Быть ли в Тагиле новым Кулибиным?
На городской Станции юных техников, которой в конце этого года исполняется 80 лет, ждут поступления станков и компьютеров. Новое оборудование стоимостью два миллиона рублей педагогический коллектив и дети выиграли во всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования. Но это не единственное достижение сезона. Выпускник ГорСЮТ Михаил Блохин получил медаль "НТТМ–2010" за исследовательскую работу "По демидовским плотинам от Тагила до Усть-Утки". Андрей Агапов с серебряной медалью вернулся с международной конференции. Его проект "Электронный таймер на микросхемах типа КМОП как энергосберегающее устройство" (руководители В.Ю. Конюхов и Л.В. Трусова) весной был удостоен диплома второй степени всероссийского конкурса инновационных проектов SIEMENS. Сверхлегкий летательный аппарат Вектор–03, сконструированный Александром Смолевым под руководством В. В. и Т.В. Крицких заинтересовал не один научный журнал страны. Команда СЮТ в составе сборной города на всероссийском фестивале юных изобретателей и рационализаторов заняла второе место, а в возрастной категории от 10 до 13 лет тагильчане признаны лучшими. На "Иннопроме-2010" в Екатеринбурге делегаты тагильской СЮТ собрали целый букет наград: дипломы получили шестеро педагогов, трое воспитанников и два коллектива станции. Результаты говорят сами за себя. Но путь к ним нелегок.
На мели
Валерий Викторович Рябков вот уже 25 лет строит с ребятами корабли. В судомодельный кружок пришел еще мальчишкой. Отец – военный моряк, служил на Балтике, часто рассказывал про бои на море. Валерий Викторович вспоминает: "Первую модель смастерил в 8 лет из доски от старой парты. Выпросил у отца топор, вырубил корпус, из медицинской клеенки скроил парус, посадил на судно котенка и отправил в плавание". Хотя специальность выбрал далекую от моря, корабли стали его страстью на всю жизнь. Закончив автодорожный техникум, он работал водителем, механиком, а по вечерам спешил в кружок, в подвал на Газетной, 15, где ждали ученики.
Спустя четверть века многое изменилось: интерес подростков к конструированию поугас – их из-за компьютера не выманишь, да и с материалами проблема. Чтобы собрать модель спасательного буксира или военного корвета, нужна стеклоткань, клей, деревянные бруски, жесть, проволока, краска и так далее. Из-за скудного финансирования расходные материалы на станции появляются только в преддверии выставок технического творчества. В течение учебного года большую часть материалов преподавателю приходится покупать за свой счет. Только один электродвигатель для корвета стоит от 700 до 1000 рублей. Что-то приносят из дома мальчишки, но далеко не каждая семья может купить ребенку даже тюбик клея – в судомодельный кружок зачастую приходят так называемые трудные подростки.
Создавая модель настоящего корабля, ребята изучают его устройство и многому учатся: разбираться в чертежах, выпиливать, клеить, обрабатывать поверхности, паять. Будущим мужчинам эти навыки в жизни пригодятся. Руководитель судомодельного объединения переживает: "Сейчас все идет к тому, что занятия в кружках будут платными – учреждениям дополнительного образования надо как-то выживать. Даже если родители заплатят за ребенка, что я смогу дать их сыну за эти деньги? Только объяснить или показать, как делать ту или иную операцию. А материалы?"
Ракета…из старой коробки
На станции сегодня работают около 40 объединений, где занимаются порядка 1500 детей по 60 учебным программам. Сохранился уникальный коллектив. У Людмилы Владимировны Шепель – руководителя отдела начального технического моделирования, объединяющего примерно 400 детей, те же проблемы: в начале учебного года на всех получают 30 карандашей и набор красок. И – все. Самолеты, гоночные автомобили и даже космические корабли мастерят… из старых коробок и упаковок.
Еще 15 лет назад подобные отделы были в каждом районном доме творчества, 20% от всех кружков составляли технические. Сегодня в Тагилстроевском и Ленинском районах нет ни одного техобъединения – слишком затратно для бюджета. И кто в дальнейшем их будет возглавлять? Ни один вуз таких специалистов не готовит. Энтузиастов, как Валерий Рябков, становится все меньше. Но с таким положением дел мирятся и в городской Думе, и в администрации, не инициируя увеличение финансирование важнейшей составляющей полноценного образования подрастающего поколения.
У сотрудников станции юных техников нынче сняли муниципальные надбавки за повышенную категорию, но они не сетуют и терпеливо ждут, когда финансовая ситуация в городе изменится. Больше переживают за то, как постепенно сходит на нет дело их жизни.
В таком промышленном городе, как Нижний Тагил, выпускники все чаще выбирают на ЕГЭ гуманитарные предметы. И все меньше у них остается возможностей для технического творчества. Как же растить изобретателей и рационализаторов? Как набирать ребят в технические учебные заведения? Это, кстати, проблема не только Нижнего Тагила. В Свердловской области техническим творчеством занимаются только семь процентов учащихся, а станций юных техников осталось всего шесть. В благополучном на первый взгляд Екатеринбурге в последние годы закрылся не один судомодельный кружок. В области остался единственный бассейн, где можно проводить соревнования моделей катамаранов и подлодок. И находится он в Нижнем Тагиле.
Так, может, стоит помочь тем, кто растит будущих Кулибиных и Черепановых? Тем более, что в планах педагогов – открытие объединения юных астрономов, освоение вместе с детьми новых цифровых технологий, создание творческой лаборатории по изучению основ механики и теории механизмов и машин. Важно с самого раннего возраста прививать ребенку интерес к технике, чтобы затем подросток пошел в технический кружок, попробовал себя в исследовательской работе, как результат, выбрал технический вуз.
Юлия ФЕДОРОВА.
Фото Михаила Иванова.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 26.08.2010, №5.