Детский сад и школа - ступени одной лестницы
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о том, что в образовательной системе должен обеспечиваться переход от дошкольного образования и семейного воспитания к школьной ступени. И уже в первые годы Советской власти в процессе формирования новой, советской системы образования высказывались схожие мысли.
В июле 1919 г. Нижний Тагил был освобождён от белогвардейцев, а 30 августа 1919 г. был избран Нижнетагильский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На первом заседании городского Совета был принят регламент о порядке работы, в котором речь шла и о работе отдела народного образования. Как безуездный город, Нижний Тагил входил в состав Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии.
Однако постановлением Екатеринбургского губернского исполкома от 8 апреля 1920 г. Верхотурский уезд был разделён на четыре уезда: собственно Верхотурский, Нижнетагильский, Алапаевский и Надеждинский. Нижнетагильский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов приобрёл статус уездно-городского. В Нижнетагильский уезд вошли 22 волости. Таким образом, административно Нижнему Тагилу стали подчиняться такие территории, как Кушва, Серебрянка, Висимо-Уткинск, Висимо-Шайтанск, Верхняя и Нижняя Салда, Верхняя и Нижняя Тура. Уездно-городским стал и отдел народного образования.
В структуре отдела народного образования после приобретения статуса уездно-городского первоначально изменений не произошло. Он включал в себя 6 подотделов (школьный, внешкольный, социального воспитания, профтехобразования, политпросветработы, охраны детства) и финансовую часть.
Отдел (уотнаробраз) был призван осуществлять контроль за исполнением постановлений и распоряжений по народному образованию, провести реформу школы на новых советских началах, развивать сеть просветительских учреждений, обеспечить их материальную поддержку, а также пропагандировать идеи советского просвещения.
В ведении подотдела охраны детства находились детские дома. В них содержались дети с раннего возраста до 17 лет, в силу различных обстоятельств оставшиеся без попечения родителей.
В документах Нижнетагильского исторического архива имеется список детских домов в городе Нижний Тагил, существовавших в 1920 г. Он позволяет увидеть динамику открытия детских домов. Это детский дом №1 имени Луначарского (открыт 1 августа 1919 г.), детский дом №2 имени Кузьмина (открыт 1 сентября 1919 г.), детский дом №3 имени Свердлова (открыт 1 ноября 1919 г.), детский дом №4 имени Чехова (открыт 10 ноября 1919 г.), детский дом №5 имени Песталоцци (открыт 1 февраля 1920 г.), детский дом №6 имени Троцкого (открыт 12 февраля 1920 г.), детский дом №7 (колония подростков), детский дом №8 имени III Интернационала и детский дом-изолятор (открыт 1 марта 1920 г.). Сохранился и документ, зафиксировавший передачу приюта "Ясли", курировавшегося отделом социального обеспечения, в ведение отдела народного образования в конце 1919 г. По данным на 31 декабря 1919 г., в нём содержалось 27 детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Таким образом, открытие в таком количестве детских домов говорит о сложности ситуации с детской беспризорностью после Гражданской войны.
Итак, подотдел охраны детства занимался проблемами правовой защиты детей и подростков, борьбы с детской беспризорностью, а также вопросами дошкольного воспитания, которые вскоре стали одними из приоритетных направлений деятельности.
В начале 1920 г. работниками подотдела был составлен план работы с дошкольниками на текущий год. Он предусматривал проведение агитационной работы среди населения с целью разъяснения задач дошкольного воспитания, созыв конференции перед началом летнего сезона, открытие детских летних площадок, а с 1 сентября и открытие детских садов.
Пропаганда дошкольного воспитания велась путем выступлений на различных конференциях, в заводских коллективах, на собраниях женских организаций, на родительских собраниях и субботниках. В мае 1920 г. перед открытием детских летних площадок была проведена конференция дошкольных работников, в которой приняло участие 50 человек. Назревала необходимость выделения вопросов работы с дошкольниками в отдельное направление.
1 августа 1920 г. в составе уотнаробраза был образован дошкольный подотдел. Возглавила его Зинаида Яковлевна Рачева, которая одновременно являлась инструктором, прошедшим подготовку на краткосрочных шестинедельных курсах дошкольных работников при Пермском институте народного образования. Надо отметить, что этот институт (в составе двух отделений: подготовки дошкольных работников и работников школы I ступени) был открыт в 1919 г. и стал первым высшим учебным заведением на Урале и в Сибири, начавшим подготовку специалистов по работе с дошкольниками. Неслучайно, кстати, такой институт был создан в Перми. Именно там 10 июня 1912 г. была открыта первая детская летняя площадка на Урале. Энтузиасты - последователи идей известного педагога Фребеля - из общества "Светлая юность" и общества содействия начальному образованию - с 1912 г. ежегодно организовывали детские летние площадки в Перми. К 1917 г. в Перми существовали фребелевские курсы по подготовке дошкольных работников. Именно на их основе и был создан Институт народного образования, который тоже определённое время назывался фребелевским. Между прочим, как свидетельствуют документы, 6 человек из руководительниц дошкольных учреждений Нижнетагильского уезда (конец 1920 г.) прошли подготовку именно в Перми.
Сохранился весьма любопытный отчёт о работе дошкольного подотдела за 1920 г. Итак, в летнее время в Нижнетагильском уезде функционировало 25 детских летних площадок, количество детей в которых составило 2327 человек (в самом Нижнем Тагиле - 7 площадок). Планировалось, что на базе летних детских площадок будут открыты постоянные детские сады. Однако, повсеместно это сделать не удалось, так как не имелось соответствующих помещений и необходимого оборудования. Не хватало и кадров, ведь большинство работающих на площадках были школьными работниками, которые с началом учебного года прекратили работу на площадках. В итоге, к концу 1920 г. в уезде работали 9 дошкольных учреждений, которые посещал 451 ребёнок. Из них в Нижнем Тагиле действовало 3 детских сада и 1 очаг с общежитием на 15 человек, в заводских местностях уезда - 4 детских сада, в сельских местностях - в селе Горбуново - 1 детский клуб на 45 человек, занятия в котором проводились 2 раза в неделю в школьном помещении.
По словам заведующей дошкольным подотделом, медосмотр детей проводился медицинским персоналом при приеме детей; также производились периодические обследования детей. Тем не менее "наблюдались отдельные случаи заболевания заразными болезнями".
При дошкольных учреждениях были организованы так называемые дошкольные советы из представителей партии большевиков, женотдела, культотдела, профсоюза и родителей. На собраниях этих советов решались вопросы исключительно хозяйственного характера. Кроме того, при каждом учреждении проходили родительские собрания, на которых обсуждались хозяйственные вопросы, распределялась одежда и обувь для детей. Время от времени устраивались родительские субботники по пилке дров, кройке и шитью одежды для детей детского учреждения.
При дошкольном подотделе уездного отдела народного образования еженедельно проводились собрания руководителей дошкольных учреждений, на которых выступали с сообщениями на педагогические темы.
В декабре 1920 г. в городе была проведена "Неделя ребёнка", в рамках которой состоялась выставка детских работ. Были также организованы так называемые "вечера матери", на которых родительницы знакомились с работой и жизнью детского сада.
В отчёте отмечалось, что "педагогическая работа садов тормозилась неопытностью и неподготовленностью руководительниц, перегруженностью садов детьми, неприспособленностью помещений, недостатком оборудования, отсутствием материала для работ, специальной литературы и отсутствием дошкольного инструктора, могущего направлять педагогическую работу в уездном масштабе". Таким образом, по мнению заведующей дошкольным подотделом, для более качественной работы требовалась организация дошкольных курсов для руководительниц детских учреждений, а также наличие в составе подотдела дошкольного инструктора.
Губернский отдел народного образования, известный тогда, как Губнаробраз, не оставался в стороне от проблем на местах. Циркуляры Губнаробраза являлись в ряде случаев своеобразным методическим пособием для территорий.
Крайне любопытный документ, озаглавленный "К вопросу о летней работе детского сада", был прислан в Нижний Тагил в 1921 г. "для сведения и руководства и точного исполнения".
Составители документа констатировали, что до сих пор самым распространённым дошкольным учреждением считалась смешанная летняя площадка, на которой собирались дети всех возрастов, и где с ними проводили занятия, но большей частью только играли в организованные игры. Они отмечали, что организовать детскую площадку, куда дети бы приходили на 2-3 часа, легче, чем наладить "полную нормальную жизнь детского учреждения". Однако при постепенном внедрении всеобщего обучения, по их мнению, летняя площадка, как самостоятельный тип детского учреждения, полностью исчезнет.
"То, что представляют из себя площадки для детей дошкольного возраста, заставляет ещё с большей решительностью отнестись к ней отрицательно", - уверены специалисты Губнаробраза. Нельзя ребёнку дошкольного возраста давать отрывочные, не связанные со всей его жизнью впечатления. Ребёнок этого возраста требует особо внимательного к себе отношения. Без знания его домашней жизни, его интересов и потребностей нельзя преподносить ему нечто новое, общее для всех других возрастов.
Специалисты Губнаробраза делали вывод, что для нормальной организации жизни ребёнка должен быть один основной тип дошкольного учреждения, который функционировал бы круглый год, - детский сад. Безусловно, такой вывод прекрасно вписывался в идеологическую концепцию воспитания человека нового времени и новой эпохи. Впрочем, он был верным и с точки зрения здравого смысла.
Летом дети должны проводить время на воздухе среди природы. "Мы рисуем себе картину жизни этой летней детской площадки в виде трудовой детской колонии", - говорилось в документе. Детям необходимо предоставить возможность самостоятельной деятельности и наблюдений. И этого можно достичь, поручив им ухаживать за домашними животными и птицей, работать на цветниках и грядках, конечно, при постоянном содействии взрослых. Именно наблюдения и переживания детей должны лечь в основу для выбора детских песен и в целом музыки. Гармоничное сочетание труда, игр и искусства в летние месяцы будет фундаментом жизни дошкольного учреждения в осенне-зимний период. Таким образом, летом в жизни детей появляются новые моменты и новые интересы, а задача взрослых - заметить их и учесть.
По мнению специалистов Губнаробраза, в детском саду детям младшего возраста должна быть предоставлена возможность свободной игры, исходящей от ребёнка, без определённых указаний со стороны руководителя. Однако в документе подчёркивается большое педагогическое значение организованных игр для детей более старшего возраста. Именно эти игры являются одним из серьёзных факторов развития духовных и физических сил ребёнка, но в раннем возрасте они "вовсе и нежелательны".
В жизни ребёнка должен быть период свободного развития творческих сил, а поэтому, предоставляя ему "в первые годы играть свободно и создавать, играя, свой радостный, фантастический и хаотический, быть может, мир, мы скорее приблизим его к миру реального, организующего начала".
Подводя итоги, составители документа отмечали, что игры, пение, музыка, свободные занятия детей с тщательно подобранным материалом, организованный труд по самообслуживанию, работа на огороде и цветнике, правильно налаженное питание, общая атмосфера среди детей - залог успешности в достижении главной задачи - "свободного гармонического развития свободного члена трудового общества".
Особое внимание уделялось вопросам адаптации детей в школе и преемственности между детскими садами и школьными учебными заведениями.
В том же 1921 г. Губнаробраз разослал по всем уездным отделам народного образования соответствующий циркуляр. "Ребёнок, привыкший в детском саду к свободной творческой жизни, - говорилось в документе, - попадает сразу в тесную обстановку класса со старым школьным режимом, и это ломает душу ребёнка. Необходимо школе более тесно связаться с детским садом так, чтобы они действительно были только разными ступенями одной лестницы".
Областные власти предложили ввести возрастную норму для детей, окончивших детский сад, - 7 лет, повсеместно организовывать из детей, окончивших один детский сад, отдельную единую группу, а также организовать переход детей из детских садов в опытно-показательные школы, где такие имелись, с весны (причём в школе должен был быть работник, знакомый с методами работы детского сада).
Если же на территории не было опытно-показательной школы, то перевод детей в учебное заведение необходимо было проводить осенью. Однако определённая школа, куда пойдут дети, должна была быть известна уже весной, а школьный работник, который будет работать с этими детьми, должен был в течение весны и лета знакомиться с методами работы детского сада и с самими детьми. Подчёркивалось, что во все первые группы школы I ступени переносятся методы работы детского сада.
Безусловно, Советская власть осознавала огромное идеологическое значение системы образования в целом. Поэтому этой системе и уделялось повышенное внимание, причём как школьной, так и дошкольной ступени. Более того, подчёркивалась необходимость их преемственности между собой, ведь формирование человека нового времени и нового общества было тогда, без преувеличения, основной задачей, поставленной партией. Поэтому детский сад и школы должны были стать звеньями единой цепи в новой идеологической политике большевиков.
Роман Арефьев, специалист отдела по делам архивов Администрации города Нижний Тагил.
Фотографии 1940 года из архивного фонда.
Литература: Газета "Тагилка" от 11.03.2010. №5(89).