Роль чтения в
воспитательной работе в годы Великой
Отечественной войны
(на примере
Нижнетагильского детского дома № 1)
В предвоенный период значительный вклад в развитие идеологии в марте 1939 г. внес XVIII съезд ВКП(б), который провозгласил тезис о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране – СССР. Были сформулированы важнейшие задачи, одна из которых – развитие сферы образования и культуры. Особое внимание было решено уделить воспитательной работе в школе. Партийные руководители, выражая точку зрения ЦК ВКП(б), констатировали, что за 10 лет страна серьезно изменилась, а уровень воспитательной работы остался прежним, поэтому необходимо создавать новые методы работы, а вместе с ними и новый подход к детской литературе, которую руководство страны рассматривало как важнейший элемент политического и социального воспитания детей путем внушения и целенаправленно шло к развитию индустрии детской книги. Литература социальной направленности для подростков и юношества должна была охватить примерно 19,5 млн учащихся только в школах и детских домах РСФСР. Если учесть, что подростки составляли почти половину населения, детская литература имела большое значение для реализации задач патриотического воспитания [1].
Идеал ученика предопределяли программные документы: "Правила юных пионеров", Устав средней школы и Правила поведения учащихся. Решения требовали воспитывать у детей любовь к Родине и Сталину, смелость, честность, правдивость, любовь к труду, умение не бояться трудностей и преодолевать неудачи. Все преподавание, вся воспитательная работа в школе была направлена на воспитание любви к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. "Детская литература должна воспитывать у детей чувство патриотизма, – декларировала О. П. Мишакова, секретарь ЦК ВЛКСМ, отвечавшая за план выпуска детской литературы в 1940 г., – готовность к беззаветной борьбе, практические способности защищать родину". Электронная версия historyntagil.ru. "Надо внушить каждому ученику, – заявил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлов, – что он завтрашний государственный деятель, завтрашний боец и командир Красной Армии, завтрашний стахановец, командир промышленности, и здесь, конечно, нам не нужны митрофанушки из комедии Фонвизина, нам нужны честные, образованные, активные граждане социалистического государства" [2].
В решении поставленной задачи помогала библиотека. В годы Великой Отечественной войны все библиотеки работали по особому плану. Они руководствовались основными задачами поставленными правительством:
1. Широко пропагандировать марксистско-ленинское мировоззрение, труды классиков марксизма-ленинизма о войне и революции, о роли народных масс в истории.
2. Воспитывать у трудящихся чувство советского патриотизма, пропагандировать литературу о героическом прошлом нашего народа, о военных действиях Красной Армии.
3. Помогать населению овладевать военными знаниями, широко распространять военно-оборонную литературу.
4. Оказывать всемерную помощь развитию народного хозяйства, оборонной промышленности.
Выполняя эти задачи, библиотекари старались как можно теснее связать свою работу по пропаганде книги с жизнью, приблизить ее непосредственно к читателям [3].
В детской библиотеке
Нижнетагильского детского дома № 1 в период
Великой Отечественной войны имелось 3,5 тыс. экз.
книг и брошюр. Это художественная литература,
научно-популярная, техническая,
сельскохозяйственная и фантастическая.
Воспитатели уделяли огромное внимание чтению,
особенно внеклассному. Наиболее популярны были
книги на тему Великой Отечественной войны, о
пограничниках, о революционной борьбе. Из
материалов отчетов Нижнетагильского детского
дома с особым режимом
за 1941–1942 учебный год известно, какие книги чаще
всего читали и перечитывали воспитанники. Это
"Хлеб" А. Н. Толстого, "Как закалялась
сталь" Н. А. Островского, "Луганцы"
П. П. Гаврилова, "Юнармия" Г. И.
Мирошниченко, "Грач – птица весенняя"
С. Д. Мстиславского, "Карл Бруннер"
Б. Баллаш. Особенно интересовались
произведениями А. П. Гайдара, наиболее популярна
была книга "Тимур и его команда", сказами П.
П. Бажова. Учащиеся 6, 7 классов, особенно девочки,
интересовались произведениями дореволюционной
литературы: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю.
Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н.
Г. Чернышевского – а также советского периода:
М. Горького и др. [4]. Эти писатели поднимали в
своих произведениях самые серьезные
морально-нравственные проблемы, например, каким
должен быть человек. Все эти произведения учили
быть честными, храбрыми, сильными и выносливыми,
не бояться трудностей.
Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев – Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и др. [5].
Чтобы привить любовь к чтению, учителя проводили беседы по прочитанным произведениям, пересказывали содержание отдельных книг, давали советы, как надо читать, организовывали чтение на всю аудиторию, а также беседовали с отдельными воспитанниками о прочитанном. Старшим по возрасту учащимся воспитатели давали книги более серьезного содержания, разъясняя то, что могло быть непонятно в произведении. Читательских конференций не устраивали, но беседы по прочитанным произведениям, где каждый из воспитанников мог высказать свое мнение, проводили. Часто устраивали литературные вечера, на которых читали стихотворения, пели военные песни, такие как "Дороги" Л. Ошанина, "В лесу прифронтовом" М. Исаковского, "Священная война" В. Лебедева-Кумача, готовили инсценировки известных произведений, например, "Евгения Онегина" А. С. Пушкина. Каждый месяц проводили литературные игры и викторины по прочитанным книгам. Такие мероприятия были очень полезными, так как они заставляли воспитанников читать книги, тренировать память, расширять словарный запас, повышать культуру речи.
В качестве приема, направляющего чтение воспитанников, практиковалась беседа воспитателя на ту или иную тему, после которой указывалась соответствующая литература, наиболее заинтересовавшая учащегося в беседе. Некоторые учителя умело использовали кино – так, после просмотра фильма "Тимур и его команда" усилился спрос на одноименную книгу А. П. Гайдара и ее продолжение "Клятва Тимура".
Большую роль в системе воспитательной работы играли газеты, журналы. Кроме "Пионерской правды" и "Комсомольской правды" выписывались газета пионеров Белоруссии – "Зорька", Украины – "Юный ленинец", Узбекистана – "Пионер Востока" [6].
Таким образом, прививая любовь к чтению, классные руководители помогали расширить кругозор воспитанников, развить их творческие способности, инициативу и самостоятельность, чувство патриотизма, что способствовало лучшей подготовке детей к жизни и труду.
В политико-массовой работе детского дома большое место отводилось разъяснению характера и целей освободительной войны против немецко-фашистских оккупантов, пропаганде исторических задач разоблачения античеловеческой сущности фашистской идеологии. Темы "Война с гитлеровской Германией – война справедливая, освободительная", "Разгром гитлеровской Германии неизбежен", "Фашизм – враг народов", "Сталин – Великий полководец Красной армии", "Фашистские орды рвутся к Москве, но город-богатырь непобедим", "Советская земля будет могилой фашистских собак", "Смелыми Сталин гордится", "Фашисты хуже зверей", "Уральцы бьются здорово", "День и ночь народ кует оружие", "Мастерами из Тагила немцам роется могила", "О Зое-комсомолке", "Будь отважным в труде" и многие другие являлись ведущими в работе учителей с учащимися [7].
Таким образом, в военных условиях Нижнетагильский детский дом № 1 продолжал работу по охвату детей школьного возраста всеобщим обучением; учителя старались придать преподаванию серьезную идейно-политическую направленность. Реализации этой задачи помогала детская литература, которая в годы Великой Отечественной войны не могла обойтись без изображения ребенка в условиях эвакуации, не понаслышке знакомой миллионам детей, без показа безотцовщины, беспризорности. Разговор о героизме и патриотизме советских людей на фронте и в тылу вели на примере подвигов пионеров и комсомольцев-героев. В произведениях отражались усиленное военное воспитание в школах и производительный труд учащихся на полях, заводах, в госпиталях.
Отсюда можно сделать вывод, что вся воспитательная работа была частью тоталитарной машины, подчинявшей себе общество, заставлявшей его мыслить, действовать и чувствовать как единый организм. Советская пропаганда работала эффективно. Энтузиазм значительной части общества был неподдельным. Иллюзия счастливого будущего успешно скрывала все минусы строящейся социалистической системы. Стремление к "светлому будущему", свойственное человеку, находило воплощение в трудах писателей, философов, общественных деятелей, художников, архитекторов того периода [8]. Поэтому книга, несомненно, играла огромную роль в формировании личности, отличающейся дисциплинированностью, энтузиазмом в труде, ненавистью к врагам социализма, верой в мудрость власти и безграничной преданностью вождю, готовностью пожертвовать собой ради "светлого будущего". Новые герои, которых планомерно создавала власть, были призваны стать примером для подражания.
Примечания
1. Фатеев А. В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930-е – 1950-е гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://scepsis.ru/libraryid_643.html.
2.Отчет Нижнетагильского детского дома с особым режимом за 1941–1942 учебный год [Рукопись] // ГОУСО "Нижнетагильский детский дом-школа № 1". Материалы учебно-воспитательной работы за 1940–41–46–52 гг. 1954–1955 гг. Л. 6.
3. Библиотечное дело в период ВОВ (1941–1945 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/5.htm.
4. Отчет Нижнетагильского детского дома с особым режимом за 1941–1942 учебный год…
5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М., 1982. С. 34.
6. Детский городок в Нижнем Тагиле. М., 1963. С. 104.
7. Отчет Нижнетагильского детского дома с особым режимом за 1941–1942 учебный год... Л. 3.
8. Мифология и идеология СССР. Постоянная экспозиция общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А. Сахарова (Москва) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sakharov-museum.ru/museum/expositions/mithology-ussr/.
А. Н. Кректун, аспирант Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии
По материалам II Всероссийской научно-практической конференции "Homo legens в прошлом и настоящем", Нижний Тагил, 22–23 апреля 2009 г. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2007. – 345 с.