Первый директор
Антонина Николаевна пережила трудные годы. Помнит войну, работу учителем русского языка и литературы в деревне Мурзинка, преподавание и обязанности завуча в училище прикладного искусства. Неожиданным для нее стало назначение директором открывающегося в Нижнем Тагиле музыкального училища. Дав согласие возглавить его лишь временно, она не представляла, что в судьбе произошел крутой поворот и с той поры ее имя будет неотделимо от созданного ею детища.
На плечи хрупкой женщины легли тяжелые заботы: переоборудовать старый двухэтажный купеческий дом с печным отоплением по улице Кирова под учебные классы, отремонтировать, купить мебель и инструменты, набрать штат преподавателей, провести экзамены.
В трудный организационный период на помощь пришли администрация города, горняки, которые стали шефами и бессменными помощниками, и коллектив преподавателей ДМШ №1 во главе с директором М.Н. Машковой. До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминает Антонина Николаевна ее помощь и поддержку в трудное время. А в октябре 1958 года первые 50 студентов пришли на отделения фортепианное, оркестровое, дирижерско-хоровое и отделение народных инструментов.
В штате было всего три преподавателя и она – директор, одновременно исполняющий обязанности и завуча. Все хозяйственные дела взяла на себя М.И. Николаева, хороший помощник на долгие годы. Остальные педагоги из музыкальных школ города были совместителями.
Преподавательский состав формировался постепенно. К кадровому вопросу Антонина Николаевна подходила ответственно. Для нее были крайне важны не только профессиональные, но человеческие качества каждого педагога. Вместе с завучем С.И. Волковым, человеком высокой культуры и большого авторитета, они сумели создать уникальный педагогический коллектив, о котором вскоре заговорили в Тагиле, городах области и Свердловске, ныне Екатеринбурге.
У истоков каждого отделения стояли личности. Образованные, интеллигентные, эмоциональные и артистичные педагоги. От них исходил особый магнетизм, сильнейшая творческая энергетика. Своей увлеченностью, преданностью и бескорыстным служением искусству они заложили прочные традиции, создали особый микроклимат, определивший дальнейшую творческую жизнь учебного заведения.
Музыкальная семья постепенно разрасталась, становилось тесно в одном здании, и город выделил второе – через дорогу, куда после реконструкции и ремонта студенты бегали на уроки математики и физики. В училище появился хор, два оркестра. Для репетиций таким коллективам необходимо соответствующее помещение. Антонина Николаевна добилась выделения другого здания в центре города по улице Карла Маркса, 28. Началась третья реконструкция и капитальный ремонт. И опять на помощь пришли шефы, предприятия города, ученики и их родители.
Теперь старинное, демидовских времен, здание с почти метровой толщины стенами известно всем. Из окон с утра и до позднего вечера льются звуки музыки. С самого начала двери училища не закрывались до глубокого вечера, и в любой момент можно было увидеть его директора – Антонину Николаевну. Она работала с полной самоотдачей. Ее видели в училище ранним утром и поздним вечером. Складывалось впечатление, что она живет здесь. Требовательная и ответственная, она была участником всех дел: ее можно было увидеть на бесчисленных субботниках, на уборке урожая в колхозе, всюду, где работал коллектив, там неизменно была неутомимая Антонина Николаевна, всегда подтянутая и собранная. На первый взгляд, она производила впечатление строгой, суровой, но за внешней сдержанностью скрывалась натура внимательная, добрая и очень заботливая.
Карамышева никогда не вступала в споры, не ссорилась, не повышала голоса, умела погасить любой конфликт. Даже не настаивала на своем, ей, тем не менее, подчинялись. Дверь ее кабинета была открыта каждому, и в любое время можно было прийти за советом или поделиться проблемами. "Это честный и надежный человек, исключительно порядочный и удивительно скромный. Никогда в коллективе, большую часть которого составляли женщины, не было ни сплетен, ни пересудов. Все попытки посудачить или позлословить в чей-то адрес сразу же пресекались", – вспоминала бывший преподаватель училища Г.А. Прозорова.
К ученикам Антонина Николаевна относилась как к своим детям. Она не только знала всех по имени и фамилии, но и была в курсе их материального положения, помогала нуждающимся с устройством на работу и с жильем, так как общежития не было. В первые годы существования, когда в училище не было собственной столовой, Антонина Николаевна организовала для студентов горячие завтраки. Выпускница Ленинградской Академии художеств, Карамышева сохраняла с ней тесную связь. Ежегодно Антонина Николаевна договаривалась, что на время каникул студенты будут приезжать в Ленинград. В течение нескольких лет группы учащихся, знакомясь с северной столицей, жили в общежитии академии. Для них устраивали экскурсии по городу и музеям. Студентов всех выпусков Антонина Николаевна до сих пор помнит, знает, когда и как учился каждый, где сейчас находится, чем занимается, какие имеет творческие достижения, со многими переписывается. К ней постоянно приходят бывшие ученику коллеги, друзья. Ее ценят за умение дружить бескорыстие и доброту.
Многих Антонина Николаевна удивляла способностью убеждать, договариваться, она могла заставить чиновников прислушаться к себе, мастерски обходя их запреты. Порой, по мнению окружающих, она принимала неожиданные и абсолютно авантюрные решения, но, как показывало время, всегда стратегически верные. В городе, в начале существования училища, не было своих оркестрантов и дирижеров, Антонина Николаевна сумела договориться с лучшими музыкантами симфонического оркестра Свердловской филармонии и его главным дирижером народным артистом СССР М.И. Паверманом. По ее просьбе он взял шефство над училищем, помог молодому и талантливому преподавателю Э.Е. Ревинзону создать новый творческий коллектив, дирижировал студенческим симфоническим оркестром, готовил с ним сложнейшие программы без скидок на юный возраст исполнителей.
Вскоре состоялись первые публичные выступления оркестра. Высокий уровень исполнительского мастерства студентов позволит донести до слушателей симфонии Моцарта, Бетховена, Чайковского. Концерты оркестра стали регулярными, и дважды в год, зимой и весной, с разными программами коллектив с неизменным успехом выступал в залах ДК НТМК, ДК им. Окунева, в клубе железнодорожников. С этого времени оркестр стал лицом училища, его гордостью и украшением. И в этом, безусловно, огромная заслуга Антонины Николаевны Карамышевой.
Невозможно перечислить все, что было сделано первым директором для училища и в целом для развития культуры в Нижнем Тагиле.
Еще одним аккордом ее деятельности стало создание музея на основе собственных архивов и материалов, которые собирала и бережно хранила с самого начала образования учебного заведения, ставшего смыслом ее жизни. Здесь афиши и программки первых концертов, рецензии, заметки, фотографии, памятные подарки, авторские работы художников: картины, эстампы, графика и многое другое.
До сих пор училище, ныне колледж искусств, – это ее жизнь, а сама Антонина Николаевна по-прежнему энергична, беспокойна и полна идей. Она живет жизнью коллектива и готовится к 55-летию колледжа.
Анна ДОЙНИКОВА, преподаватель училища искусств, выпускница 1967 года.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.03.2012.