Не увядает тагильский букет

    В нынешнем году исполняется 265 традиционному уральскому промыслу – лаковой росписи по металлу, местом рождения которого считается Нижний Тагил.

    Документальные упоминания о тагильских подносах встречаются с 40–х годов XVIII столетия, в конце которого в поселке Нижнетагильского демидовского завода уже работали двенадцать лакировальных мастерских. А в XIX веке была открыта специальная школа лаковой живописи. Одной из главных предпосылок возникновения этого уникального промысла стало внедрение технологии изготовления листового железа. С его появлением при заводских цехах для нужд жителей и на продажу было налажено изготовление различных бытовых предметов: противней, чайников, подносов. Местные мастера нашли способы укрепить их металлическую поверхность и красочный слой.

    Нижнетагильские лаковые изделия всегда славились не только практичностью и удобством в использовании, но и красотой, привлекательностью внешнего вида, которые достигались благодаря росписи и лакировке. Доминировали в росписи цветочные композиции, главным мотивом которых являлась роза, вернее, ее стилизованно-выразительное и нарядно–эффектное изображение – сказочный розан. Сочные, яркие тона тагильского цветочного узора (букеты золотисто-белых, сине-голубых, оранжево-красных роз) поддерживают глубокие цветные фоны, которые просвечивают сквозь вязь травок и листьев, а золотые узоры орнаментальных обрамлений оставляют неизгладимое впечатление. Тагильский букет не увядает на лаковых подносах и по сей день.

    Сохранение промысла – актуальнейший на сегодняшний день вопрос, для решения которого должны объединиться силы художественной, научной, музейной общественности, представителей профессионального образования и местной власти. Центром сохранения истории промысла по праву можно считать Нижнетагильский музей–заповедник "Горнозаводской Урал". Его коллекция предметов лаковой росписи по металлу – это ресурс для исследовательских практик, который питает художников и ученых начиная с 20-х гг. XX в. – с тех пор, когда начала формироваться коллекция тагильских подносов.

    Это уникальное собрание является наиболее крупным по объему и разнообразным по содержанию. В коллекции представлены имена известных мастеров и изделия "лакирных" мастерских XVIII – XX вв.: Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых, Головановых, Обуховых. В нее вошла самая крупная коллекция работ А.В. Афанасьевой – одной из старейших мастериц промысла, в 1970–е–1980–е гг. обеспечившей возрождение, казалось, утраченных традиций.

    Собрание музея-заповедника систематически пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом играет ежегодный городской конкурс–выставка по декоративно–прикладному искусству "Мастер года", проводимый музеем–заповедником. По итогам конкурса лучшие работы авторов–победителей поступают в его коллекцию.

    Более 80 лет сотрудники музея–заповедника в творческом союзе с представителями академических учреждений страны занимаются изучением основных этапов развития подносного промысла в Нижнем Тагиле, особенностей стилистики, развития традиций цветочной, трафаретной и сюжетной росписи, изменений техники и используемых материалов. Ученые имеют возможность исследовать персональные комплексы художников, раскрывающих их профессиональный рост и индивидуальные особенности в разные периоды творчества. Библиография исторических и искусствоведческих публикаций по подносному промыслу насчитывает около 300 работ, значительная доля которых принадлежит сотрудникам музея–заповедника. В 2006 году увидел свет каталог "Уральская лаковая роспись по металлу" по коллекции Нижнетагильского музея–заповедника. Результатом многолетнего труда стала монография научного сотрудника музея–заповедника О.Н. Силоновой "Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII – XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно–ремесленных профессий Демидовыми" (2007 г.).

    Не один десяток выставок, посвященных тагильскому подносу, был подготовлен специалистами музея–заповедника. Среди наиболее запомнившихся – выставка "Подносы России" (1988 г.), на которой экспонировались изделия всех российских центров лаковой росписи по металлу, а также выставка "Тагильская роза" (2006 г.), посвященная 260-летию тагильского промысла.

    В 1991 году в составе Нижнетагильского музея–заповедника появился новый музей (первый и единственный в России). Посетители знакомятся здесь с технологией тагильской росписи и лакового дела, историей промысла, имеют возможность видеть работы современных мастеров. Очень востребованы мастер–классы и занятия со школьниками "Нарисуем вместе розу".

    Не одно десятилетие музей–заповедник занимается популяризацией уникального отечественного наследия не только в пределах страны, но и на международном уровне. Благодаря его деятельности тагильский поднос был заново "открыт" для жителей и гостей Нижнего Тагила, стал своеобразным культурным брендом города и региона, слава о нем шагнула далеко за пределы России. Так, в 1996 году, когда отмечалось 250-летие лаковой живописи по металлу, вопросы изучения, возрождения и защиты традиционного художественного промысла были рассмотрены в рамках международной научной конференции "Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700–1950 гг."

    Ежегодно на базе экспозиции музея истории подносного промысла и коллекции музея–заповедника проводятся семинары с участием художников и специалистов лаковой росписи. Такие встречи имеют давнюю традицию: в начале 1980–х гг. их начали проводить совместно с сотрудниками НИИ художественной промышленности. В ситуации, когда промысел приобрел "квартирную" прописку, это имеет большое значение для его сохранения и развития.

    Значительным событием в жизни города и региона стали научно-практические конференции "Худояровские чтения", которые проводятся с 2004 года Нижнетагильским музеем–заповедником и Уральским колледжем прикладного искусства и дизайна. Представительский и географический состав участников Худояровских чтений постоянно расширяется. В сентябре этого года участники чтений (мастера, философы, искусствоведы, историки, педагоги, музейные сотрудники) в очередной раз съедутся со всей страны, чтобы обсудить серьезные проблемы, связанные с деятельностью мастеров традиционных художественных промыслов не только Урала, но и России в целом.

    В юбилейный для уральской лаковой росписи год Нижнетагильский музей–заповедник осуществил выставочный проект, цель которого – показать современные тенденции в стилевом и техническом исполнении тагильского подноса. Выставка "Летний вальс" демонстрирует работы творческого объединения "Квартет", в который входят четыре известных тагильских мастера лаковой живописи: B.П. Полевая, Е.Л. Отмахова, C.В. Веселков и Н.Н. Кошкина. Кроме этого, сотрудники музея–заповедника ведут работу над научно-популярным изданием "Тагильский поднос от А до Я: история и современность", которое готовится к выходу в свет.

    Исследование и пропаганда такого уникального культурологического явления, как тагильская роспись по металлу, является одним из важнейших направлений деятельности музея-заповедника, научные сотрудники которого ясно видят перспективы её изучения и использования в научных, образовательных, художественных, патриотических целях.

Антонина БУНЬКОВА,
Ольга ХАЛЯЕВА.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 22.09.2011, №37(60).

Главная страница