Спортивный комплекс Вагонки: как это было
В начале 70-х годов необходимость иметь при заводе современные спортивные сооружения систематически обсуждалась заводской общественностью. В частности, хотелось, на первый случай, построить хотя бы корт-площадку с искусственным льдом. У завода в то время была неплохая хоккейная команда, для тренировок приходилось арендовать искусственный лед в других городах. На заводском стадионе был открытый хоккейный корт с деревянными трибунами для игр зимой. Предпринимались попытки в 1970-1971 гг. соорудить на базе этого корта искусственный лед: эскизные проработки выполнил главный инженер УКСа К.С. Каневский. Но средств и разрешения на выполнение такой большой реконструкции по линии капитального ремонта не нашлось, и этот вариант отпал.
Появился второй, еще более несбыточный, который предполагал строительство открытого корта-площадки с искусственным льдом "партизанским" методом на участке по Ленинградскому проспекту.
15 апреля 1972 года по инициативе Дзержинского РК КПСС на субботнике трестом №88 были даже начаты земляные работы по устройству площадки, без проекта и без права на финансирование. Работать без оплаты, под одни обещания организаторов митинга, трест №88 не мог, и через некоторое время работа прекратилась, землю спланировали, а частично уложенные фундаментные блоки растащили либо вывезли на другие объекты. Можно ли считать этот субботник началом строительства Дворца ледового спорта? Конечно, нет. Утверждение бывшего секретаря Дзержинского РК КПСС В.Ф. Баранова,что это и есть начало строительства Дворца ледового спорта, ошибочное и вводит читателей в заблуждение.
В то время мы даже не знали и не предполагали, каким он будет по архитектуре и конструкции здания, не говоря уже о фундаментах. Мы, капитальщики, понимали, что проблема современных спортивных сооружений может быть решена только после получения разрешения "свыше", т.к. требуется наличие утвержденной проектно-сметной документации и значительных капиталовложений. Руководство завода пыталось решить вопрос через отраслевое министерство.
В те годы на предприятии велось большое строительство промышленных объектов и жилых микрорайонов. В конце 1973 года в один из приездов министра С.А. Зверева руководство завода получило его принципиальное согласие на проектирование и строительство за счет выделяемых нам средств крытого катка с искусственным льдом и плавательного бассейна. Но это устное согласие министра надо было оформить документально.
В начале 1974 года директор завода И.Ф. Крутяков и автор настоящей статьи воспользовались вызовом в Москву и подготовили там письмо за подписью министра С.А. Зверева в Госплан СССР с просьбой согласовать по титулу Уралвагонзавода проектирование и строительство крытого катка на 5000 зрителей и плавательного бассейна, указав общую стоимость работ - 4,5 миллиона рублей. Госплан решил этот вопрос положительно, что давало нам право на проектирование и финансирование строительства с оформлением всей необходимой документации - это было 23 апреля 1974 г.
Для разработки проекта выбрали московский институт "Союзспортпроект". Практически весь 1974 год ушел на подготовку УКСом исходных данных (геологические изыскания, технические условия на подключение объектов к действующим энергосетям, технические условия на строительные конструкции и т.п.), а также на выбор принципиальных вариантов бассейна и катка. В результате были подготовлены и переданы институту документы: архитектурно-планировочное задание и техническое задание на проектирование - и был оформлен договор.
Министерство предложило позаимствовать конструкцию катка, построенного в Ижевске. Поездка в Ижевск наших специалистов ничего не дала, т.к. оказалось, что тот каток по нормам проектирования уже устарел. Другого действующего типового проекта катка на 5000 зрителей в тот период не было, и нам пришлось получать разрешение Госгражданстроя Госстроя СССР на разработку индивидуального проекта. Для плавательного бассейна был принят действующий типовой проект с ванной 50х21 м.
На основании представленных документов и договора институт "Союзспортпроект" в 1975-м - начале 1976 гг. разработал проектно-сметную документацию, которая после согласования в Нижнем Тагиле прошла экспертизу в отраслевом министерстве и была утверждена заместителем министра П.Н. Рудаковым 19 июня 1976 года с правом финансирования стройки в 1977 году.
По проекту комплекс спортивных сооружений состоял из плавательного бассейна с основной ванной, оборудованной прыжковой вышкой, и трибуной для зрителей, тренировочной и детской ванн. В здание входили тренировочные залы, фильтровальная станция, фойе с гардеробом, буфет и служебные помещения.
Второй объект - крытый каток с трансформирующимся хоккейным полем размером 60х31 м с искусственным льдом и трибунами на 5000 зрителей. В отличие от плавательного бассейна, уникальное здание крытого катка запроектировано в виде усеченного конуса - в нижнем основании 100 метров, в верхнем - 80, высота - 19 метров. Общий объем помещения -130 975 кубических метров, оно состояло из двух блоков - "А" и "Б". Блок "А" из трех уровней, в нем размещается ледяное поле и демонстрационный зал с трибунами, вестибюль, фойе, буфеты и вспомогательные помещения. Блок "Б" примыкает к блоку "А" для администрации, холодильной станции и электроподстанции.
Немного о конструктивных особенностях здания.
Все фундаменты и плита ледяного поля устроены по свайному полю. Всего забито 1630 свай длиной от 6 до 12 метров каждая.
Ограждающие конструкции здания Состоят из 80 сборных железобетонных панелей, которые опираются на верхнее монолитное железобетонное кольцо диаметром 80 метров.
Конструкция ледяного поля - слоеный пирог: на железобетонной плите уложен утеплитель - пенополистирол, затем идет защитная армированная плита, четыре слоя пленки и три - графитопорошка и т.д.
Главный архитектор проекта В.М. Цветков. От УКСа завода вели работу по проектированию В.П. Овчаренко, И.А. Гильгур, 3.С. Мясник, М.Б. Замураева, В.С. Кучевская.
Учитывая простоту конструкции и более короткий срок подготовительных работ подрядчика, нами было решено вести строительство спортсооружений с плавательного бассейна.
Земляные работы трестом №88 по этому объекту были начаты в марте 1977 года - это и является датой начала работ по строительству объектов спортивного комплекса, а не 15 апреля 1972 года. Тогда просто перепутали название объекта: корт-площадку приняли за Дворец.
Первые три года работа на бассейне велась медленно, потому что строители, да и средства завода в тот период были заняты на сооружении больничного комплекса на Пихтовых горах. Но уже в 1980-м темпы работ усиливаются и за год осваивается 671 тысяча рублей, или в 2 раза больше, чем за предшествующие три года.
К концу 1980 года практически были выполнены все общестроительные работы по зданию бассейна (устройство фундаментов, кладка стен и перегородок, монтаж металлических и железобетонных конструкций, монтаж плит покрытия и бетонирование ванн). Конечно, особую трудность для исполнителей представляло непрерывное бетонирование большой ванны, ее изоляция и облицовка. Выполняли эту работу бригады А.Ф. Коршунова, Н.Н. Нифонтовой, Н.Н. Казанцева, а технический надзор вели специалисты УКСа А.В. Бабкин, Б.А. Четвериков, С.И. Абросов.
Одновременно со строительством бассейна была произведена планировка площадки под крытый каток, и управление буровзрывных работ вскоре начало забивку свай под фундаменты здания.
Всего в тот период забили около 1200 свай из потребных 1630 штук, но во втором полугодии 1980 года работы по катку были приостановлены, т.к. вышло постановление Совета Министров СССР от 14 июня 1980 г. о временном прекращении строительства спортивных и зрелищных сооружений, имевших готовность на 1 июля 1980 года менее 70% от сметной стоимости. Однако строительство бассейна продолжалось благодаря тому, что при поддержке Нижнетагильского отделения Стройбанка удалось доказать в Москве в Стройбанке СССР о нецелесообразности прекращения работ на этом объекте. Стройбанк СССР, удовлетворив нашу просьбу по бассейну, предложил закончить строительство его в 1981 году.
Для ускорения работ и сдачи бассейна в установленный срок, как всегда, в помощь строителям треста №88 были подключены заводские службы. В результате совместных усилий плавательный бассейн был сдан государственной комиссии в декабре 1981 года. После его открытия в апреле 1982 года дирекция и общественные организации завода в преддверие 50-летия решили добиваться разрешения на возобновление строительства крытого катка. В.К. Сотников (директор завода с июня 1981 года) договорился с министром П.В. Финогеновым и первым секретарем Свердловского областного комитета КПСС Б.Н. Ельциным о том, что они подпишут обращение в Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР с просьбой разрешить Уралвагонзаводу продолжить строительство крытого катка и ввести его в 1986 году. Такое письмо было передано в аппарат Центрального Комитета, его завизировал секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко, а затем подписал председатель Совета Министров СССР Н.А. Тихонов: "Согласиться в виде исключения со сроком завершения строительства не позже 1986 года".
Со времени разработки проекта крытого катка прошло более 5 лет, изменились частично нормы проектирования, а сметная стоимость значительно увеличилась - требовалась корректировка проектно-сметной документации, переутверждение ее и согласование во всех высоких московских инстанциях.
Институт "Союзспортпроект" из-за загрузки другими заказами мог выполнить корректировку не ранее июля 1984 года. Чтобы не упустить время и продолжить строительство катка уже в 1983 году, имея разрешающее согласие Совета Министров СССР, с помощью работников отраслевого министерства удалось оформить в Стройбанке СССР титульный список стройки на 1983-1986 гг. в пределах суммы остатка ранее утвержденной сметной стоимости, не ожидая корректировки проекта и утверждения новой сметы, хотя мы понимали, что заложенных в титул средств, исходя из остатка сметы, будет недостаточно и этот вопрос еще раз возникнет.
Корректировку чертежей фундаментов и конструкций каркаса здания, с чего надо было продолжать работу, выполнило проектно-конструкторское управление (ПКУ) УКСа завода (Г.С. Кулак, В.С. Семухин), и уточненные чертежи мы передали подрядчику в 1983 году. Это позволило уже во второй половине 1983 года возобновить работы по строительству крытого катка и параллельно вести корректировку и согласование проектно-сметной документации, что вызывалось необходимостью увеличения сметной стоимости объекта.
В связи с уникальностью объекта ответственным от строительного треста №88 был назначен главный инженер В.Т. Туз, а производителями работ - В.Т. Белохохлов, В.А. Горячев, А.Г. Никулин.
Строительство фундаментов катка по забитым ранее сваям возобновила бригада А.Ф. Коршунова, а ей в помощь Уралвагонзавод скомплектовал комсомольско-молодежный отряд, который возглавил Е.Г. Гордиевский.
В начале следующего, 1984, года количество рабочих от треста №88 и завода было увеличено, работа на стройке заметно оживилась и велась уже в две смены. В январе-феврале принимали по 120 кубометров на фундаменты, в апреле началось армирование и бетонирование нижнего монолитного пояса на отметке +3 метра, шлакоблочная кладка стен и перегородок, прокладывались дренажи.
И в это время, когда темпы работ на стройке нарастали, группа специалистов "Союзспортпроект" предложила изменить конструкцию каркаса и покрытия здания катка: предлагалось вместо железобетонных несущих стеновых конструкций - "лепестков" применить стальные трубы, заполненные бетоном. Мы отказали, т.к. понимали, что группа ведет борьбу за авторство и все эти новшества приведут опять к остановке строительства катка и его в 1986 году не будет.
Мне позвонил из Москвы корреспондент журнала "Архитектура" А. Ирзабеков и предложил принять рацпредложение москвичей. Я отказался, и он написал статью в журнале "Архитектура" №7 за 1984 год подзаголовком - "Корректировка" - о чем свидетельствует история проектирования крытого катка в Нижнем Тагиле". В ней журналист обвинил меня и главного архитектора города В.И. Солтыса в непонимании предложенного варианта. Мы дали письменный ответ, но на этом тяжба не закончилась: вопрос разбирался в горкоме КПСС, а затем в строительном отделе Свердловского областного комитета партии, где были заслушаны обе стороны. Все же приняли наш вариант, и стройка продолжалась.
В феврале 1985 года бригада Н.И. Прохорова из Уралстальконструкции смонтировала первый "лепесток" - железобетонную стеновую панель, изготовленную на ЖБИ-З, а в июле этого же года закончила монтаж последней - восьмидесятой. В сентябре при помощи песочных домкратов, изготовленных в цехе нестандартизированного оборудования УВЗ, нагрузки с временных конструкций были переданы на основные. Стеновые панели приняли на себя вес верхнего опорного кольца, а к концу года по верхнему кольцу были смонтированы стальные ванты, на которые уложили и сварили стальное покрытие.
Так к началу 1986 года - юбилейного для завода - был завершен первый этап - построены вчерне наружные и внутренние несущие и ограждающие конструкции здания катка. Предстояло выполнить громадный объем внутри общестроительных, отделочных и специальных работ. Он стоил ровно столько, сколько было освоено за предшествующие 2,5 года.
Служба снабжения УКСа, не ожидая окончания корректировки проекта, загодя занималась "выколачиванием" электротехнического оборудования и аппаратуры, кабельно-проводниковой продукции, сантехнического оборудования и арматуры и т.п. Это Н.С. Скакунов, Н.М. Михайлов, Т.А. Иванов, Б.С. Романов и др.
К тому времени разрешенная первоначальная сметная стоимость была полностью исчерпана. За ее превышение Госплан потребовал наказать виновных. Решение вопроса продолжения финансирования стройки на 1986 год затягивалось. Директор завода В.К. Сотников позвонил по телефону М.С. Зотову - председателю правления Стройбанка СССР и попросил не прекращать финансирование под гарантию, что мы в ближайшее время закончим все необходимые согласования проектно-сметной документации.
Пришлось множество раз вылетать в Москву для переговоров и оформления документов. Пришлось даже оформлять приказ по министерству "О наказании виновного в занижении сметной стоимости строительства на первоначальной стадии проектирования".
Только 3 февраля 1986 года удалось получить согласование Госплана СССР, и Стройбанк СССР, имея все документы, пропустил титульный список, финансирование на 1986 год было продолжено.
Наступил юбилейный для завода год, на строительстве крытого катка надо было организовать работу так, чтобы выдержать срок, и поэтому требовалась еще большая помощь строителям.
Руководство треста №88, ПСМО "Тагилстрой" и субподрядные организации со своей стороны усиливали темпы, работали в две смены и даже в выходные дни. С душой трудились коллективы подразделений строительного треста №88 А.Ф. Коршунова, А.И. Россанова, В.П. Суховерховой, Д.В. Тананиной, Н.М. Бурденюк. Бригада Н.А. Перевозкина из Уралэлектромонтажа уложила 20 км труб, 80 км кабелей и проводов и смонтировала более 2000 светильников. Бригада В.Р. Кауц из Уралстальконструкции смонтировала необычный каркас здания с подвесным потолком.
На стройке создан штаб для оперативного руководства, который возглавил директор Уралвагонзавода В.К. Сотников. Для увязки всех вопросов по катку от УКСа был выделен И.А. Гильгур. На объекте кроме подрядчика работали заводчане, а также специалисты из Харькова, Тихвина, Донецка, Челябинска, прибывшие по указанию министра. Они уложили мраморные плиты и ракушечник на площади 4000 квадратных метров, 1200 квадратных метров мозаичных полов, выполняли керамзитовую и литовскую штукатурку. Уралвагонзаводцы обустроили ледяное поле, установили 5000 сидений для зрителей, выполнили ограждение хоккейного поля, наружную отделку здания, отделку блока "Б", часть первого этажа блока "А".
С энтузиазмом работали посланцы завода А.В. Нефедов, Ю.М. Горбунов, Л.Ф. Галковский, А.В. Бондаренко, О.Н. Бурлак, А.В. Дмитриева, М.С. Таланцева и многие другие.
Во второй половине 1986 года в отдельные моменты заводчан было на объекте даже больше, чем рабочих подрядных организаций.
По решению штаба и руководителей райисполкома на стройке были организованы массовые субботники. Из цехов и отделов завода, районных школ в отдельные дни приходило несколько сотен человек. Принимали участие в субботниках и спортсмены "Спутника". Трудно найти на заводе коллектив, который бы не внес долю своего труда в возведение Дворца. Строители и заводчане сдержали слово - 19 декабря 1986 года государственная комиссия по председательством главного архитектора города В.И. Солтыса приняла крытый каток (ныне Ледовый дворец) с оценкой "отлично".
Так завершилась эпопея по строительству комплекса спортивных сооружений Уралвагонзавода в Дзержинском районе. Мне приятно сейчас вспомнить, что сбылась мечта вагоностроителей и при моем непосредственном участии и коллектива УКСа спортсмены получили два таких замечательных объекта, значимых для района и города, как Ледовый дворец и Дворец водного спорта.
И. ТЕРЛИКОВ.