Праздник фотоискусства

    В.А. ЧугуновФотовыставки всегда были яркими событиями в культурной жизни нашего города. Первая из них состоялась в 1930 году в честь очередной годовщины освобождения Нижнего Тагила от армии адмирала Колчака, вторая – в 1945 году, последующая, излишне политизированная, в шестидесятые годы. Но, безусловно, выставку, открывшуюся 27 января 1990 года в историко-краеведческом музее во время раскрепощения общества от советской идеологии, по духу и творческому самовыражению можно считать и, не без основания, самой свободной. Сегодня мы публикуем рассказ об этом событии прекрасного поэта и активного краеведа В.А. Чугунова, ныне, увы, покойного.

    В конце января 1990 года историко-краеведческий музей впервые принял в своих залах выставку фотолюбителей нашего города, которая была открыта для посетителей весь февраль и март. Это третья выставка, посвященная 150-летию фотографии, первые две были проведены в прошлом году. Тогда они экспонировались в помещении ГК ВЛКСМ. Тагильчане увидели фототехнику разных поколений из коллекций музея и любителей, старые фотографии, узнали многое из истории фотодела. На второй – знакомились с работами своих земляков.

    Выставку нынешнюю открыл директор музея И.Г. Семенов. Звучало много приветствий и пожеланий. 29 участников выставки представили на суд зрителей около 250 фотографий. Даже беглого осмотра экспозиций достаточно для того, чтобы убедиться, как серьезны и часто глубоки взгляды фотолюбителей на окружающий мир и природу, как профессионально выполнены работы. И меньше всего здесь самолюбования и тщеславия, стремления удивить. Пожалуй, только от богатства и переполненности души, только от желания поделиться своими тревогами и надеждами эти увлеченные люди так настойчиво добивались открытия выставки. При всем разнообразии взглядов участников на фотодело, при всей многоликости их вкусов и увлечений, по сути своей, выставка отличается явно выраженной социальной направленностью и приглашает к размышлению.

    Наверное, кто-то, видя множество лирических снимков, мог с упреком сказать: "Город-труженик, а нет ни заводского пейзажа, ни самого труженика…" Упрек мне кажется напрасным. Канули те годы, когда непременными атрибутами пейзажа были трубы, подпирающие дымами небо. Неудобно вспоминать и то, как гордо когда-то красовался лозунг – "Дым наших фабрик и заводов – это дыхание советской власти".

    Сейчас иные времена и иное сознание того, что натворили в прошлом. И вот перед нами производственный пейзаж И. Коверды. Какие высокие словосочетания мы искали бы раньше, чтобы подчеркнуть "нерукотворность" и грандиозность сотворенного! А ныне под снимком появляется жесткое и емкое название: "Дыхание Молоха". Задумайтесь, Молох! Мы как-то подзабыли значение этого слова, а ведь оно каково: "страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв". И жертвы мы приносили, к сожалению, и приносим до сих пор. Но одновременно и приходит осознание – достаточно! Пора остановиться. И уже не в честь очередных побед и достижений, не по указке сверху люди идут на собрания и митинги – они идут решать насущные житейские проблемы, предлагают и требуют неотложных мер, в первую очередь по улучшению экологической обстановки в городе (работы И. Коверды "Митинг и его лидеры", "Рабочее собрание").

    Я начал свой обзор с творчества И. Коверды не случайно. Во-первых, его экспозиция наиболее обширна (около 40 снимков), во-вторых, и это по-моему мнению, самое главное, – она, как ни у кого другого, имеет ярко выраженное социальное содержание. И, в-третьих, – она очень разнообразна по жанрам: здесь портреты и пейзажи, сцены и фотоочерк. И сделано все это со вкусом и большим мастерством.

    Вот снимок "10 лет и вся жизнь колхозницы Евдокии Скакун". Выполнен он средствами фотомонтажа. Всего одна фотография – и воистину целая жизнь: где-то (а была ли?) молодость, затем арест (а за какую провинность?), лагеря, ссылка, реабилитация – все это вместе загубленная, униженная и растоптанная человеческая судьба. Следует непременно заметить, что у автора просматриваются особые любовь и симпатии к людям, наименее защищенным в нашем обществе – детям, старикам, инвалидам… Подтверждение тому работы "Маленькое сокровище", "Осень", "Девяносто лет", "Подведение итогов", "Весна". К этому же ряду примыкает очень трогательный цикл портретов "Последние жители Серебрянки", являющийся, пожалуй, самым глубинным в раскрытии темы неперспективной деревни, волнующей всех нас, темы, которую разрабатывают и многие другие авторы. Но решает эту тему каждый по-своему. На снимке И. Коверды чувствуется неравнодушие, щемящая боль и невозвратность потери. Будто души бывших хозяев земли в облике чаек парят над родным пепелищем. И не такая же участь ожидает и "Последних жителей Серебрянки"?

    И совсем иное, к примеру, мы наблюдаем в цикле Т. Дубинина "Судьба уральской деревни". Вероятно, автору очень хотелось показать трагическое положение деревни, но в представленных работах это ему не совсем удалось. Каждая из шести фотографий скорее навевает тихую печаль.

    Нельзя не пройти мимо без волнения серии Н. Антонова "Рекруты семидесятых". Уже само название звучит странной новизной. Возвращение его в лексику из прошлого характеризует наше сложное отношение к современной армии. Как-то поблек ее ореол. Считается, что после Великой Отечественной мы жили без войны. Так неужели только по традиции плачут матери, провожая своих детей на службу? И о чем они думают, и что на душе у этой пожилой женщины с застывшим скорбным лицом? А что ожидает эту плотную колонну стриженых парней? Хорошо, если стройбат (этот священный долг по защите Отечества с лопатой и кувалдой в руках). А если…

И.Т. Коверда. "Детдом. Ждем маму"

И.Т. Коверда. "Детдом. Ждем маму"

    Не обойдена вниманием фотолюбителей и выросшая сегодня в глобальную проблема – охрана памятников старины. Серия Б. Рововых "Вандализм" материально и зримо отражает степень нашего духовного и нравственного падения. Но просыпаемся мы потихоньку. И свидетельством тому фотодокументы: циклы "Восстановление", "Господи, помилуй" Б. Рововых, "Возвращение" И. Коверды. Но возвращение будет, вероятно, долгим. Переполненный иронией снимок Т. Дубинина "Зеркало" – воистину зеркало, объективно передающее состояние дел по охране памятников архитектуры. И будто опасаясь за сохранность чудом уцелевшего или восстановленного, спешит запечатлеть на фотографии пропорции и красоту старины В. Терентьев. Тут и "Память земли Российской", целый альбом, представленный старейшим фотолюбителем города.

    И, конечно, воистину царствует на выставке пейзаж. Неутолима, как жажда, тяга человека к природе! Величественны и неописуемо красивы картины В. Сонина. От них не хочется уходить. Очаровательны работы Л. Сахно. В них и техническое мастерство, и страсть фотоохотника, умеющего выследить, подглядеть и запечатлеть удивительную частицу жизни, и желание поделиться своим открытием, чудом с людьми.

    Многолики образы природы и на снимках Н. Антонова. Достаточно взглянуть на "Собачий холод", чтобы физически почувствовать мороз и в то же время восхититься красотой, созданной проказами зимы. Интересны его работы "Жизнь", "Лесное содружество", "Из жизни деревьев", "Проходной двор" и "Печаль". Использование специальных фотосредств сближает эти снимки, особенно последний, с картинами, выполненными кистью художника. Выразительно исполнены в приглушенных тонах и снимки Н. Путилова из цикла "Природа и солнце", "Декабрьская ночь" В. Маслеева, "Осенний день" Л. Ивановой. Удачны пейзажи Ю. Полосинова ("Причал", "Пейзаж с чертополохом", "Весна пришла"). Лиричен цикл "Встреча сезонов" В. Терентьева.

    Привлекают внимание выполненные в цвете фотографии Ф. Комлика. Прелестен снимок Л. Кузнецовой "На этюдах". На достаточно высоком уровне выполнены работы С. Каратеева, а снимок "Узоры солнца" – просто хорош. Не оставляют равнодушным работы Б. Петрова "Прииск в городе" и "Встреча в горах". Веет грустью от фотографии "Ветераны" Г. Сунцова.

    Вызывает добрую улыбку снимок М. Малышенко "Нам не страшен серый кот". Кстати, домашних животных фотографируют многие, охотно и с теплотой. Здесь работы "Резка" школьника Д. Полежаева, "Взгляд" и "Шуруп" Ю. Полосинова, "Живая тяга" и "Дозор" В. Поединщиковой.

    Интересны два снимка школьницы Л. Дубровиной "Портрет" и "Мальчишки". Уже сам выбор "материала" говорит о самостоятельности юной фотолюбительницы. Следует отметить, что жанр портрета на выставке представлен широко. Ранее было сказано о великолепных циклах И. Коверды. Профессионально выполнены работы "Обида прошла" и "Серега" Н. Антонова, "Мужской портрет" В. Сонина, "Думы материнские" Ю. Смирнова. Нельзя не восхититься замечательным групповым портретом Н. Путилова "Коммуналка". Хорош он, прежде всего, своей композицией и компановкой, удивительно гармоничным заполнением пространства. И ко всему прочему – это жизнь, как она есть!

    И, разумеется, особняком выделяются 24 снимка В. Антония. Эти работы нельзя втиснуть в какую-то схему, поставить в какой-либо тематический ряд. Это особый мир фотохудожника с его неутомимостью в поиске наиболее характерной детали, в стремлении уловить и запечатлеть движение, тень и каждую линию обнаженной натуры. Электронная версия historyntagil.ru. Многие из представленных В. Антонием работ совершенны. По своим художественным достоинствам они неизмеримо выше и не сравнимы с фотографиями коммерческой выставки (вход по рублю), открытой в ГК ВЛКСМ и перенесенной затем в драмтеатр, со щекочущим названием "Эрос".

    Немало фотографий посвящено и спортивной тематике. Наибольшей удачей я считаю великолепный, очень выразительный, передающий все перипетии борьбы фоторепортаж В. Дождикова. Достаточно интересны снимки "Не сошлись характером", "Земные радости", "Гол" В. Завьялова, серия "Большой волейбол" А. Козлова, "Как белые чайки", "Стихия", "Эстафета" В. Трепнтьева.

    Конечно, в столь кратком обзоре невозможно рассказать обо всех авторах и тем более обо всех работах. Подводя итоги, отмечу, что в целом выставка удалась. К сожалению, профессиональные фотомастера ателье нашего города в ней не приняли участие. Думаю, оно было бы полезным.

Владимир ЧУГУНОВ.

    P.S. Эта статья о выставке начала 1990 года была опубликована в рукописном журнале "Тагильский краевед" за этот же год. При ее подготовке к печати я постарался весьма бережно и этично отнестись к стилю автора, чтобы сохранить, прежде всего, ее тональность и мысль. Мною во имя четкости и стройности изложения допущены некоторые сокращения. Думаю, Владимир Абрамович простит меня за это.

Василий ОВСЕПЬЯН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №31(32) от 01.09.2011.

Главная страница