Основы художественного промысла в Нижнем Тагиле
Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII в. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (подносы прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения.
Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX вв. и первой половины XIX в. и цветочная роспись на подносах, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, дуг, прялок и прочих предметов крестьянского обихода. Начало этого вида уральской подносной росписи отмечено в конце XVIII в., а расцвет приходится на вторую половину XIX в. (рис.15).
На заводах Демидовых работали оружейники из Тулы, крепостные крестьяне окрестных деревень, пришлые люди со всех уголков России. Демидовы покупали и перевозили на Урал целые деревни.
Выпускаемое тагильскими заводами железо с маркой "старый соболь" пользовалось мировой славой. Нижний Тагил, кроме того, славился своими талантливыми механиками, изобретателями и художниками. Среди последних крепостной ремесленник Андрей Степанович Худояров считался основоположником лакового дела на Урале - он изобрел в 60-х гг. XVIII в. знаменитый "хрустальный" лак, "который на железе, меди и дереве ни мало не трескается".
В росписи подносов-картин тагильские художники, получившие профессиональное образование в художественной школе при тагильском заводе, использовали технику масляной трехслойной живописи. Сюжетами изображений служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы.
Живопись велась по красновато-коричневому грунту (его состав неизвестен}, положенному на клеевую прокладку. Изображение, как правило, обрамлялось тонко исполненными с применением трафаретов золотыми орнаментальными полосами. Роспись в заключение покрывалась хрустальным лаком, основой которого, как полагают, являлось конопляное масло.
Подносы-картины к середине XIX в. были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.
Изготовление уральских подносов
Старинные тагильские настольные подносы изготовлялись иначе, чем железные подносы в Жостове.
Мастер-отковщик, кузнец, выкраивал ножницами из листа железа круглые, квадратные, гитаровидные и прочие куски. Подобрав шесть кусков одной формы, кузнец скреплял их скобами, затем клал на чугунную форму и пятифунтовым молотком бил по железу, пока листы не приобретали вид подноса. После этого он загибал край подноса и выпиливал или вырубал отверстия для ручек.
Лакировщик шлифовал поверхность подноса, покрывал ее олифой и ставил поднос в жаркую печь воронить. Так происходило несколько раз. Черный цвет таких подносов - это цвет запекшейся олифы. Для лучших сортов применялся черный лак неизвестного нам состава.
Затем на поднос наносился цветной грунт под живопись губкой или тампоном. Грунт был красным - сурик, реже - киноварь, зеленый - тертый малахит, синий - тертый голубец.
Цветочная роспись
По просушенному фону уральские мастерицы писали букеты цветов иногда пальцами рук. Затем цветы и листья уточнялись бликами, отметинами. Букеты завершались каллиграфическими усиками-привязками.
Принцип уральского кистевого письма схож с росписью по фарфору. Суть его заключается в следующем: мастер насыщает кисть краской таким образом, чтобы все градации тона этой краски от самого светлого до самого темного размещались на ее "лопаточке". Для этой цели в краску подмешивают белила. Такой мазок, округло и точно положенный на поверхность подноса, может создать впечатление завершенного цветка, но в сильно обобщенном образе. Художнице остается лишь слегка оживить его дополнительными элементами. В этом смысле уральская цветочная роспись более скорописна, чем жостовская, и ведется в один слой.
В 1930-х гг. традиционная
цветочная уральская роспись была заменена
"московским" букетом, т. е. подражанием
жостовскому искусству. В настоящее время в
"лаковом подносном цехе" при заводе
"Эмальпосуда" в г.Нижний Тагил работают
более 30 художниц. Ведется работа по возрождению
уральского традиционного расписного букета.
Вы в общих чертах познакомились с русскими
лаковыми промыслами, обладающими своими
специфическими чертами стиля росписи и
особенностями технологии изготовления изделий.
Наряду с тем каждый промысел имеет свои особые
тонкости традиционного ремесла (их можно было бы
назвать секретами), постижение которых возможно
только в многолетней производственной и
творческой практике непосредственно за рабочим
местом, в тесном общении с коллективами
художников и мастеров - наследников высокой,
глубоко национальной культуры русского народа.
Использованная литература
Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934.
Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М., 1934.
Вихрев Е.Ф. Палех. М., 1938.
Голышев И.А. Богоявленская слобода. Мстера. Владимир, 1865.
Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. М.-Л., 1937.
Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л., 1968.
Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. М., 1977.
Крапивина И.А. Алексей Ильич Лёзнов. М., 1961.
Крапивина И.А. Роспись по металлу.- В кн.: Русское декоративное искусство. Т. III. М., 1965.
Масленников Н.Н., Бакушинский А.В. Русские художественные лаки. М., 1933.
Некрасова М.А. Искусство Палеха. М., 1966.
Палех. Записки палехских художников. Иваново, 1959.
Паллас П.С. Путешествие по различным местам Российского государства. Кн.1, ч.2. Спб., 1870.
Рейнсон-Правдин А.П. Иван Иванович Голиков. М., 1956.
Рождественская С.Б. К вопросу о судьбах художественный промыслов РСФСР (Подносный промысел Нижнего Тагила). - "Советская этнография)", 1960, № 2.
Уханова И.Н, Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964.
Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.