Простите нас, баба Груша!
В 2011-м году тагильскому промыслу лаковой живописи исполнилось бы 265 лет. Почему "БЫ"? А потому, что как промысел он умер. Еще в декабре 2006-го новорожденная газета "Тагилка" ("Т" № 2 (2), статья "Юбилей или поминки?") начала подавать сигналы SOS: Братцы, промысел гибнет! Помогите!!!
Тогда на страницах газеты выступили одни из последних могикан подносного промысла директор художественного фонда Геннадий Петрович Бабин (когда-то главный художник подносного цеха завода "Эмальпосуда") и директор предприятия народных промыслов "Смена" Ирина Юрьевна Бордовская. С горечью говорили они о плачевном состоянии дел, предлагали пути выхода из кризиса...
Прошло три с половиной года, нет некогда знаменитой "Метальной лавки", нет предприятия "Смена", не говоря уже о подносном цехе завода "Эмальпосуда". Организованно работают только несколько художниц, которых приютил РСК (ремонтно-строительный комплекс) НТМК, да и они давно не выпускают продукцию с традиционной маховой живописью, а работают исключительно на заказы, если они есть. А какие это заказы? Юбилей предприятия, какая-то памятная дата у человека или организации... Короче, традиционным рябинкам и цветам теперь не место на подносе.
Как говорит Вера Павловна Полева – одна из ведущих мастеров тагильской подносной живописи, замечательные, уникальные художники еще остались. Но кем только им не приходится работать! Кто продавец на рынке, кто вахтер, кто прачка-кастелянша в детском саду... Всякий выживает как может. А ведь эти люди – настоящее сокровище, единственные, кто владеет уникальным тагильским промыслом. Художники готовы творить и на дому, но нет заготовок. Никто не хочет их производить, потому что нерентабельно. Негде лакировать подносы, негде их сушить...
Правда, в Уральском училище прикладного искусства пытаются сохранить традиции и каждый год набирают курс по росписи подносов. Но желающих учиться этой профессии практически нет. Молодежь видит, что она никому не нужна, так как в городе отсутствуют места, где выпускник училища мог бы работать по специальности.
Представьте, почти 265 лет! Какие только испытания не пережила Россия за эти годы! И во все времена люди понимали, что ни хлебом единым жив человек, что только сохранение традиций и уважение к тому, что досталось нам от поколений талантливых, созидательных людей, делает нас Гражданами с большой буквы, не только Нижнего Тагила и России, но и всего мира. Понимали и хранили промысел, который мы умудрились угробить в сравнительно благополучное время. Что же случилось? Кто мы? Получается, только и способны, что накупить российских флагов, бегать с ними и орать: "Оле-оле-оле-оле, Россия, вперед!"
19 июня 2010 г. исполнилось бы 97 лет Агриппине Васильевне Афанасьевой. Старейшая из мастеров и хранителей тайны тагильской лаковой живописи, она воспитала не одно поколение художников. "Откопал" это сокровище тагильский краевед Иван Абрамович Орлов. Именно ему мы обязаны открытием настоящей народной художницы, перенявшей мастер-ство, как это было принято издревле, из рук в руки, от преемника к преемнику.
Баба Груша со своими учениками
В СПТУ №49 у бабы Груши, как ласково называли её студенты курса декоративной росписи, проходила практику и Вера Полева. После окончания училища ей посчастливилось вместе с наставницей работать в творческой группе подносного цеха завода "Эмальпосуды".
- Она была удивительным художником и человеком, - вспоминает Вера Павловна. - Несмотря на все невзгоды и испытания, которые пришлось пережить за долгую жизнь, оставалась оптимистом с великолепным чувством юмора, со светлым отношением к жизни. Не любить бабу Грушу было невозможно. А как интересно было наблюдать за её работой! Вот, берет она новую заготовку, сначала долго гладит её рукой, ощущая все изгибы и шероховатости. А сама глядит отрешенно куда-то вдаль и уже "летает" где-то. Очевидно, представляя будущую композицию. Все подготовительные работы делала сама. Сама шкурила поднос, сама наносила грунт тампоном. Не признавала никаких краскопультов.
В конце жизни (не дожила года до своего 80-летия) Агриппина Васильевна практически ослепла. Сами понимаете, что это значит для художника. Зрение ей пытались спасти. Пришел на помощь А.П. Веер – наш земляк, ныне живущий в Москве (кстати, много сделавший в свое время для тагильского промысла), подключил столичных специалистов, но оперировать в таком возрасте медики не решились.
К чему это я про бабу Грушу? А к тому, что она одна из тех, благодаря кому через века дошло до нас это великолепие знаменитых тагильских цветов и рябинок, созданных уникальной маховой росписью, единственной в мире. Тагильский подносный промысел – брэнд Нижнего Тагила. Вернее, был брэндом.
Простите нас, баба Груша!
Оксана КОЗАК.
Литература: Газета "Тагилка" от 17.06.2010. №12(96).
Розаны тёти Груши
19 июня 2013 года – особенная дата для культуры Нижнего Тагила. Потому что в этот день сто лет назад – в 1913 году, родилась талантливейшая мастерица тагильского подносного промысла Агриппина Васильевна Афанасьева.
Именно с её именем связано возрождение традиционной уральской двуцветной росписи, во многом благодаря ей не кануло в Лету самобытное художественное явление. Заглянем вглубь десятилетий и попробуем понять – как это было…
Агриппина Васильевна Афанасьева родилась в рабочей семье. Её отец трудился на мельнице, а мать, как тогда часто бывало, посвятила себя ведению домашнего хозяйства и заботам о большой, но очень дружной и трудолюбивой семье, в которой Груша была самым младшим, одиннадцатым, ребёнком.
Первые шаги в овладении мастерством художника она сделала ещё в раннем детстве, когда мир видится таким чудесным, а сердце человеческое открыто для всего доброго и прекрасного: для любви, дружбы, творчества.
Это доброе и прекрасное шестилетняя девочка Груша видела в тех цветах, которые очень любила рисовать, или, как говорили её родные, "малевать". Нежные, словно укутанные майским небом васильки, сочные пурпурные розы и такие родные, согретые солнечным теплом ромашки.
А вот и другие цветы – совсем не похожие на настоящие: невиданные, будто спрятанные самой Хозяйкой Медной горы где-то в недрах Седого Урала. Словно целый мир оживал под карандашом маленькой волшебницы, появляясь то в ярких и сочных бутонах, то в скромном цветке, нарисованном угольком где-нибудь на старой печке или еловой досочке. Близкие люди не только поддерживали юную Грушу, но и помогали ей делать первые творческие шаги. Среди них – две сестры отца и двоюродная сестра – Елизавета Бородина. Они занимались росписью подносов, рисовали сказочные цветы, которые зоркая да сметливая девчушка старательно копировала на бумагу. Очень уж ей нравилось смотреть и самой создавать таинственные букеты.
А.В. Афанасьева в день своего 85-летия, 1998 год.
В девятилетнем возрасте Агриппина поступила учиться в школу. Обстоятельства сложились так, что обучение её длилось четыре года начальной школы, после чего Груша стала нянькой ребёнка старшей сестры. Но талант юной художницы не только не оскудевал, а рос и совершенствовался, словно закаляясь в горниле тяжёлой повседневности, жизненных трудностей. Необходима была рука, способная огранить его, нужен был мастер, способный сотворить другого мастера. Мама Груши, прекрасно понимавшая способности своего ребёнка и всеми силами поддерживавшая их, в тринадцать лет отдала младшую дочь в обучение к знаменитой мастерице по росписи подносов Устинье Емельяновне Растемяшиной-Барболиной, в мастерскую на улице Ермака.
Здесь Агриппина поначалу занималась самой незаметной работой: размешивала краски и наносила на подносы подмалёвки – округлые цветовые однотонные основы для будущих цветочных композиций. Не сразу пришло доверие известной мастерицы к ней: вдруг изведёт напрасно очень дорогие краски или пошалить захочется, ведь хоть и добросовестный, а всё едино – ребёнок... Однако Грушино упорство и любознательность в выполнении самых простых поручений сделали своё дело – наступило время учиться старинному мастерству, осваивать традиционную технику уральской лаковой живописи по металлу. Особенно важно было научиться уникальному двуцветному мазку "с разбелом", появляющемуся благодаря сочетанию белой и любой яркой цветной краски на кисти художника. Белый цвет и освежает, и объём придаёт, помогая создавать художнику фантастический цветок – тагильскую розу, с каждым новым взмахом кисточки обретающую всё новые и новые лепестки. Потому и роспись маховой зовётся.
Эта вековая премудрость традиционной уральской цветочной росписи быстро нашла путь к золотым рукам юной ученицы, которая не только старательно работала в мастерской, но и брала работу на дом, желая принести в семью лишнюю копеечку.
Шло время, и недавняя девочка-ученица уже работала мастером организованной в 1931 году артели "Металлист", занимавшейся выпуском различных бытовых металлических изделий; вёдер, тазов, подойников и, конечно, подносов. Все эти изделия украшались цветочной росписью или тагильским трафаретным золотным орнаментом. Некоторые изделия были расписаны в модном стиле "модерн" или представляли собой лубочное переложение картин известных русских художников. Кроме того, весьма распространённой была практика выполнения изделий на заказ по случаю юбилея, свадьбы, или просто в качестве подарка близкому человеку. Такие вещи отличались более высоким уровнем оформления, художественного мастерства, служившего основой для сохранения традиций подносного промысла. Приходилось выполнять такие заказы и Агриппине Васильевне.
При этом говорить о высоких художественных особенностях массовых изделий артели не приходилось: роспись и орнамент на них были довольно грубоваты и однотипны. Тому виной – довольно тяжёлые условия труда и высокие нормы производительности на каждого мастера, а также отсутствие особых творческих лабораторий, необходимых для грамотного внедрения художественной традиции в производственный процесс, её творческого осмысления. Сказывался и недостаток красок, которые необходимо было экономить. Всё это приводило к схематизму в работе, во многом исключало возможности для творчества. Тем не менее, продукция артелей активно сбывалась через ларьки, располагавшиеся на базаре в центре города, давала мастерам средства к существованию.
Жизнь шла своим чередом, принося радости и печали. Подлинным горем стала Великая Отечественная война, унесшая жизни мужа и братьев. Агриппины Васильевны. Осталась она вдовой с маленьким сыном на руках, и надо было как-то выживать.
А.В. Афанасьева с ученицей. Фото Анатолия ГОРЬКОВА.
Работу в "Металлисте" пришлось временно оставить и стать швеёй–надомницей – заняться пошивом и ремонтом шуб и шинелей для солдат. После войны Агриппина Васильевна вновь занялась любимым делом – росписью подносов, и уже не оставляла его.
Шло время, жизнь потихоньку налаживалась. В Тагиле стали появляться новые предприятия. В 1956 году начал работу завод эмалированной посуды, созданный на базе артели "Металлист". В нем был цех росписи подносов, который со временем стал настоящим "храмом искусства", "кузницей мастеров" лаковой живописи по металлу. Однако это произойдёт лишь в 1970-е годы, после знаменитого постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах", сделавшего возможным подлинно научное изучение промыслов и их возрождение.
В 1960-е годы давало о себе знать довольно негативное влияние искусственно привнесённой ещё в 1930-е годы жостовской традиции лаковой живописи. Появился ряд подносов, роспись на которых лишь имитировала жостовскую. Но в своей основе жостовский букет был объёмным, а не плоскостным, как тагильский, поэтому и сами приёмы жостовского лессировочного письма, основанного на последовательном нанесении друг на друга полупрозрачных мазков, оказались чуждыми для уральской двуцветной росписи, а значит, и для тагильских мастеров.
Однако дело было не только в инородности "жостовского" влияния, но и в том, что сами мастера не очень стремились осваивать более сложную и дорогую технику росписи, основанную на многократной прорисовке цветка. Было гораздо проще и менее затратным (экономились дорогие краски) упростить жостовскую роспись, которая, ввиду многих допущенных в тагильской практике росписи расхождений с оригиналом, стала позже называться "московской". Это влияние долго ощущалось, выродившись в 1960-х годах в тиражирование типовых композиций, в частности, двух колокольчиков и ромашки посередине. И таких подносов нужно было расписать 44 штуки в день, что очень негативно сказывалось на художественной ценности изделий. Разумеется, со временем, московская манера росписи "акклиматизировалась" на тагильской земле, найдя уместные для себя формы эстетического выражения. Произошло это во многом благодаря таким мастерам, как И.А. Арефьева и А.В. Афанасьева, которые освоили её ещё в 1930-е годы. Со временем они сумели передать стремление к творческому переосмыслению этой традиции своим ученикам.
А.В. Афанасьева, 1977 год. Фото Анатолия ГОРЬКОВА.
Уже в наше время ученица А.В. Афанасьевой Н.Н. Кошкина успешно сочетает в своём авторском стиле черты традиционной уральской лаковой живописи с московской манерой. Но уже не искусственно привнесённой, а творчески осмысленной и переработанной автором, согласующейся с индивидуальным стилем письма. Такой подход в создании художественного образа делает её творчество очень интересным явлением для изучения.
Тем не менее, в 1960-е годы сама Агриппина Васильевна ещё работала в московской манере росписи. Потребовалось время, чтобы вспомнить исконную уральскую маховую роспись, прийти к её научному и творческому осознанию.
В 1972 году Агриппина Васильевна приняла участие в первом творческом семинаре, посвящённом знакомству с уральской росписью, организованном молодым исследователем декоративно–прикладного искусства Урала В.А. Барадулиным. Неслучайно именно Агриппина Васильевна стала на этом семинаре "правой рукой" московского искусствоведа. По сути, она была единственным человеком, которому удалось после напряжённых усилий вспомнить уральский двуцветный мазок, который она освоила в далёком детстве. Те мастерицы, деятельность которых протекала в дореволюционные годы и была связана с традиционным письмом, или ушли из жизни, или из-за преклонного возраста не в состоянии были кого–либо обучать. Штатные художники завода эмалированной посуды, несмотря на их специальное образование и высокую квалификацию, разумеется, не могли помнить приёмы старинного письма. Вот и получилось так, что Агриппина Васильевна Афанасьева с четырьмя классами образования оказалась тем человеком, который не дал исчезнуть тагильскому подносу.
Но его истинное возрождение было ещё впереди. Чтобы учить других, нужно было учиться самой. Для этого Агриппина Васильевна общалась с краеведами, собиравшими образцы росписи старых мастеров, сама активно запоминала технику исполнения старинных тагильских подносов. Появлялась некая изысканность почерка, виртуозность авторского стиля, для которого стала характерной роспись "а ля прима" – с первого раза и без поправок. Появилось особое чувство меры в обращении с красками, которые мастерица разводила до особой вязкости и клала на подмалёвок так, чтобы их хватило сразу на весь цветок. Своеобразным "коньком" Агриппины Васильевны являлись тонкость и гладкость росписи, фактура которой после нанесения лакировки на поднос практически не ощущалась на ощупь, была выполнена, "как в старину". Это умение создавать роспись "тонкой" дана далеко не каждому мастеру, здесь главное – твёрдая рука и природное чувство меры и бережливости к краске, которую Агриппина Васильевна с детства была приучена экономить.
Складывался и свой, "афанасьевский", стиль росписи. В его основе лежит сочетание двух-трёх крупных цветков, расположенных почти в самом центре подноса в обрамлении более мелких цветов и листьев. Все элементы росписи соединялись в единое целое выполнявшейся тоненькой кистью "привязкой". Особая любовь Агриппины Васильевны – вьюночки и сказочные розаны, отличавшиеся особой декоративностью исполнения. Для неё было характерно такое построение цветка, при котором одна половина его была светлая, а другая – тёмная. Лепестки словно расходились, а середина высветлялась и аккуратно обводилась "чертёжкой" – тёмной тонкой полоской.
Очень важным оказалось не только создать цветочную композицию, но и подобрать для неё наиболее выгодный фон, который, в соответствии со сложившейся традицией, должен быть ярких тонов. При этом необходимо было учитывать свой авторский почерк, чтобы традиционные особенности росписи помогали раскрытию авторской художественной стилистики. Именно поэтому для раннего периода творчества Афанасьевой характерны более открытые яркие фоновые тона и соответствующая им контрастная и сочная цветовая гамма. Со временем, когда творческая система мастерицы окончательно оформилась, цветовое решение становится более деликатным и изысканным. На подносах всё чаще появляются сиреневые, голубые, дымчато-коричневые и оливковые фоны, фоны цвета хаки, которым соответствуют более приглушённые тона росписи с характерными для них нежными, а иногда и едва уловимыми цветовыми переходами.
Совершенно уникальной является особенность построения зрительного образа цветочной композиции. У Агриппины Васильевны он создаётся таким образом, что рождается ощущение определённой "округлости" лепестков цветка, отсутствия в них угловых линий и изгибов. Это говорит не только о соответствии росписи традиционным приёмам лаковой живописи, но и об авторской установке на простоту восприятия художественного образа. За счёт этого приёма у неискушённого человека иногда создаётся ощущение лёгкости в создании цветка художницей, его абсолютной простоты и незатейливости, особой естественности, позволяющей достичь той убедительности и достоверности образа, которая доступна только подлинному мастеру.
Не менее важным является и то, что роспись Агриппины Васильевны обрамляется своеобразной "рамой" из растительного узора или геометрического орнамента, который отличает особая насыщенность и "плотность" исполнения. "Рама" являлась своеобразным авторским аналогом классического трафарета, который сама Агриппина практически не рисовала, поскольку было принято разделение труда на художников, занимавшихся непосредственной росписью подносов, и художников – орнаменталистов, наносивших на изделие трафаретный золотный орнамент.
Приём использования "рамы" зрительно усиливает саму роспись, способствует осознанию её завершённости и лаконичности.
Московский учёный В.А. Бабаева, увидев работы Агриппины Васильевны, поразилась чистоте и свежести красок на подносе, народному духу её творчества. Эти заслуги мастерицы нашли должное признание на государственном уровне.
В 1978 году на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве тагильчане приняли участие в выставке-смотре изделий мастеров народных художественных промыслов, где А.В. Афанасьева была награждена бронзовой медалью. Эту награду Агриппина Васильевна считала общим итогом работы всех людей, принимавших участие в возрождении уральской манеры росписи, которая получила как бы второе рождение. Её художественно-стилевые особенности были восстановлены в теории и на практике, а многочисленные выставки с участием тагильских мастеров проходили не только в СССР, но и во многих иностранных государствах. Благодарности, грамоты, награды следовали одна за другой…
Приказом № 250 от 23 июля 1984 года за подписью министра В.К. Успенского Министерство местной промышленности СССР наградило почётным дипломом "тов. Афанасьеву Агриппину Васильевну художника Нижне-Тагильского завода эмалированной посуды за создание высокохудожественных произведений народных художественных промыслов".
Второй, не менее ценный талант Агриппины Васильевны – это умение объяснить и передать ученикам свои бесценные навыки. Уже с 1977 года она начала обучать традиционной уральской росписи студентов СГПТУ № 49 – профильного училища завода эмальпосуды, сама активно работала в его творческой группе. Теперь уже А.В. Афанасьева стала мастером первой категории, наставником молодых специалистов, приходящих на предприятие, настоящим хранителем всех традиций таинственной тагильской розы. Её имя упоминается в научных трудах, ведущие специалисты изучают её творчество.
Ученики А.В. Афанасьевой, которых в её жизни было более двухсот, с теплотой и любовью вспоминают о родной тёте Груше, о её умении видеть творческие перспективы каждого начинающего художника, особом даре вдохновлять в трудную минуту искромётной шуткой, весёлой частушкой. В общении Агриппина Васильевна была настолько лёгкой и позитивной, что разница в возрасте между ней и её учениками почти не ощущалась последними. Она никогда не повышала голос и терпеливо обучала всем тонкостям мастерства своих молодых учеников.
В.П. Полева, Е.Л. Отмахова, Н.Н. Кошкина, С.В. Веселков, С.Б. Парышева… Эти и другие мастера по праву составляют гордость Нижнего Тагила, внушают огромную надежду, что подносный промысел будет продолжать жить как яркое и самобытное художественное явление.
В возрасте восьмидесяти лет, уже после окончания трудовой деятельности на заводе в 1993 году, Агриппина Васильевна по-прежнему чувствовала в себе силы учить других. Она участвовала в культурной жизни города: давала многочисленные интервью средствам массовой информации, общалась с музейными работниками и даже расписала в 1993 году свой последний поднос. Здоровье было уже не то: руки не слушались, остатки зрения стремительно исчезали, а люди всё равно не забывали дорогу на улицу Карла Либкнехта, где жила знаменитая тагильская мастерица. Шли к тёте Груше за добрым советом, за поддержкой, просто, чтобы увидеть её… В 2004 году Агриппина Васильевна Афанасьева окончила свой нелёгкий, но такой яркий и прекрасный земной путь. Вечно будут помнить родные, ученики, просто добрые люди дорогую тётю Грушу.
Тот творческий огонёк, который зажегся в маленькой девочке десятилетия назад, стал настоящей путеводной звездой для целого промысла, солнцем, озарившим для многих талантливых людей многотрудный путь в чарующий мир красоты – царство волшебной тагильской розы, тайну которой сберегла Агриппина Васильевна Афанасьева, стоявшая у самых истоков возрождения традиционной уральской росписи.
Антон ВАСЕНЁВ, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Литература: Газета "Тагильский вариант" №20(115) от 13.06.2013.
Наука "тети Груши"
Елена Леонидовна Отмахова – одна из учениц знаменитой художницы из народа, Мастера, Агриппины Васильевны Афанасьевой, 100-летие со дня рождения которой отмечено в Нижнетагильском музее изобразительных искусств выставкой ее подносов и работ тагильских художников, посвященных этому удивительному творцу-самородку. Благодаря участию в создании экспозиции двух музеев – Екатеринбурга и Нижнего Тагила - посетители получили полное представление о том, как возродилось благодаря таланту Афанасьевой искусство двухцветной цветочной росписи, как развивается оно сегодня, бережно сохраняя традиции прошлого. Центральное место в экспозиции занимают 35 работ Агриппины Афанасьевой и исполненный на подносе портрет ее самой - бабушки в платочке.
- Я помню ее другой, когда мы вместе работали в подносном цехе Нижнетагильского завода эмальпосуды. Агриппине Васильевне тогда было за 70 лет, но старушечьих платьев она не носила, любила одежду из ткани с рисунком. Нас, молодых девчонок, опекала как мудрая мать. Секретами мастерства делилась щедро, творческую фантазию учениц поощряла, но каждую новую работу мы обсуждали вместе - и это был большой художественный совет! - вспоминает Елена Отмахова.
Ее рабочее место в цехе было рядом с Агриппиной Васильевной, а это как ежедневный мастер-класс.
- Я смотрела, как моя наставница размешивала краски, тщательно, до густоты сметаны, как брала их на кончик кисточки и выводила свой двухцветный мазок, "оживляющий" розу на подносе. Именно она и возродила это почти забытое искусство тагильской росписи на металле.
В артели "Металлист", где начинала свой трудовой путь Агриппина Афанасьева, тагильская роспись не устояла перед соблазном копировать жостовскую - так работать можно было быстрее, и план выпуска ширпотреба выполнять легче. Но уроки старых мастеров ученица запомнила цепко. Расцвет тагильского подносного промысла связан с созданием цеха на заводе эмальпосуды в 80-е годы прошлого века, ренессанс "тагильской розы" - с именем Агриппины Афанасьевой.
- Сегодня тетя Груша, доживи она до своего 100-летия, опечалилась бы: рынок развел художников по своим квартирам, нет в городе производственного объединения создателей тагильских подносов, - с грустью замечает Елена Отмахова.
Но творчество живет! Выставки работ художников всегда собирают зрителей. А если это еще и выставки-ярмарки, так тагильские изделия расходятся влет! Теперь и на международной выставке вооружений тагильский поднос стал официальным и главным сувениром.
В 80-х годах XX века Агриппину Васильевну окружали ее ученицы. Теперь это признанные мастера народного промысла, члены Союза художников России, те, чьи имена звучат на Всероссийских научно-практических конференциях "Худояровские чтения": Вера Полева, Нэлли Кошкина, Елена Отмахова и другие талантливые продолжатели науки "тети Груши". Теперь они дают мастер-классы студентам Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна; как Елена Отмахова, приобщают школьников к народному искусству, ездят с выставками работ по России.
- Жостово технологию промысла втайне от посторонних глаз держит, а нам надо, чтобы о тагильских подносах знали как можно больше людей, чтобы народный промысел жил и развивался, - говорит Елена Отмахова.
Татьяна КОНОНОВА.
Литература: Газета "Уральский рабочий" от 06.06.2013.