Страницы "музыкальной истории"
Певчие служители
Первые сведения о публичном выступлении музыкантов в Тагиле относятся к 1837 году, когда в мае Нижнетагильские заводы посетил цесаревич Александр Николаевич в сопровождении своего воспитателя поэта Василия Андреевича Жуковского.
Это знаменательное событие было описано очевидцем следующим образом: "Когда (цесаревич - Т.С.) изволил взойти в приготовленные для него комнаты, в то время на пруду против окон комнат был освещен транспарант, а певчие и музыканты в катере пели и играли..."
До отмены крепостного права проводником культурных влияний в Тагиле было Выйское заводское училище, где воспитанникам не только давали специальные знания, но и обучали их рисованию, музыке, пению. Именно поэтому в Тагиле имелось собственные певцы и музыканты из крепостных служащих, благодаря чему и смог состояться тот исторический концерт перед наследником престола.
Вероятно, музыкальные занятия проводились в училище с первых лет его существования, хотя конкретные сведения о них относятся только к началу XIX века. Первым учителем был служитель заводской конторы Николай Швецов, с 1806 года в течение 30 лет он преподавал здесь пение. С 1820 года в Выйском училище служил еще один учитель пения - крепостной Демидовых Николай Алексеевич Марченков (родился около 1790 г.), получивший образование в Москве. Он преподавал пение "партесное", а также был надзирателем и экономом. Кроме того, в 1840-х годах Марченков вел певческий класс в других тагильских училищах - народном и приходском. В Выйском занятия пением были обязательными, а инструментальной музыкой - по желанию. Учащиеся привлекались и в церковный хор.
С 1838 года по 1850-й здесь работал и специальный учитель музыки Иван Павлович Кокичев, демидовский крепостной из Пермской губернии. Музыкальное образование он получил в Петербурге. В 1838 году ему было 56 лет. После его приезда в Тагил занятия музыкой в училище значительно активизировались: действовал хор, состоявший из учащихся и церковных певчих, оркестр из заводских служащих. Днем оркестранты работали в заводоуправлении, а вечера посвящали занятиям музыкой.
Хор и оркестр разучивали достаточно сложные произведения. Например, участвуя в церемонии проведения экзаменов воспитанников Выйского училища в 1839 году, оркестр исполнил несколько увертюр И. Гайдна и К. Кавоса (к опере "Казак-стихотворец"), марши, полонез и духовные сочинения (вместе с хором). При исполнении духовных песнопений присоединение инструментов к певческим голосам подчеркивало концертный, не церковный характер выступления.
В оркестре И. Кокичева участвовали служитель Выйской заводской конторы Евстафий Приходкин, писец Выйского завода Козьма Шарыбин, писец канцелярии управления Нижнетагильскими заводами Яков Васильев, младший аптекарский ученик при главной аптеке Аким Неруш, писец Выйского завода Павел Чистяков, Иван Завальский и Василий Левинский. Писцами в то время определялись выпускники заводского училища. Очевидно, наиболее способные из них успевали получить здесь достаточные навыки для участия в заводском хоре и оркестре.
Кроме хора воспитанников Выйского училища, в Нижнем Тагиле в конце 40-х годов ХIХ века действовал заводской хор - его собирали из служителей при необходимости. Таким образом, Выйское училище готовило не только кадры для заводов, но и певчих, и даже оркестрантов (в большинстве, конечно, любителей).
Интересна и трагична судьба музыканта-служителя Акима Неруша. Он учился в заводском училище, затем был отдан в обучение аптекарскому делу при главном госпитале. В 1842 году его зачислили младшим аптекарским учеником при главной аптеке. Именно в этот период он играл в оркестре Кокичева. Через год "за неповиновение начальству и предосудительные поступки" Неруша отправляют "в работу на золотые промыслы" - род местной каторги. Три года спустя его простили и произвели в "квартальные при полиции". Но через год снова разжаловали - и так несколько раз до 1855 года, когда он был отдан в солдаты. Неудивительно, что при таких обстоятельствах Неруш вел "частовременную нетрезвую жизнь". Тем не менее имя Акима Неруша встречается в списках первых читателей тагильской заводской библиотеки, основанной в 1854 году.
В 1852-1853 учебном году вместо Марченкова должность учителя пения получил, вероятно, его ученик Степан Овчинников, регент тагильской церкви. Он прослужил в Выйском училище более десяти лет, выполняя обязанности эконома, а также смотрителя.
В 1862 году в связи с преобразованием Выйского училища в реальное преподавание пения было в нем прекращено до 1887 года, когда новый директор Кузнецов пригласил священника Сахарова обучать учеников церковному пению. Хор Выйского училища принимал участие в концертах и на рубеже ХIX-ХХ веков.
Заводской оркестр
В конце XIX века в Нижнем Тагиле действовал заводской оркестр, в составе которого кроме служащих были и профессиональные музыканты, в том числе екатеринбургские.
В 1880-1882 годах им руководил капельмейстер Иван Фомич Гровес, направленный в Тагил по предписанию Павла Павловича Демидова из Главной петербургской конторы. С конца 1880-х до середины 1890-х годов оркестром руководили Павел Кириллович Луценко - выпускник горнозаводского училища, сын известного архитектора, затем горный инженер Владимир Михайлович Казаринов и Иван Иванович Анненков.
В 1895 году заводским служащим-музыкантам было определено специальное вознаграждение от 10 до 15 рублей в месяц. При этом отмечалось, что участие в оркестре составляет их служебную обязанность. Дополнительно правление постановило зачислить на службу в заводы "в качестве музыкантов при заводском оркестре" семь профессионалов с окладами от 5 до 45 рублей в месяц. С того же года капельмейстером оркестра стал Иван Германович Тиме, служащий бухгалтерии правления Нижнетагильских заводов.
В состав коллектива тогда входили Леонид Александрович Вайсбрем (первая скрипка), чертежник механического заведения Иван Федорович Башкиров (первая скрипка), Константин Ефремович Хорьков (виолончель), Николай Федорович Топорков (альт), служивший у главного лесничего и в 1908 году описавший остатки свайных поселений Горбуновского торфяника, Василий Михайлович Шумлинский (контрабас), Василий Константинович Рыбаков (флейта), служащий Нижнетагильского завода Степан Столбов (кларнет), Григорий Дмитриевич Тарасов (первая валторна), Василий Щеповалов (вторая валторна), Матвей Николаевич Гейзик (тромбон).
Однако состав менялся. В 1897 году среди оркестрантов были Савельев, Теплоухов, Чернецов, Фотьев, Жданов, Вайсерман, Н. Иванов, Кац, Докудов, Трубачев, Вайсбрем, И.Г. Типе.
Нижнетагильский заводской оркестр получил известность в других городах Урала. В 1898 году его пригласили на знаменитую Ирбитскую ярмарку, где тагильские музыканты играли в Пассаже. А дома они регулярно выступали в Заводском собрании служащих, обслуживали праздники, играли в заводском театре, летом - в саду.
В начале 1890-х годов были определены правила, согласно которым оркестр играл в Заводском собрании служащих два раза в неделю в течение всего года, за исключением периода с 1 мая по 1 сентября и с 1 февраля по 1 марта. На праздниках Рождества, Масленицы и Пасхи ему предписывалось играть большее число раз в неделю по требованию совета старшин Заводского собрания. На видном месте вывешивалось отпечатанное расписание танцев. За пользование оркестром совет старшин платил заводоуправлению тысячу рублей в год.
Порядок танцев на вечерах был следующим: сначала вальс, затем кадриль с фигурами, полька, венский вальс, вновь кадриль с фигурами, опять полька и, наконец, кадриль-монстр, которая продолжалась не более одного часа с перерыв вами. Каждый легкий танец - не свыше 15 минут, как и перерыв. Выбор нот для танцевальных вечеров предоставлялся капельмейстеру. Перед кадрилью обязательно давалась одна ритурнель (инструментальное вступление) и через пять минут сам танец. Кадриль-монстр и простая кадриль заканчивались по сигналу дирижера, остальные танцы - постепенным замедлением игры по истечении установленного времени. По правилам, оркестранты обязаны были являться в назначенные для танцев дни в 9.30 вечера и играть до 2.30 ночи, а на балах и маскарадах - по требованию старшин клуба - до трех часов утра. Для проведения в Заводском собрании детских вечеров время игры определялось с 7 часов вечера до полуночи.
Сохранилась программа выступления оркестра в заводском театре в антрактах спектакля "Столичный воздух" 8 декабря 1896 года: торжественный марш, ария из оперы "Индра" Флотова, увертюра "Маритана" Верди, увертюра и хор из оперы "Трубадур" Верди, гопак "Курьерский поезд" Бауэра. Дирижировал И. Г. Тиме.
В мае 1898 года заводской оркестр под управлением И.Г. Тиме был распущен, но вскоре вновь возродился как "оркестр бальной музыки". В программах сохранились фамилии его руководителей - Г. Савельев (с 1898 по 1899 гг.). Каштанов (с 1899 по 1900 гг.), П. Савельев (с 1902 по 1903 гг.), скрипач Дормидонтов (1909 г.).
Любительский оркестр бальной музыки действовал при заводском театре и состоял из двадцати человек. Первая скрипка - Борис Федорович Мельников (известный музыкант-любитель), альт - Н.С. Смехов, контрабас - Муровцев, труба - Петухов (рабочий), флейта - А.И. Панкин, кларнет - Зашихин, тромбон - Оборин (из солдат), барабан - Горелов, на шумовых инструментах - Ф. Волков.
Репертуар составляли марши, вальсы, попурри и все бальные танцы того времени. Играли "Турецкий марш" Моцарта, попурри "Железная дорога", увертюры "Люшпиль" и "Любовь и родина". В сопровождении оркестра бальных танцев в заводском театре ставили сцены из опер "Дида" Верди, "Кармен" Визе, "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") Глинки, "Евгений Онегин" Чайковского, "Демон" Рубинш-тейна, "Русалка" Даргомыжского.
2 января 1902 года в заводском театре была поставлена опера "Аскольдова могила" Верстовского.
В 1902 году появился в Тагиле духовой оркестр - из 20 человек, в основном студентов горнозаводского училища. Руководил им Михаил Александрович Рябов, служащий Нижнетагильского завода.
Архивные материалы сохранили для нас фамилии нескольких оркестрантов. Так, на трубах играли сам Рябов, а также Мигрин, С. Печатальщиков, Великанов, Клоков, на флейте - С. Горшков, П. Волосков, на кларнете - Зашихин, на валторне - С. Бредихин и Д. Горелов, на альтах - Б. Мельников и С. Попов, на теноре - Н. Смехов и Н. Ерофеев, на геликон-басе - В. Горелов, на тромбоне - М. Субботин, на барабанах - Горелов и В. Васильев, на других ударных инструментах - Ф. Волков.
Любительский духовой оркестр под руководством М.А. Рябова (сидит в центре), третий справа (сидит) - Б.Ф. Мельников. 1906-1908 гг.
Оркестр выступал в заводском театре, на танцевальных вечерах, летом в заводском саду на берегу пруда и даже на пароходе во время прогулочных рейсов. Репертуар был разнообразен - от военных маршей до бальных танцев. А в 1905-1906 годах музыканты исполняли даже революционные "Варшавянку" и "Марсельезу".
Михаил Александрович Рябов был большим любителем духовой музыки и все свободное время отдавал созданному его энтузиазмом оркестру, который пользовался популярностью в округе. В 1910-1916 годах Рябов уже дирижер-любитель в заводском театре, где в то время играла его жена Дарья Ионовна, известная актриса-любительница.
А музыкальная жизнь в Тагиле продолжалась. Заявляли о себе и новые духовые оркестры. Так, после русско-японской войны, когда в Нижнем Тагиле был размещен Псковский полк, его военный оркестр часто приглашали играть в заводском клубе, театре и летнем саду на танцевальных вечерах. Есть также сведения о том, что 14 ноября 1914 года в заводском театре, где шел спектакль "Бесприданница" по пьесе А.Н. Островского, в антракте играл для публики духовой оркестр под управлением Е. Шульца.
Литература: Газета "Горный край" от 07.06.2001.
Звучит в концерте балалайка
Эхом великорусских оркестров в Петербурге, организованных замечательными музыкантами-патриотами - композитором Василием Васильевичем Андреевым и его сподвижником, тагильчанином по рождению Николаем Ивановичем Приваловым, явилось создание в 1901 году балалаечного оркестра, первого в Нижнем Тагиле и одного из первых в российской провинции. Руководил им Борис Федорович Мельников, а участниками были учащиеся Горнозаводского училища.
Вначале оркестр состоял из балалаек, мандолин и гитар, на последних играл Ф. Голенев. Но уже в 1902-1903 годах из Петербурга получены ноты только что опубликованных произведений для оркестра Андреева, Привалова и Насонова. Из столицы прибыл и полный комплект инструментов - домра, балалайки и гудок, заказанные Мельниковым через нотно-музыкальный магазин в Екатеринбурге. И преобразованный коллектив в составе десяти человек стал выступать на вечерах и концертах в заводском театре, исполняя общепринятый репертуар: "Полянку" Н. Привалова, "Светит месяц", вальс В. Андреева и другие сочинения, Сам Борис Федорович играл в оркестре на мандолине.
Б. Ф. Мельников (1885-1969 гг.) внес большой вклад в развитие музыкальной культуры нашего города. Поэтому о нем стоит рассказать подробнее.
Он родился в поселке Билимбаевского чугунолитейного завода Екатеринбургского уезда. Его дед был крепостным, отец - земским оспопрививателем и за приготовление оспенного детрита получил золотую медаль и похвальный диплом на Нижегородской и Екатеринбургской промышленных выставках. Мать была учительницей. Борис Мельников закончил начальную школу в Билимбае и Екатеринбургское городское училище с похвальным листом, а в 1901 году его без экзаменов приняли в Нижнетагильское горнозаводское училище. Здесь он учился вместе с будущими музыкантами-любителями Н. С. Смеховым, В. С. Гореловым и Н. С. Изможеровым. В 1905 году он проходил годовую практику в кузнечно-котельном цехе Нижнетагильского завода, в бригаде рабочих был молотобойцем и разметчиком. А в 1906-м получил должность уставщика (мастера) котельно-мостового цеха и совмещал ее с аналогичной в цехе рельсовых скреплений.
К концу первого десятилетия XX века финансовое положение на тагильских заводах резко ухудшилось. Зарплату людям выдавали не деньгами, а талонами на потребительские товары в лавках местных торговцев. При этом рабочие теряли 20-30 процентов от заработанной суммы. Вероятно, материальная сторона дела сыграла не последнюю роль в решении молодого заводского специалиста покинуть Тагил. В 1909 году Мельников уезжает в Пермь и там поступает на службу в губернскую управу, где занимается оценкой Мотовилихинского, Надеждинского, Добрянского, Лысьвенского и других уральских заводов.
С той поры судьба Бориса Федоровича уже не была связана с Нижним Тагилом. Но жизнь его настолько интересна, что заслуживает внимания.
В 1911 году Мельников переехал в Санкт-Петербург, работал заместителем начальника железо-судостроительной мастерской на Невском заводе. Как раз тогда это предприятие имело крупные заказы на изготовление шести пароходов океанского типа, двух миноносцев и подводных лодок для Балтийского флота. В 1913 году Мельников служил в Петербургской земской управе -занимался переоценкой Путиловского завода, верфи и других промышленных предприятий. По сведениям тагильского краеведа Шиленко, в эти годы он по-прежнему увлекался музыкальными занятиями и даже участвовал в оркестре Привалова.
В первую мировую войну он работает в главном артиллерийском управлении Военно-промышленного комитета. После Октябрьской революции на какое-то время возвращается на Урал и служит в Екатеринбурге на Верх-Исетском заводе, а с 1922 года он уже в Москве.
Его биография полна интересных фактов и напрямую связана с событиями в истории отечественной индустрии. Мельников участвовал в возведении Днепростроя, в размещении срочных заказов за рубежом для строительства Уралмаша, Сталинградского и Челябинского тракторных заводов, других промышленных гигантов советской поры. Будучи в 30-х годах старшим инженером в системе "Главгидроэнергострой", он немало сделал для оборудования новых гидроэлектростанций в разных районах страны. Работал в тресте "Стальмост", который в 1944-1949 годах построил два крупных мостовых завода - Воронежский и Кременчугский.
Выпускник Нижнетагильского горнозаводского училища Мельников прожил долгую жизнь и верно служил делу развития российской промышленности. Но в истории нашего города он оставил заметный след и как страстный пропагандист музыкальной культуры. В юности он не только создал и руководил первым в Тагиле оркестром народных инструментов, но и участвовал в любительском камерном квартете, организованном здесь в 1904-1905 годах.
В состав этого музыкального коллектива входили первая скрипка - А. М. Ващенко, сын местного нотариуса, фотограф-любитель (иногда его заменял Коровин); вторая скрипка -Б. Ф. Мельников, служивший уставщиком кузнечно-котельного цеха; альт - П. Т. Козьмин, служащий управления демидовских заводов (заменял его Н. С. Смехов); виолончель - А. Л. Петров, заведующий центральной химической лабораторией Тагильского округа.
Квартет выступал на любительских концертах в заводском театре, а репетировали дома, собираясь каждую неделю по субботам. Играли музыканты произведения Гайдна, Генделя,. Бетховена, Чайковского, Баха. Выступали и как солисты, а также в дуэтах и трио.
* * *
В начале 1910-х годов в Нижнем Тагиле действовал еще один великорусский оркестр. Но информация о нем противоречива. По сведениям, собранным педагогом музыкального училища М. Ю. Петровым, оркестр русских народных инструментов по типу Андреевского был создан в 1909 году. А по воспоминаниям известного тагильского краеведа Александра Федуловича Кожевникова (1897-1980 гг.), который сам играл в его составе, этот коллектив балалаечников родился в 1911-1912 годах.
Выступали пропагандисты народных инструментов со своими концертами в фойе кинематографа "Иллюзия" в перерыве между сеансами. В репертуаре у них были обработки русских народных песен, вальсы, польки, марши. По сведениям М. Ю. Петрова, руководили оркестром Михаил Ильин, выходец из Висимо-Уткииска, и Епифан Катаев (1880-1915 гг.), родом из Висима.
Ильин - юрист по образованию -еще до Октябрьской революции переехал в Екатеринбург и работал в Русском музыкальном обществе, помогал друзьям-тагильчанам, высылал им ноты и инструменты.
Е. И. Катаев - это родной брат бабушки М. Ю. Петрова, Марии Ивановны Петровой. Он приехал в Нижний Тагил в 1909 году и начал работать продавцом в Московско-Варшавском магазине промышленных товаров, который принадлежал купцу третьей гильдии Уткину. (Кстати сказать, по инициативе предпринимателей Матвеева и Уткина и на их средства был открыт в Тагиле Купеческий клуб). В 1914 году, когда началась война, Епифана призвали в армию. Последнее письмо пришло от него из-под Варшавы...
По воспоминаниям А. Ф. Кожевникова, руководил оркестром пианист Попов, а репетиции проходили в доме Панкратовых на улице Фокинской (ныне - Передовая). Существовал коллектив до 1914 года. Участниками его были молодые люди - служащие и учащиеся Горнозаводского училища. Играли тут вместе с Кожевниковым Михаил Иванович Проскуряков, Сергей Георгиевич Пелевин, Лопатин, а также Алексей Андреевич Алемасов (по материалам М. Ю. Петрова).
Несмотря на некоторые разногласия в сведениях, речь скорей всего идет об одном и том же оркестре. Это подтверждают фотографии, копии которых в разное время были переданы в музей А. Ф. Кожевниковым и М. Ю. Петровым: на обоих снимках запечатлены одни и те же люди.
Он песню русскую любил
Николай Иванович Привалов (1868-1926) - видный музыкальный деятель, сподвижник В.В. Андреева, создатель и руководитель Великорусского оркестра народных инструментов в Петербурге - родился в Нижнем Тагиле. Биография Привалова написана В. Кокуркиным, журналистом и краеведом.
Он был сыном служащего, бывшего крепостного Демидовых. В девятилетнем возрасте родители увезли его в Петербург, где в 1895 году он окончил Горный институт, стал горным инженером. Работал на Путиловском заводе. В 1903 году Привалов закончил еще один институт - археологический. Но известность в широких кругах приобрел прежде всего как музыкант.
Полтора десятка лет Николай Иванович работал в профессиональном оркестре В.В. Андреева, будучи одновременно руководителем и дирижером не менее известного в столице оркестра, тоже Великорусского народного, но только любительского, численность которого доходила до 70 человек. Деятельность его прекратилась в 1914 году - оркестранты ушли на фронт. Любопытный факт: в оркестре Привалова были дамы, что, по мнению петербургской прессы, являлось "нововведением, оригинальным проявлением женской эмансипации". С 1902 по 1917 год Привалов -директор бесплатных музыкальных курсов при Народном доме для рабочих петербургских заводов. В эти же годы он вел активную лекторскую работу в археологическом институте по истории песенного фольклора и преподавал народную русскую музыку в Петровском коммерческом училище.
Николай Иванович собирал народные музыкальные инструменты. Только в его личной коллекции их насчитывалось более пятидесяти. Привалов был избран действительным членом музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, действительным членом археологического общества.
Широка композиторская палитра Привалова. В 1902 году в Петербурге состоялась премьера его оперы "На Волге". В основу сюжета лег эпизод из сказания о Ермаке Тимофеевиче. Музыкальный язык оперы - народные темы, оркестрованные для балалаек, домр, гуслей. Привалов сам написал либретто и сам дирижировал. Среди его произведений - музыка к драматическим сценам "Илья Муромец", "Скоморохова жена" и другие. Для большого Струнного оркестра Николай Иванович переложил такие оперы, как "Иван Сусанин" Глинки, "Вильгельм Телль" Россини.
Но основной его задачей была пропаганда русской народной песни. Оркестр работал с известной певицей М. И. Горленко-Долиной. Она дала антологию народных песен в циклах "Вечера русской песни" (1907 г.), "Славянские концерты" (1909 г.), "Европейская песня" (1914-1916 гг.). Концерты проходили при самом деятельном участии Привалова.
Интересно, что, уйдя с головой в дела музыкальные, он после окончания Горного института не бросил своей инженерной профессии. Творчество у него сочеталось с производственной работой. Еще будучи студентом, Николай Привалов проходил практику на родине: в 1893-1894 годах он занимался поиском железных руд в Кушве, на горе Благодать. С 1895 года служил помощником мастера бессемеровского цеха Путиловского завода, затем был назначен начальником цеха. В октябре 1897-го молодой специалист перешел на службу в инспекцию Северного горного округа, а в мае 1911 года утвержден в должности окружного инженера Петербургского горного округа.
После Октябрьской революции Привалов продолжал выполнять свои обязанности до апреля 1919 года, когда ушел со службы и целиком отдался любимому увлечению - музыке. Тогда же, по путевке культпросвета, он уехал на юг, был назначен деканом факультета Искусств и профессором народного университета в городе Прилуки Полтавской губернии. Затем работал в Одессе в артистических группах по обслуживанию рабочих коллективов и воинских частей Южного фронта. Некоторое время он был даже инструктором хоровых кружков и солдатской самодеятельности 41-й стрелковой дивизии. Затем - проректор и профессор Одесской консерватории. В 1922-1923 годах Привалов, вернувшись на север, работает в Новгородской губернии и потом в течение двух лет заведует музыкальным техникумом в Ленинграде.
Литература: Газета "Горный край" от 02.08.2001.
Татьяна СМИРНОВА, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника.