Новое имя в тагильском искусстве
В последнее время у творцов мира искусства, покинувших однажды родные края, стало популярным делать свои выставки на родине. Художник Петр Иванович Овченков как раз из их числа.
Персональная экспозиция в музее изобразительных искусств, открывшаяся в июле 2010 года, для него – особое, почти историческое событие, которое отчасти тоже можно отнести к категории международных (в недавнем прошлом художник жил в Латвии).
Название выставки "Москва – Юрмала – Тагил" географически сложилось из трех городов, с каждым из которых связаны судьбоносные вехи в биографии Петра Овченкова, они оставили заметный след в жизни и творчестве живописца. Нижний Тагил подарил жизнь, Юрмала – путь в большое искусство, а Москва – признаниие.
И пусть сегодня Петр Овченков по праву и количеству прожитых в столице лет считается московским художником, Нижний Тагил по-прежнему – его малая родина, любимый город, куда художник каждый год с огромным желанием приезжает вдохновиться раздольной уральской природой, перенося ее удивительное своеобразие на холст и бумагу. Здесь рождаются новые образы, зарисовки, наблюдения, сочиняются новые живописные истории, которые становятся сюжетами будущих картин, а картины – выставок.
В творческом арсенале Петра Ивановича уже более 30 персональных экспозиций, с успехом прошедших в разных городах, галереях и выставочных залах России и зарубежья, но самая желанная – в родном городе. В нем она – первая и, вместе с тем, главная, волнительная и ответственная. К ней художник шел долгие годы, чтобы показать свое искусство тагильчанам зрелым, состоявшимся, убедительным.
В этом поступательном творческом движении значительная роль принадлежит Латвии.
Именно здесь в середине 70-х годов художник получил образование, окончив курсы при Латвийской академии художеств, написал самые первые морские пейзажи, в Юрмале и Риге состоялись выставочные премьеры и вернисажи.
Прибалтийские пейзажи с типичными латышскими названиями, странными, но между тем удивительно благозвучными, написанные автором в разное время года, особенны своей созерцательностью и утонченностью, сдержанно-пасмурным колоритом, навевающим нотки грусти и задумчивости. Они почти безлюдны, но в каждом из них невольно ощущаешь присутствие автора. И ты ловишь себя на мысли, что неожиданно поддаешься его настроению, воспринимая картины природы его глазами, внутренне пытаешься приблизиться к тому состоянию, которое испытывал и сам художник, неспешно бредущий с мольбертом по краешку моря.
Глядя на юрмальские мотивы: "Юрмала. Муллути. Маленькое озеро", (1985), "Юрмала. Улица Иомас. Выставочный зал" (1987), "Латвия. Дубулты. Сумерки" (1987), "Юрмала. Весна. Улица Слокас" (1987), понимаешь, что Прибалтика – край особенный, веками овеянный неторопливым содержательным духом, степенный и немногословный, и его природа наложила этот характерный отпечаток на творчество многих своих мастеров, в том числе и на Петра Овченкова.
Художник Петр Овченков
В Латвии началась активная общественная деятельность Петра Ивановича в области культуры. Он был избран членом координационного совета ассоциации "Деятели русской культуры в Латвии", и эту почетную миссию представителя русской общины Латвии искренне и честно выполняет до сих пор, живя в Москве, способствуя популяризации двух великих национальных культур и живописных традиций.
В столице Петр Иванович Овченков продолжает инициировать проекты, заниматься организацией выставок, встречается с деятелями культуры и бизнеса, решая насущные проблемы, обращая их в задачи, поддерживает молодых авторов, внося заметный вклад в художественную жизнь главного города российского государства. Он – член Московского объединения художников Международного художественного фонда, творческого союза профессиональных художников, представитель рабочей группы по культуре Межнационального совета при правительстве Москвы. А совсем недавно подвижник и неустанный деятель Петр Иванович заслуженно был избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств города Санкт-Петербурга.
К тому же, художник П. Овченков из числа тех, кто неравнодушен к возрождению русской духовной культуры. Движимый самыми благородными чувствами, он постоянно принимает участие в различных акциях и мероприятиях, направленных на восстановление храмов, воскресных школ и детских домов в обители, бескорыстно принося в дар свои произведения, средства от продажи которых идут на благие нужды православия.
Нижнетагильскому музею-заповеднику в канун Международного дня музеев как истинный тагильчанин П. Овченков преподнес в дар серию авторских зарисовок с видами города, в которых с этнографической достоверностью и в то же время живо и эмоционально изобразил родные уголки Нижнего Тагила, а в музее изобразительных искусств после выставки останутся живописные и акварельные пейзажи Прибалтики. Эти художественные дары тагильского москвича и выставка в музее – дополнительный повод тагильчанам гордиться своими успешными и признанными земляками, живущими в других городах России.
Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.08.2010.