемуся музею изобразительных искусств, педагогическая деятельность в художественно-промышленном училище, организация студий для "самоучек" и консультации профессионалам, оформление городских улиц и зданий, регулярное повышение идейно-политического уровня путем занятий по изучению основ марксизма-ленинизма. Это сейчас, спустя 70 лет, последняя формулировка вызывает у многих из нас саркастическую улыбку, а тогда даже самый творческий и аполитичный художник с интересом приобщался к тому, чем жила страна, даже если он и преследовал сугубо формальный подход. Это была идеология времени, его атмосфера, дух, и осуждать художников за героический пафос тогдашних произведений никак нельзя – "каждому времени свое искусство".
Успешность и рентабельность организации оценивалась по тому вкладу, который художники вносили в преображение и жизнь родного города и края, сохранение его истории, и в советское изобразительное искусство в том числе. Культурный потенциал Тагила, благодаря общественной творческой организации, заметно возрастал с каждым годом. Город приобретал статус регионального художественного центра, зарождались новые советские традиции, складывалась преемственность поколений, формировалась культурная среда. И это притом, что тагильские художники, за единичным исключением, крайне редко получали заказы от Художественного фонда страны и попросту не имели мастерских, приспосабливая для студий самые немыслимые условия.
Живописец Д.А. Кавалершин жил в крайней нужде, без каких-либо средств на борьбу с недугом, Ю.П. Клещевников лепил скульптуры в темном и тесном дровянике, без гипса для формовки, так как материальной поддержки со стороны главной организации – Свердловского областного Союза художников, практически не было. Равно, как не было и художественно-производственных мастерских. Но бытовые трудности не останавливали художников, они были одержимы жаждой творчества и созидания на благо страны, города, советского народа.
Росло и профессиональное мастерство. В арсенале у тагильчан появились не только городские и областные смотры, но и республиканские и всесоюзные выставки, а работа М.П. Крамского "Портрет первой в Советском Союзе женщины-горновой Фаины Шаруновой" (1943-1945), экспонировавшаяся на Всесоюзной художественной выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи в Москве, была удостоена диплома первой степени Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Это была еще одна большая победа городской организации, все стремительней набиравшей обороты бурной и плодотворной деятельности.
И вот позади почти целая эпоха, в которой выросли поколения тагильских творцов, талантливых, трудолюбивых, верных традициям и, наоборот, отвергающих их - в искусствоведческий оборот вошло новое понятие "современное искусство", которое разумнее было бы пока отнести к категории явлений, ведь время и история пока не вынесли свой заключительный вердикт. Но юбилей уходящего года – уже история, которая состоялась, благодаря тагильским художникам далеких 1940-х и вчерашних 2000-х, каждый из которых внес свой собственный вклад в великое дело объединения творческих сил города.
Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед, член Союза художников России.
Литература: Газета "Тагильский вариант", №46(95) от 27.12.2012.
Союз художников России
За все время существования Нижнетагильского отделения Союза художников России в него входило около 150 человек. Сегодня – 88 человек.
Нижнетагильская организация "Союз художников России" была образована в декабре 1942 года. Ее создание напрямую связано с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов и эвакуацией на Урал многих профессиональных деятелей искусств из оккупированных территорий. К 1954 году в Тагиле сложился обширный коллектив художников, был выбран оргкомитет по вопросам создания в уральском промышленном городе творческого союза.
25 тагильчан, членов Нижнетагильского отделения Союза художников России, были и членами Свердловского отделения.
Сейчас идет подготовка сборника творческих биографий тагильских художников. В него войдут 150 имен.
Римма СВАХИНА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.12.2012.