Мы – "пятидесятники"!
2010 год – особенный для системы тагильского образования. Десятилетиями и веками она создавалась усилиями, талантом, преданностью делу сотен людей, посвятивших жизнь созданию и развитию образовательных учреждений нашего города. Так и хочется сказать, пришел момент вспомнить всех поименно. А кто это может сделать лучше самих педагогов! Они знают о себе и о своих учениках все. Или почти все.
Ниже опубликована статья Ларисы Николаевны Булыгиной о школе №50.
I
У каждого человека есть биография. Так случилось, что моя совпала с биографией родной школы. А потому беру на себя смелость к юбилею тагильского образования поделиться воспоминаниями. Чтобы помнили…
Первый директор Николай Ронский
Выя – старейший район Нижнего Тагила. Мой родной район, малая родина, как модно сейчас называть. Именно здесь летом 1971 года обосновались родители, Николай Петрович и Маргарита Павловна Кондратьевы, геологи, прокочевавшие не одну тысячу километров по Уральскому хребту: Качканар, Тура, Красноуральск… И вот Тагил. Выбор оседлого образа жизни объяснялся просто: дочери подросли, им нужно получать высшее образование. Папа рекомендовал техническое. Мама настаивала на педагогическом.
В роду потомственных педагогов Нарышкиных (это ее девичья фамилия) насчитывалось несколько десятков учителей, "сеявших разумное, доброе, вечное" на земле Тюменского края, Южного и Среднего Урала. В результате – 2:1 в пользу мамы: старшая дочь Лилия стала инженером–конструктором, средняя Елена и я, младшая, – учителями.
II
Моя жизнь крепко-накрепко связана с Выей. Здесь более 35 лет стоит родная 50-я школа. Ее стены я покинула в далеком 80-м, чтобы вернуться в 1998–м учителем высшей категории. Возвращаться нужно только "на белом коне".
Когда училась в старших классах, точно знала: чтобы не опоздать на первый урок, нужно в 8 утра закрыть за собой дверь квартиры и сделать ровно 800 шагов. На весь путь уходило семь минут… Сейчас шагов до школы меньше, а времени почему-то уходит больше…
В годы юности часто думала: что было в этом районе, когда нас еще не было? По утрам подобные мысли рассеивал оптимистичный голос Марка Бернеса: "А без меня здесь ничего бы не стояло. Здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня!" Но я точно знала, что здесь и раньше было! Стояло! И до меня! И, конечно, будет и после.
Потом прочитала в документах: в 1720 году после открытия Верхневыйского медного рудника, самого раннего из всех по месту рождения меди в Нижнетагильском округе, на реке Выя плотинным мастером Леонтием Злобиным построена Нижнетагильская плотина, положившая начало всем тагильским заводам. В декабре того же года вышел приказ Петра I о строительстве выйского завода. К 1758 году Выйский поселок состоял из пяти улиц и 250 домов. В описании завода в этом же году были заводские устройства, господский дом и "цифирная школа", переведенная в распоряжение Выйского завода из Невьянска.
В школе учились 200 мальчиков, им преподавали грамматику, начальную словесность, географию, геометрию, чистописание, историю, российскую статистику и черчение. К 1806 году на Вые открылось Выйское специальное училище, где готовили технические кадры. Брали мальчиков в возрасте 7-12 лет, обучали до 17. В 16-летнем возрасте они уже утверждались в должности. К весне 1833 года в помещении Выйского механического завода открыли Высшую заводскую школу для детей мастеровых, имевших способности к техническим наукам.
Первые ученики и учителя
А в документах за 1836, 1840, 1885 годы говорится, что ведется строительство Выйско-Никольской церкви заводским архитектором А. Крихом, мастером И. Кожевниковым и художником П. Веденецким. К 1892 году при церкви открыли церковно-приходскую школу. В отчете чиновника особых поручений при Обер-Прокуроре Святейшего Синода, действительного статского советника И. Изноского, проводившего ревизию Нижнетагильских церковно-приходских школ, в том числе и Выйско-Никольской, в марте 1899 года написано: "Обращаю внимание на прекрасное просторное помещение, занимаемое школой… Присутствуя на уроках, я нашел, что во всех отношениях школа может считаться образцовой. Признавая, что в такое положение школа приведена благодаря усердию, знанию школьного дела и любви к занятиям заведующего, учителей, долгом считаю принести им глубокую признательность и благодарность".
III
У истоков рождения моей "пятидесятки", стоящей на сем благословенном месте: учительское трудолюбие, знание школьного дела и огромная любовь к детям! Этот фундамент заложен учительством Выйско-Никольской церковноприходской школы. На том и сегодня стоит школа №50.
"Все это миф!" – скажут мне. Но мифы не рождаются на пустом месте.
В 70-е годы ХХ века шла мощная застройка Выйского района. Выя должна была стать современной, удобной, многофункциональной частью города. Казалось, кто-то мудрый продумал все до мелочей. Центром микрорайона стала новая школа №50. Вдали от автомобильных дорог, в окружении типичных хрущевок. Рядом – Дворец культуры, музыкальная школа №5 (ныне школа искусств №1), детская библиотека имени А. Гайдара, детская поликлиника №3, стадион "Высокогорец". И вся эта мощная система направлена на нас, юных "пятидесятников".
С гордостью называли себя этим именем. По аналогии с "шестидесятниками". Казалось, если были шестидесятники, состоимся и мы, пятидесятники.
Номер школе выбрали не случайно. Первый директор, историк по образованию, фронтовик, разведчик, Николай Яковлевич Ронский в год 50-летия образования Российской Федерации (1972 год) настоял, чтобы школе-новостройке присвоили номер 50. Так номер стал именем. А имя определило биографию. Вернее, ее создали люди.
Заместитель директора по воспитательной работе Нина Витальевна Ковылова была завучем в школе. Помните, как пел В. Никулин: "Потом агрономы, потом астрономы. Пилоты, шахтеры. Врачи и актеры… Но прежде всего, мы – родители. А все остальное потом". Учителя школы (Г.П. Нефедова, И.П. Рябкова, И.П. Цырульникова, З.Е. Рябкова, М.Г. Цветкова, К.Я. Черных, Т.И. Шестакова и др.) под руководством Ковыловой стали для многих из нас вторыми родителями, а школа – домом.
И все было по-настоящему! Первый в городе диспут-клуб в школе №50. Встреча с режиссером фильма "Розыгрыш" В. Меньшовым после премьеры. Я дарила цветы маститому художнику и навсегда запомнила эту встречу.
Мы не пропускали премьер в драматическом театре. На одном из обсуждений умудрилась поспорить со знаменитым Н. Штоббе(!) по поводу жестов его героя в спектакле "Нашествие" по пьесе Л. Леонова. И народный артист прислушался к мнению совсем юной зрительницы. Как было здорово!
IV
Сейчас об этом, наверное, можно только мечтать. Все стало каким-то формальным. Каждый сам по себе. А тогда мы чувствовали себя центром, если не вселенной, то уж микрорайона-то, без сомнений. Понимали: жизнь вокруг зависит от каждого из нас, и с энтузиазмом шли разбивать сквер, что называется, в чистом поле, за Дворцом "Юбилейный". Многим кажется, что все там выросло само собой, а потому само и выживет. Жаль…
Став педагогом, я поняла уникальное значение системы воспитания, созданной в школе первым директором, первым завучем, первыми учителями. Во всем был высокий воспитательный смысл. Ты – пятидесятник! Ты часть огромной страны, и от тебя зависит, как эта страна будет жить завтра. И будет ли вообще… жить.
Через два года после открытия новой школы (в 1974 году) 50-я была признана лучшей по организации учебно-воспитательной работы в городе. А ведь контингент учащихся был не самым удачным. Вспоминаю свой класс: 42 ученика, из них многие – на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Что и говорить, новостройка. А класс – правофланговый! Школа – лучшая в городе! Значит, система была другой. И оценка работы была тоже другой. Не по количеству "состоящих" и "снятых", а по общественному признанию реальных воспитательных результатов. А они позволили в 1978 году создать на базе школы №50 первый в области учебно-воспитательный комплекс. В 1980 году школа получила звание "Образцовая". Ей было всего восемь лет от роду!
Лариса БУЛЫГИНА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.01.2010.