От "Зелёной лампы" к "зелёному змию", или История деградации одного фестиваля
Кто-то хочет все науки изучить, а для нас важнее братское застолье...
(из песни В. Музыкантова)
В октябре 2007 года в газете "Тагилка" была опубликована статья "Сказкотерапия для взрослых детей". В ней говорилось о фестивале авторской песни в Антоновске. Материал готовился к 25-летию КСП "Зеленая лампа" и был написан в романтично-возвышенных тонах, хотя и заканчивался словами о том, что "многое происходящее на Фестивале далеко от идиллии. И это уже совсем другая история...". Для тех, кто в теме, продолжение следует.
Для меня авторская песня "открылась" году в 1985-86, когда началась активная комсомольская жизнь и появились у нас в Тагиле ТОСы для старшеклассников. Для непосвященных поясню ТОСы – это трудовые объединения старшеклассников, выезжающие летом на "целину". Попасть в отряд можно было с 14 лет, но одного желания было мало. Какое-то время каждый пришедший находился в звании "новичка". За этот период ты должен был успеть изучить традиции и правила отряда, узнать историю его создания и выучить отрядную песню. Но и это еще не все. Самое главное для "новичка" – доказать делами, что он нужен отряду. Хорошо было тем, кто умел петь или играть на гитаре. Повезло и участникам школьных агитбригад. А если ты поешь только в кругу близких друзей?
Мы с одноклассницей Натальей Могилевич, придя в ТОС "Саманта", заявились как художницы и несколько лет рисовали отрядные газеты и "боевые листки". За эти несколько лет школьной жизни я услышала и выучила столько песен, сколько не спела за все предыдущие годы (хотя в нашей семье пели постоянно, а дедушка играл на баяне). Песни приходили в ТОСы по-разному. Их писали сами "бойцы", их дарили дружественные отряды и старшие друзья-студенты из строительных отрядов пединститута и УПИ. А были и те, которые мы узнавали от родителей или из их песенников. В дальнейшем оказалось, что мы поем и "классику" авторской песни, не всегда зная авторов. Поэтому лично для меня концерты, которые организовывал Виктор Константинович Столбов, были не столько минутами отдыха (в 16 лет ещё не чувствуешь усталости ни от жизни ни от событий), сколько моментами откровений более мудрых и талантливых людей, успевших повидать и попробовать жизнь. Очень часто на таких встречах звучало то, о чём не говорили с нами наши родители и учителя. А еще практически у всех представителей АП присутствовала своя собственная гражданская позиция, которую они не боялись заявлять (обычно в песенной или поэтической форме) и отстаивать. Это были кумиры моего круга. Слава Богу, не все они еще ушли из жизни и со сцены.
По большому счёту, не так много можно перечислить имен тех, кто оставил след в душе и чьи песни слушаешь многие годы. Для меня это, прежде всего, Булат Окуджава, и я счастлива, что смогла побывать на его последнем концерте в Нижнем Тагиле. Потом был год открытия Высоцкого, и несколько лет я жила с его песнями и стихами. Собирала все, что касалось этой личности, даже переписывалась с московскими "Вагантами", и они присылали свои сборники. В дальнейшем "накатывали" волны Дольского, Розенбаума, Егорова. Неизменным было одно – эти авторы потрясали чем-то новым, чем-то своим. Они заставляли расширять личную систему координат. И всегда заставляли не только слушать и петь, но и мыслить, меняться.
Разумеется, у каждого поколения свои песни и свои кумиры. И то, что близко лично мне, совсем не обязательно должно слушаться другими. Дело в другом. Посмотрев за последние несколько лет многие Фестивали авторской песни изнутри, посетив несколько раз наш местный фестивальчик, я пришла к очень грустному выводу форма-то себя изжила. Эти тусовки похожи на все, что угодно – на массовые пьяные гулянья, на выезд на природу с пивом, водкой и бардами на закуску. На "День здоровья", наконец, только не на то, чем были в самом начале.
Да что далеко ходить за примером. Тагильский фестиваль авторской песни в Антоновске вырос в своё время из городского клуба самодеятельной песни (КСП). Как гласят наши городские легенды, официально первый КСП "Мажор" был создан в Тагиле в марте 1979 года. Организатором и катализатором происходящего стал Виктор Столбов, а "первыми бардами и слушателями" – Михаил Сипер, Василий Мешавкин, Ольга Шингальц, Татьяна Яркова, Виктор Молоканов, Сергей Минин, Вячеслав Масленников, Евгений Чулков, Николай Мелекесов и другие. В 1982 году эти же люди составили костяк КСП "Зеленая лампа". А в 1984 году Михаил Сипер дал "путевку в жизнь" первому Фестивалю авторской песни в поселке Антоновок. Он же написал и слова "программной" песни фестиваля. Музыку к этому бессмертному гимну сочинил Василий Мешавикн. На первый Фестиваль собралось около тридцати исполнителей и авторов. Добавьте слушателей и сочувствующих. Небольшой, по нынешним временам, Фестиваль получился, домашний. Зато какого качества! Главной героиней стала Ее Величество Песня. И никого не смущало отсутствие усилителей и прочих технических примочек. Все, как у Окуджавы: "песенки под гитару".
Можно, конечно, оспорить мое мнение. Сказать, что культуру следует нести в массы или, напротив, массы затягивать в культуру. Кстати, когда к нам в Тагил приезжал совсем недавно Андрей Макаревич с "Креольским танго", мэтр тоже рассуждал о том, что Окуджаву современная молодежь не слушает и не поет прежде всего потому, что исполняется всё под фанерную гитару и тихим голосом. И нам даже показали как надо петь это громко и с оркестром. Только почему-то от такого пения молодежь (которой и так в зале было немного) стала потихоньку выходить в фойе. А я написала записку с просьбой исполнить старые песни самого Макаревича. Второе отделение, на мой взгляд, получилось более душевным и без экспериментов.
Настоящих мастеров, владеющих голосом и гитарой, на современных фестивалях не так много. Все больше идет уклон в столь популярную нынче бардовскую "попсу". Яркими представителями оной является, кстати, дуэт Шадрин-Обухов. Последние несколько лет раскрученный бренд "Зеленая лампа" работает исключительно на них, т.к. клуба как такового уже давно не существует. Зато есть Центр творческой молодежи "Зеленая лампа", руководимый тем же В. Шадриным. Со своим кор.счетом, что немаловажно, и монополией в организации фестиваля в Антоновске (директор феста, естественно, тот же самый Владислав Ливерьевич). И поддерживает проведение такого "молодежного" мероприятия Комитет по делам молодежи администрации города (руководитель Д.В. Язовских).
Несколько лет я пыталась найти точки соприкосновения с этими монстрами, простите, мэтрами, авторской песни в вопросах организации данного мероприятия. И спонсоры были, заинтересованные попиариться в Антоновске. И хотела взять на себя приглашение поющих гостей (соответственно, с оплатой их визита). Бесполезно. У них на фестивале, оказывается, все есть: и призов, и денег на уборку мусора достаточно. И вообще тов. Шадрин лучше знает, что нужно слушать тагильчанам. А понятно, что: то, что не отвлекает от самого главного для современного бардовского Антоновска, т.е. от отдыха и его составляющих. Зачем тогда на заднике сцены сохранять портреты Визбора, Окуджавы, Галича, Высоцкого? Их имена не в чести на этом празднике жизни. И когда специалист КДМ Д. Устинов отчитывается проведёнными площадками, в том числе и памяти ушедших бардов – это профанация чистой воды. Нет на этих площадках ни достойных исполнителей "классики" жанра, ни слушателей, и сам фестиваль из года в год всё больше и больше становится профанацией. То, что раньше называлось КСП "Зелёная лампа", существует лишь в отчётах В. Шадрина и Д. Обухова (может быть, есть это еще в их богатом воображении). КСП – это то, что должно иметь традиции и правила. И раньше это были правила туристского братства. Именно туристы Тагила в своё время принесли в город новые песни и организовали клуб. А какие традиции могут быть у людей, которым главное – выпить и отдохнуть? Спеть песню-гимн фестиваля со сцены еще не означает сохранить традиции. Про молодежь я вообще молчу. Директору фестиваля – за полтинничек, помощнику и главному заму – сорок, средний возраст "клуба" почти такой же. Одно время на Вагонке И. Пашков пытался собирать что-то типа филиала "Зелёной лампы" и даже кого-то обучать игре на гитаре, да что-то не прижилась идея. Вот и получается, что сегодня как никогда всё упирается в Личность. Можно и бренд присвоить, и КСП под себя переделать, и даже в силу того, что сейчас всё на коммерческой основе легко решается, можно попасть в число тех, кто приглашает друг друга "делать" фестивали. А чем плохо? Этакое братство, у которого всё основное происходит в лагере организаторов, где щедрые спонсоры и напоят, и накормят, и слушать будут только тебя, любимого. А собратья по столу (не по перу, заметьте) даже иногда и похвалят твоё творчество. Ну, чем не Пушкин, чем не сукин сын? А ведь ещё есть и корпоративы! Они-то сейчас стали совсем крутыми! И народ с деньгами сейчас тоже тянется к "настоящему и вечному": вместо девочек для подтанцовки берёт с собой на отдых в Германию дуэт "Зелёная лампа". Круто! И творческий рост, опять же, налицо.
Вопрос в том, для кого нужны такие фестивали. И можно ли такое приобщение считать приобщением к культуре? Многие мои знакомые – многолетние посетители Антоновска, перестали приезжать даже на гостевой концерт. По их словам, слушать уже некого, а детей привозить страшно. Те, кто всё же приезжает в силу привычки, часто предпочитают провести эти несколько дней своим кругом, а на "поляну" ходят, чтобы поискать старых знакомых. Есть и те, кто "делает" этот фестиваль много лет и не представляет без него своей жизни. Так нужен ли такой фестиваль?
Ольга СМОТРИНА, слушатель и ценитель хорошей авторской песни.
Литература: Газета "Тагилка" от 29.07.2010. №15(99).