Город Темноводск и его обитатели

    До выхода в свет новой книги известного прозаика Бориса Телкова "Женский облик Свободы", презентация которой прошла 28.04.2012 в музее имени А.П. Бондина, о городе Темноводске я знал только из информации в "Областной газете". Мне было ясно, что речь в книге идет о дореволюционном Нижнем Тагиле, куда завело художественное воображение талантливого писателя, но я не имел ни малейшего представления о его обитателях. Однако, если на речной глади можно увидеть не только зеркальный покой, но и перекаты и всплески, то тоже самое можно заметить и в каждой новелле сборника, живо волнующей неравнодушных читателей.

    Кто бы мог подумать, что и в далеком провинциальном городке тоже кипят шекспировские страсти, концентрированно насыщенные энергией разделенной или неразделенной любви, переходящие в настоящие трагедии и даже в фарс и комизм ситуаций. Но не тот автор Борис Телков, чтобы не довести каждую историю – нет, не до логического конца, а до конца неожиданного, потому что он понимает, что мир не однолинеен и зело не прост. Подозреваю, что с этой комплиментарной сентенцией я выгляжу достаточно уязвимо, но она вполне обоснованна.

    Пока нынешние политики на телеканалах бьют горшки вокруг самой ныне модной темы – о свободе, Борис Телков, опираясь на исторический факт разрушения памятника Александру II, рассказывает нам о творческих муках скульптора-самоучки, которому большевики поручили изваять статую Свободы. Задайте себе вопрос, где ее мог увидеть тагильский абориген, и сразу поймете незавидность его положения. Наверное, он бы никогда не добился успеха, не влюбись в соседскую девушку. Правда, его чистая поэтическая душа не подозревала, что жизнь и искусство – не одно и то же. В итоге произошли личная трагедия молодого человека и трагедия общечеловеческая, разыгранная Гражданской войной. И когда после долгих мытарств героиня новеллы Маруся увидела Новый свет, то вспомнить о далекой родине помогла ей настоящая статуя Свободы посреди Гудзонского залива. А большевики к тому времени на месте памятника Александру II уже воздвигли памятник товарищу Сталину.

Борис Телков. Женский облик свободы.

Борис Телков. Женский облик свободы.

    Вторая, на мой взгляд, сильная новелла "Лесные ягоды" о неожиданной любви мужицкой дочки Глаши и богатого купца Якова Андриановича Шамина потрясает своей естественностью и непосредственностью. Иногда все-таки задаешься вопросом, а могло ли такое быть на самом деле, но понимаешь, что сие не важно, ибо настоящие, живые сердца не умеют прикидываться. Потому и конец у новеллы трагический. А каким метафорическим языком, тамошним, а не "привозным", она насыщена. Это говорит о том, что Борис Телков преодолел некоторую игривость своей литературной речи, которая иногда подводила его, и стал вполне серьезным и зрелым автором.

    Особое место занимают в новой книге еще две новеллы, "Искусство рифмы и сыска" и "Грезы-слезы", которые объединяет один герой – пристав господин Землевич. Из первой мы узнаем, что в Темноводск даже прилетал аэроплан, а из второй – что здесь расцвело искусство синематографа. Скажу одно: написаны они очень добротно и с известной долей раскрытия психологических характеров. Краткий пересказ сюжетов при этом способен только навредить. Следовательно, читайте новую книгу тагильского автора самостоятельно, уважаемые читатели.

    В заключение хочу заметить – писатель Борис Телков широко известен на Среднем Урале и в России и почему-то менее известен в родном городе. Смею надеяться, что после появления нового сборника о жизни заводского поселка середины 19-го века, где живым языком говорят отец и сын Черепановы, Дмитрий Шорин и другие исторические персонажи, отношение к его творчеству на малой родине будет более внимательным и благосклонным.

Василий ОВСЕПЬЯН, член Союза писателей России

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №16(65) от 03.05.2012.

 

 

Главная страница