Подарок мастера

К 100-летию со дня рождения И.А. Арефьевой

    "Неприглядный обрывок листового железа получил овальную форму эллипса. Вот он ловко пропущен через штамповальный станок и его края ровно выгнулись. Вещь стала похожей на что-то. Вещь отправлена в красильный цех. И о, чудо! Она стала намного красивее. Она теперь напоминает крышку карманных часов вороненой стали. На неё уже приятно смотреть. Её приятно держать в руках. Она гладка и блестит. Но с ней ещё не всё сделано. Вещь переходит в руки художницы Ираиды Агеевны Трёкиной (Арефьевой – Р.А.). Ловкая рука, вооружённая кистью, делает смелые мазки. Получается что-то непонятное и будто нелепое. "Одна краска. Жаль предмета – испорчен его чёрно-вороненый фон"? Но нет! Кисть ловко кладёт другую краску, вот третью, четвёртую, пятую. А вот теперь-то получилось действительно чудо! Мёртвый доселе центр предмета ожил. На нём появились изумительной красоты, точно живые цветы. А сколько красок! Перед художницей их только пять, а на цветах их не сосчитать. Они как-то незаметно переливаются в различные оттенки. Кажется, что этот красивый букет нежных цветов должен распространять приятный аромат, но они не пахнут, они только горят, как хвост сказочной жар-птицы". Так поэтически красиво описывает процесс росписи тагильского подноса автор статьи в газете "Тагильский рабочий" от 22 августа 1937 года.

    В 1930-е годы тагильская лаковая роспись по металлу только-только начала возрождаться после потрясений Гражданской войны. Первое крупное объединение мастеров росписи по металлу произошло в артели "Металлист", в которую соединились артели по обработке металла: "Искра", "Красная заря", "Лопата-ковш", "Пролетарий", "Смычка". Но навыки работы были частично утрачены, а потому пришлось приглашать мастеров из Жостово. Приехали Кузьма Осипович и Дмитрий Захарович Бурбашевы и удивились тому, что в Тагиле на росписи работали практически одни женщины, в то время, как у них этим занимались мужчины.

    Одна из мастеров того времени Ираида Агеевна Арефьева (в девичестве Трёкина) родилась 6 октября 1910 года в Нижнем Тагиле. Практически всю жизнь она посвятила подносному промыслу, начав работать в артели "Металлист" с 1931 года. Уже в конце 1930-х годов её работы отправлялись на областные и всесоюзные выставки достижений народного хозяйства. И хотя за рабочую смену Ираида Арефьева расписывала до 100 подносов, её рисунок не был трафаретным. По свидетельствам старейшей городской газеты, тагильские подносы в середине 1930-х годов охотно раскупались в Голландии и Бельгии. Это были работы Ираиды Арефьевой, Александры Черепановой и Феодосии Колпаковой.

    Годы Великой Отечественной войны для тагильской росписи по металлу стали серьёзным испытанием. "Всё – для фронта, всё – для победы" – известный лозунг военных лет. Но уже в 1948 г. производство расписных металлических изделий было возобновлено, а в 1951 году в артель "Металлист" приходят заказы на тагильские подносы с росписью со всей страны. Так, например, Сталинабадский горпромторг Таджикской ССР запросил дополнительно пять тысяч штук подносов после быстрой распродажи пробной партии.

    В 1960-х годах производством подносов и других металлических изделий с росписью занимается уже большой цех завода эмалированной посуды, созданного на базе артели "Металлист". В конце 1960-х годов Ираида Арефьева уходит на заслуженный отдых, а в 1972 году расписывает и дарит Нижнетагильскому краеведческому музею большой поднос в честь 250-летнего юбилея города. Ушла из жизни она в 1996 году.

    А 6 октября 2010 года, спустя ровно 100 лет со дня рождения Ираиды Арефьевой, в городском музее подносного дела открылась выставка, ей посвященная. К сожалению, мало сохранилось документальных свидетельств о её жизни и творчестве. Материалы для выставки музейным работникам пришлось собирать буквально по крупицам. Тем не менее, в экспозиции представлены поднос с росписью Ираиды Агеевны, подаренный ей Нижнетагильскому краеведческому музею в честь 250-летнего юбилея города, несколько принадлежащих ей эскизов подносной росписи, её трудовая книжка и почётная грамота за творческие успехи, фотографии с семьёй и коллегами по работе, статьи из газеты "Тагильский рабочий" за 1930-1960-е годы.

Роман АРЕФЬЕВ.

    Литература: Газета "Тагилка" от 21.10.2010. №19(103).

Главная страница