Все начиналось с заводов
Принято считать, что революция 1917 года положила начало народному образованию. В смысле - образованию для простого трудового люда. Однако это не совсем так. Первые школы для детей рабочих в Нижнетагильском заводском округе появились в середине 30-х годов девятнадцатого столетия. Их возникновение, как и многое на Урала, связано с ростом промышленности. В данном случае - с техническим переворотом. Нижнетагильское заводоуправление шло в ногу со временем.
В 1870 году на первом съезде фабрикантов России решили открыть при фабриках и заводах, а также в фабричных и ремесленных районах дневные и вечерние школы для несовершеннолетних и взрослых рабочих. Наиболее дальновидные предприниматели понимали: как бы ни были велики затраты на образование, они окупятся сторицей.
Тон задавала печать, высказывая мнение о том, что наибольшую выгоду от нововведения получают фабриканты и заводчики. “Развитый умственно рабочий скорее выучивается всякому труду, а том числе особенно сложным видам, требует меньше материала, так как у него ничего не пропадает бесполезно, меньше портит орудия и машины” (А.Н. Чупров).
Однако это не значит, что зерна легли на пустую почву. До появления земских заведений (в 1871 году) в Нижнем Тагиле при поддержке прихожан открылись четыре церковно-приходские школы в единоверческих приходах. Правда, Н.В. Тапорнин, земский учитель, характеризует их следующим образом: “Поддерживаемые скудными средствами частных лиц и отчасти церквей, школы эти едва влачили свое существование. То закрывались, то снова открывались. О более или менее правильной постановке учебной части, конечно, не может быть и речи. Все преподавание в них заключалось в механическом чтении по псалтыри и в механическом же заучивании некоторых молитв с предварительным просиживанием за букварем года по два и даже более. Такие школы не могли сыграть заметной роли в распространении грамотности среди жителей Нижнего Тагила”.
Заводчики взялись серьезнее, но новых “детищ” было слишком мало. Четыре училища, связанные преемственностью обучения, не могли удовлетворить не только растущие потребности населения а получении первоначальных знаний, но и нужды производства в грамотных. специалистах. Врач В. Португапов, обследовавший в 1870 году Медный рудник, отмечал, что в горе работают 24 грамотных человека и на поверхности 25. То есть всего 49 грамотеев на 800 душ.
Чтобы решить проблему, Нижнетагильское заводоуправление еще в конце 60-х годов поставило вопрос об открытии при каждом заводе классов чтения и письма для простых тружеников. А 4 февраля 1870 года управляющий Нижнетагильскими заводами Я. Колмогоров подписал проект положения о классах грамотности при мастерских. И дело ведь не только в просвещении. Важнее, может, было готовить кадры для таких должностей, как, например: записчики, хранители обрабатываемого материала, доставщики, просто подмастерья или мастера. Так начинался новый век - образования.
Сергей АНИСИМОВ.