Подвижники уральского промысла.
В истории уральской лаковой живописи был период, связанный с копированием произведений известных миру художников. Он пришелся на 30-40-е годы XIX века, став творческим кредо одаренных и профессионально подготовленных мастеров. Переработка популярных тем, образов, мотивов была одной из традиционных форм творчества в России независимо от подноса и сложилась еще во второй половине XVIII века.
Неудивительно, что подобное "увлечение" коснулось и тагильских лаковых изделий. На демидовский металл с холстов и эстампов любовно переносились жанровые сцены и ландшафты, фольклорные и пасторальные сюжеты, просто импровизации по мотивам знаменитых полотен и гравюр, но уже в "лаковой оправе". Тематический охват был широк и многообразен, роспись отличалась отточенным мастерством исполнения, успех на престижных фактурных и художественных выставках свидетельствовал о славе тагильского подноса, сделав его желанным приобретением для местных и заезжих покупателей.
Вспоминая "биографию" подноса как предмета, надо отметить, что последний имел не только кухонное предназначение, но и чисто эстетическое. Например, в качестве художественного настенного панно нередко украшал стены публичных питейных заведений, чайных и трактиров и, конечно, купеческих особняков и гостиных зажиточных горожан, преображая быт, радуя глаз и сердце. Именно такие подносы-картины и прославили на века нижнетагильский лаковый промысел.
Сюжетные и пейзажные подносы приобретала в основном публика непростая: состоятельная, культурная, разборчивая, да и стоили они недешево, поскольку за таким творением стояли и мастерство, и талант, и техническая виртуозность, и знание секретов лака и металла.
О том, что сюжетное лаковое письмо пользовалось редкой популярностью, свидетельствуют исторические и документальные источники, внутренний и заграничный экспорт и подлинные образцы живописи по металлу из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.
Но, как известно, апогей славы имеет свой срок. В 1870-е годы картинные темы уходят из уральского подноса в бессрочное забвение, а сам поднос недолго расцветает пышным цветом. И надо было пройти путь длиною в столетие, чтобы возродить забытый, но все же традиционный стиль. Значительная роль в этом принадлежит Геннадию Петровичу Бабину, возглавившему цех художественной росписи подносов, Т. Юдиной, В. Гробовой, И. Смыковой, О. Максименюк, Е. Отмаховой, Е. Кадочиговой, Л. Безденежных и их замечательным единомышленникам и коллегам по творческому цеху. В конце 80-х годов минувшего века, когда на свет появились первые образцы осознанного обращения к давно забытому прошлому, стал изучаться опыт копирования со всеми составляющими эту область творчества знаниями и законами. А сегодня уже подросла новая плеяда молодых авторов эмоционально вдохновленных, профессионально подготовленных, исторически осведомленных, выбравших именно эту нишу в развитии народного промысла. Это Елена Вардугина, Жанна Овчинникова, Светлана Сосадюва, Алевтина Сидорова - все выпускницы известного на Урале (да и в стране тоже) Уральского училища прикладного искусства, ныне колледжа, готовящего специалистов росписи по металлу. Все художницы связаны с фирмой ООО "Метальная лавка", ранее муниципальным унитарным предприятием с одноименным названием, появившимся в городе в 1992 году на основе цеха по росписи художественных подносов, а сегодня проданном на аукционе новому владельцу, возможно, современному Демидову. Но творческий идеолог, генератор мысли и деяний, консультант, советчик, помощник и ценитель остался неизменным, заслуживающим доверия и искреннего уважения, благодаря коему и продолжает жить и совершенствоваться сюжетное письмо на тагильском подносе - это искусствовед и главный художник "Метальной лавки" Галина Никитична Горбунова.
Ольга ТОЛСТОБРОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.01.03