Служенье муз не терпит суеты
В 70-е годы прошлого века Нижний Тагил ничуть не отставал от происходящих в стране событий в сфере образования. Ее главное национальное достояние – дети, должны были расти всесторонне развитыми и образованными гражданами, способными к активной социальной адаптации и профессиональному самоопределению. Именно с этой благой и дальновидной целью в городах и селах повсеместно создавались учреждения дополнительного образования, охотно посещаемые юными дарованиями, с которыми усердно занимались настоящие профессионалы.
Организовывались специальные школы: художественные и музыкальные. Первоначально они были автономно разведены, каждая имела свою суверенную территорию, учебную программу, учеников, и процесс развивался по классической схеме. Но время внесло свои коррективы в устоявшиеся формы, и одной из тагильских музыкальных школ с образцовым номером "5", основанной в 1976 году, суждено было выдержать инновационный эксперимент длиною в 35 лет. В 1978 году Министерство культуры СССР выступило с замечательной и перспективной инициативой, целесообразность которой на деле доказало не одно поколение начинающих художников, музыкантов, танцоров. Суть ее была в том, чтобы поселить эти разные виды искусства под одной крышей, в Храме муз, а если с точки зрения науки и педагогики, то создать новый тип учреждения специального дополнительного образования, комплексно соединяющего в себе эстетику, музыку и изобразительное творчество. Что само по себе не ново, поскольку эмоциональное воздействие одного на другое всегда было очевидным и бесспорным, а синтез искусств в своем духовном контексте периодически рождал истинные шедевры. Так случилось, что именно детская музыкальная школа № 5 на основании положения Министерства культуры советской страны, вовремя подкрепленного решением Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов, была преобразована в самую первую в Нижнем Тагиле Детскую школу искусств, с присвоением ей в 1995 году порядкового номера "1", что по всем параметрам соответствовало действительности. Эти грандиозные преобразования выпали на долю тогдашнего директора музыкальной школы Натальи Ивановны Агаповой.
События закрутились, как в природной стремнине – большому кораблю предстояло большое плавание. Могучая кучка преданных профессии педагогов-музыкантов вместе с инструментами и подопечными из тесного подвального помещения, постоянно затопляемого рассеянными квартиросъемщиками, переехала в бывшее общежитие по улице Вогульской, отремонтированное городскими властями и подготовленное к новому учебному сезону. Так с 1979 года в доме № 42 поселилось искусство, а уже в 1980-м в Детскую школу искусств был произведен первый набор будущих художников, без которых, как известно, жизнь теряет свои краски. В образовательной структуре появилось художественное отделение, непрерывно обучающее детей изобразительной грамоте на протяжении 8 лет, с 7 до 16-летнего возраста – самого активного, восприимчивого, увлеченного и самого тревожного, с точки зрения психологии.
К сожалению, как бы стремительно не развивалось человечество, надо признать, что до сих пор в мире, да что там, в мире, в конкретном городе "N" сегодня еще много детей, буквально мучимых свободой даже при серьезной школьной нагрузке. А что будет, если согласно грядущей школьной реформе, она резко пойдет под уклон, и живое достояние России будет вынуждено слоняться по улицам, бесцельно утюжа тагильский асфальт? Такая мысль кажется недопустимой. Аксиома "дети – наше будущее" должна и работать на будущее. Ведь от того, каким окажется это влияние, будет зависеть жизнь и старшего поколения, наша с вами жизнь.
Образованность современного человека определяется не только предметными знаниями, но и разносторонним развитием личности, раскрывающим его склонности, способности, интересы, позволяющим ориентироваться в системе жизненных ценностей, умением делать грамотный выбор. И этому во многом способствует его приобщение к качественной музыкальной и художественной культуре, мировое наследие которой очень велико. А воспитанием культурной творческой личности как раз и занимаются преподаватели-специалисты системы дополнительного образования.
Именно такие замечательные люди, преданные своему однажды сделанному выбору, стали педагогами Детской школы искусств № 1. Активную роль в становлении школы искусств и формировании нового отделения сыграли ее будущий директор С. В. Садовничая и заслуженный работник культуры РФ Л.П. Ушакова. Педагогическая и творческая миссия Людмилы Павловны, ставшей не только организатором отделения художников, но и одним из его первых педагогов и консультантов, неоценима. Организаторские способности, целеустремленность и преданность делу Светланы Владимировны Садовничей, возглавлявшей учреждение на протяжении 23 лет, открыли ДШИ № 1 широкую дорогу в большой мир искусства. Педагоги-художники З.Е. Бухнер, Е.Ю. Воропаева, Н.Л. Чуднова, Т.Б. Гурская, А.Н. Гарифулина, П.И. Болюх, их коллеги музыканты Л.Ю. Тарасова, И.К. Ветошкина, Н.Н. Казанцева, Н.С. Осипова, Е.М. Румянцева, Н.С. Осипова, О.Ю. Павлова, В.Х. Кузнецова, Л.В. Коротких, Е.И. Казакова, Н.В. Шкумат, Л.Б. Перевезенцева, О.В. Кучерявенко, С.Г. Князева, Е.В. Калмыкова, Н.В. Вершинина, Е.Б. Иванова, Е.В. Бобылева, И.М. Старкова, Т.П. Ткачева, Е.Ю. Смирнова, Т.Л. Красильщикова – тот костяк, основа и оплот, на которых, как на могучем ките, вот уже 35 лет уверенно стоит первая в городе детская школа искусств.
С 1990 года юные художники участвовали в международных выставках детского творчества в Австралии и США, международных биеннале художественного творчества детей и молодежи в Польше, конкурсах детского рисунка в Венгрии и Аргентине, всероссийских, региональных, областных фестивалях и смотрах, проходивших в разных городах нашей страны. На протяжении более чем 20 лет они являлись главной конкурсной командой городских выставок детского художественного творчества – обладателями заслуженных дипломов и наград. Преподаватели художественного отделения – в пример своим ученикам люди увлеченные, у них всегда наготове не только новая идея, но и собственный творческий результат – участие в престижной выставке, почетное звание члена Союза художников России, персональная экспозиция в музее изобразительных искусств, с которым школу на протяжении всей ее истории связывает крепкая дружба. Да и культурно-образовательная деятельность в ДШИ №1 была бы не полной, если бы ее питомцы периодически не приобщались к музейным сокровищам, значительно обогатившим их общий кругозор.
Ни на шаг не отстают от художников и музыканты. Именно в первой школе искусств появился и первый в городе лауреат Международного музыкального конкурса в Польше, стипендиат Общественного Фонда Язева, Министерства культуры Свердловской области, лауреат международных конкурсов в Дании, Финляндии, Украине Екатерина Неганова (педагог Н.Н. Казанцева). Надежда Николаевна Казанцева – первый педагог Нижнего Тагила, неоднократно награжденная дипломами международных конкурсов, удостоенная премии Министерства культуры Свердловской области "За лучшую педагогическую работу". Родом из ДШИ №1 и первый школьный коллектив-спутник – ансамбль выпускников, снискавший большую популярность у публики. Дипломант различных конкурсов, инициатор ежегодного Праздника хоровой музыки вокальный педагогический ансамбль (рук. Е.Б. Иванова), хор мальчиков (организатор Н.В. Вершинина.) – вот далеко не полный перечень больших и маленьких звездочек, которые не перестают мерцать на музыкальном небосклоне школы-юбиляра. А как итоговый результат многогранной трудовой деятельности всего коллектива – Почетный знак Министерства культуры России "За достижения в культуре", которым награждена директор ДШИ №1 С.В. Садовничая.
С раннего детства ребенок окружен мелодичными звуками маминой колыбельной, подрастая, он с удовольствием размахивает карандашом, удивляясь собственным каракулям, под хлопки и речевые напевы бабушки восторженно приплясывает, неумело, но азартно переставляя ножки. Вот и получился непроизвольный синтез тех самых искусств, на которые в любом возрасте так охотно откликается человеческая душа. Надо только вовремя направить ее в нужное русло, позволив ребенку раскрыть природные задатки, научив его активно и самостоятельно пользоваться миром музыкальных и художественных образов, понимать и чувствовать их. А это уже задача педагогов-специалистов, и здесь у школ искусств есть особое преимущество. Постоянное пребывание начинающего художника в мире звуков и, наоборот, созерцание и восприятие детских красочных рисунков маленькими пианистами и скрипачами, общие программные мероприятия, концерты и совместные праздники создают не только положительный эмоциональный фон, благотворно влияющий на детскую психику, но взаимно обогащают и развивают творческий потенциал ребенка, учат художественному общению и пониманию, трудолюбию, способности к сотворчеству, развивают воображение и ассоциативное мышление. И, безусловно, посчастливилось тем детям, которые прошли эту подготовку, посещая контактные уроки, ставшие настоящим ноу-хау ДШИ №1. А совсем маленькие ученики, которым едва исполнилось 3-4 года, впервые вошли в классы отделения раннего эстетического развития, чтобы с помощью внимательных и чутких педагогов определиться с выбором своих будущих пристрастий.
Надо отдать должное российской системе специального дополнительного образования, не имеющей аналогов в современном мире, музыкальным, художественным школам, детским школам искусств с их содержательными учебными программами и изобретательным педагогическим составом заинтересованных профессионалов, благодаря усилиям которых мы пытаемся воспитывать интеллектуальную, нравственную и культурную нацию.
Многие из тех, кто когда-то совсем юным переступил порог ДШИ №1, а потом продолжил образование в специальных учебных заведениях города, области и страны, стали дипломированными музыкантами и художниками. И таких выпускников на музыкальном и художественном отделениях немало. Но особенно приятно, что бывшие ученики возвращаются в родные школьные стены взрослыми педагогами, принимая воспитательную эстафету от своих бывших наставников. А это значит, что школе жить. Ну, а те, кто после школы выбрал иную жизненную стезю, никогда не пожалеет и не забудут золотое время, навсегда заронившее в их сердца любовь к искусству.
Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед, заведующая выставочным отделом музея изобразительных искусств.
Литература: Газета "Тагильский вариант" от 31.03.2011, №11(12).