Цветы не вянут на подносе
"Выставка одного подноса" – так можно назвать мини–экспозицию, которая открыта в Музее истории подносного промысла.
Один, но какой! Поднос–скатерть – так когда–то называли огромные подносы, которые могли закрыть большую часть стола. Расписала его тагильская мастерица Ираида Арефьева. Ее 100–летнему юбилею и посвящена выставка. Как рассказала заведующая этнографическим комплексом Анна Ожогова, Ираида Агеевна пришла в артель "Металлист" в начале 30–х годов.
– Это был наиболее тяжелый период для промысла. Тогда мастеров отправляли на стажировку в Жостов. Манера Арефьевой была гибридом тагильской и жостовской росписи. В работе присутствуют компоненты тагильской росписи – традиционно насыщенный фон, яркие цветы, но есть и характерный жостовский прием – многослойность. Ираида Арефьева участвовала в возрождении подносного промысла и своими работами показала пример начинающим мастерам, – сообщила Анна Ожогова.
Роман Арефьев у чудо–подноса
Документальных материалов об Ираиде Арефьевой сохранилось немного. На выставке представлена трудовая книжка мастерицы, почетная грамота, несколько эскизов, фотографии и газетные публикации о художнице.
Эти материалы отыскал внучатый племянник мастерицы Роман Арефьев. Сотрудник отдела по делам архивов, историк по образованию, Роман Леонидович скрупулезно изучил газетные подшивки за 30 лет, отобрал с десяток публикаций о развитии тагильского промысла.
В каждой – интересные факты. К примеру, подносы тагильских мастериц в 30–е годы выставлялись на выставках достижений народного хозяйства, пользовались спросом в Голландии и Бельгии. В 1951 году Сталинабадский горпромторг Таджикистана после продажи пробной партии тагильских подносов запросил дополнительно еще пять тысяч. Ираида Агеевна вместе с другим мастером расписывали по 100–150 подносов в день. Сложно говорить о творчестве при таких плановых показателях. Тем не менее, даже при таком количестве роспись не была трафаретной, каждый букет индивидуален.
Татьяна КОЗЯР.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 04.11.2010, №15.