Не увядай, "тагильская роза"!
24 декабря 2010 года в Нижнетагильском краеведческом музее состоялось открытие XI городского конкурса им. Худояровых на звание "Мастер года" по декоративно-прикладному искусству.
Выставляли свои работы мастера художественной росписи по металлу, дереву, бересте. Я получила приглашение как участник конкурса. Более 15 лет, проведенные в стенах подносного цеха завода "Эмальпосуда", не прошли даром. Это юность, зрелость, формирование мировоззрения, круга общения. С моими дорогими подругами из "подносного" общаемся до сих пор, и не появилось никого дороже их, роднее и ближе. Кстати, они тоже представляли свои работы на конкурс.
Долго мы ждали сообщения об открытии выставки. Предпраздничная суета, ограниченный бюджет сулили отодвинуть проведение конкурса на необозримое будущее, но благодаря огромным усилиям работников музея-заповедника "Горнозаводской Урал" И. Ю. Бардовской и А. В. Васенева, при поддержке администрации города выставка состоялась.
Хожу, с замиранием сердца рассматриваю родные металлические формы, улыбаюсь придуманной игре: по манере исполнения пытаюсь узнать руку мастера, ведь со многими свела судьба в "подносном", а в последствии и в цехе росписи подносов на заводе им. Куйбышева. Увы, годы делают свое дело, многие работы не узнаю...
И немудрено. При создавшемся плачевном положении старейшего промысла Урала художники брошены на произвол судьбы. Многие талантливейшие мастера ищут себя в других сферах деятельности, а те, кто душой прирос к родному делу, влачат жалкое существование.
Я - живой свидетель феерического расцвета промысла под крышей "подносного" в 80-е годы прошлого столетия. Наш драгоценный художественный руководитель Г. П. Бабин по крохам собирал осколки уральской росписи, возрождая технику уральского мазка при помощи ныне покойной мастерицы А. В. Афонасьевой. Царства небесного, дорогая наша волшебница. Низкий поклон за ту красоту, что цветет еще на уральском подносе.
Конечно же, таланты жостовчан на высоте. Мало кто в центре России знает об уральском двухцветном плоскостном мазке, но уж оскомину набивший, чванливый жостовский поднос у всех на слуху! Немудрено! Пока седой Урал ковал победу во времена Великой Отечественной войны, жостовчане оттачивали свое мастерство, и даже на Урал в 70-е годы прошлого века прокралась московская роспись.
И вот в отстроенном двухэтажном новом цехе на Тагилстрое пустила корни и начала распускать очаровательные бутоны уральская роза, вытесняя аляповатые московские маки.
Наш цех был диковиной в городе, любые экскурсии не проходили мимо. Восторженно цокали языками иностранные гости, глядя на чудо, рожденное легким взмахом руки. Соотечественники просили нарисовать розочки на любой картонке и уносили с собой маленькие шедевры, держа двумя пальчиками, боясь размазать невысохшие краски...
И как гром среди ясного неба - перестройка. Никогда не думала, что в России, где во все времена благотворительность была нормой, смогли уморить чудо-промысел. Даже после Октябрьской революции голодное государство поддерживало искусство, в том числе и многие народные промыслы. И сейчас, поправ все заслуги прошлой власти, мы опять строим незнамо что.
Большинство талантливейших художников по росписи подносов находятся на грани выживания. И неправда, что художник должен быть голодным! По себе знаю: гадко продавать бездушные работы, которые вынуждена рисовать много и быстро, или же зарабатывать на жизнь иными трудами, по ночам просиживая у палитры для души.
Вот такими печальными мыслями заполнилась моя голова, пока я рассматривала выставочные подносы. Однако, отмечаю, мастерство сохранено, удерживается достойный уровень росписи. Знакомлюсь с работами неизвестных ранее художников: подрастает смена! Выпускники художественно-графического факультета НТГСПА и уральского училища прикладного искусства представили очень интересные варианты подносов. Много сюжетной росписи, пейзажей, натюрмортов. Несколько сыровато, на мой взгляд, но имеет право быть.
В первом зале преподаватель УУПИ Жанна Овчинникова представила портрет Афонасьевой Агриппины Васильевны, нашей незабвенной бабы Груши, и цветочные композиции, по манере исполнения напоминающие роспись Афонасьевой. Ирина Решетова, Сергей Веселков - корифеи тагильского промысла, порадовали количеством великолепных работ. Молодые талантливые мастерицы Женя Навокшонова, Светочка Соседкова, Яна Нефедова составили достойное соперничество и конкуренцию ведущим мастерам.
Ирина СМЫКОВА.
Литература: Газета "Тагилка" от 31.12.2009. №26(84).