Прапраправнучка Худояровых на островке истории подносного промысла
На старой мастеровой улице Тагильской в середние мая 2009 встречали праздник: после трех лет реконструкции открылась реэкспозиция в музее истории подносного промысла.
Настроение гостям поднимали не только мастер-класс профессиональных художников, обновленные витрины, пополненные коллекции, но и музыкальное сопровождение. От души старались фольклорный ансамбль "Соловейко" и ансамбль народных инструментов "Рябинка" имени О.Д.Попова.
Сотрудники музея и гости вспомнили, как 18 лет назад начинался музей подносного промысла. А потом пригласили всех участников праздника попробовать себя в роли художников по металлу. Ягодки и розочки рождались на глазах. Урок давали опытные художники и их ученицы. Алевтина Николаевна Голубева, преподаватель Уральского училища прикладного искусства, один из специалистов, обучающих студентов секрету двухцветного мазка, дошедшего до наших дней из первой трети XVIII века вместе с искусством росписи по металлу:
– Коллектив музея с любовью воссоздал каждый фрагмент реэкспозиции. Думаю, тагильчане и гости города будут очарованы этим музеем, здесь всегда будет многолюдно. А для нашего училища такой музей просто необходим.
Реконструкция затянулась дольше планируемого срока.
За это время появились исследования Ольги Силоновой, Александра Максяшина, музей собрал полную коллекцию подносов художницы Агриппины Васильевны Афанасьевой, издал каталог, дизайнеры, художники изготовили удобное и современное оборудование витрин.
Теперь экспозиция представлена в новом качестве: от зарождения подносного промысла до современности, это позволяет назвать музей уникальным, единственным специализированным музеем лаковой живописи по металлу. Открытие музея стало реальным движением в рамках муниципальной программы поддержки народных промыслов и ремесел.
Среди гостей праздника – прапраправнучка Худояровых по женской линии Татьяна Анатольевна Клюева (в девичестве Андронова), которую в этот день переполняли эмоции: музей открылся в непростое время, но оказался островком истории и традиций. А для Ирины Григорьевны Смыковой обновленная экспозиция стала встречей с молодостью.
В 1987-90-х годах бывшая художница по росписи подносов с 20-летним стажем, а ныне продавец, работала на заводе эмальпосуды. В те годы творческий коллектив художниц курировал московский институт. От того периода остались лишь фотографии и работы Смыковой в витринах музея. Одна из них – "Пасторальная сцена" (1993).
– Мне радостно и грустно одновременно, – говорит Ирина Григорьевна. – Радость от замечательного возрождения музея. А грусть – потому что состояние подносного промысла сегодня напоминает летаргический сон. "Металльная лавка" практически не получает заказов. Творчество, лишенное конкуренции, перестает быть творчеством.
Впрочем, надежда всегда умирает последней. Не случайно уже 10 лет существует конкурс "Мастер года" на премию Худояровых. А четвертые худояровские чтения пройдут нынче в обновленном музее истории подносного промысла.
Римма СВАХИНА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.05.2009.