Технические шедевры
"15 августа на площадке Уралвагонстроя открывается детская техническая станция. Она имеет шесть лабораторий: фотографическую, транспортную, электротехническую, радиотехническую, авиамодельную и столярно-слесарную. Прием детей станцией уже открыт. В ней будет учиться 400 ребят". Это сообщение опубликовано в заводской газете "Вагоногигант", №187 от 15 августа 1935 года, из архива выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Детской технической станции Дзержинского района в 2010 году - 75 лет. Много детей было воспитано и обучено техническому мастерству за эти годы, они, вырастая, становились инженерами, конструкторами. Все это является результатом труда сплоченного коллектива преподавателей, мастеров своего дела.
К сожалению, сведений о деятельности детской технической станции в 40-50-е годы мы не обнаружили. Возрождение кружков технического творчества в Дзержинском районе началось в начале 60-х. До 1995 года действовали два ведомственных клуба юных техников - треста № 88 и Уралвагонзавода, а в 1995-м на их базе был создан городской клуб, который впоследствии стал называться станцией юных техников № 2.
Руководителем авиамодельного объединения при клубе юных техников УВЗ с 1969 года был талантливый изобретатель - Виктор Викторович Якимов, по образованию авиатехник самолетов с реактивным двигателем. Под его руководством ребятами были построены модели дельтаплана, самолета, трактора, снегоката. Воспитанники водомоторного и авиамодельного кружков были постоянными победителями и призерами российских, областных и городских соревнований по техническим видам спорта.
В 1982 году воспитанники кружка вязания на спицах клуба юных техников треста № 88 стали призерами ВДНХ. Дети и их руководитель Вера Никитична Паньшина были награждены бронзовыми и серебряной медалями.
Ребята авиамодельного кружка под руководством ведущего специалиста в области аэродинамики танковых моторно-трансмиссионных отделений УКБТМ Олега Александровича Кураксы стали призерами Кубка мира и чемпионами России по авиамодельному спорту.
Станция юных техников № 2 является учреждением дополнительного образования. При ней работает 21 детское объединение. В последние годы появились новые, такие, как стрелковая секция, детское объединение изучения правил дорожного движения, декоративное творчество, мозаика из камня и художественная обработка камня. Продолжая традиции станции, вагонские ребята становятся призерам российских, областных и городских выставок, конкурсов и соревнований. В этом году Евгений Ерну стал стипендиатом Министерства образования РФ, Семен Неймышев - лауреатом губернаторской премии, его имя занесено в книгу "Одаренные дети России". Оба - воспитанники судомодельного объединения.
Выпускниками станции юных техников являются педагоги А.В. Паньшин и Р.М. Мухлисов.
Пришедший на станцию юных техников из военной авиации Ришат Максимович вот уже два года руководит кружком "Юный авиатор". Все свои знания и время он посвящает детям, каждый созданный им и его учениками самолет является не просто моделью, а своего рода шедевром технического искусства. За время работы с детьми Р.М. Мухлисов воспитал учеников, ставших победителями и обладателями призовых мест на соревнованиях и конкурсах. Среди них - ученик школы № 61 Артем Зайцев , который сам собрал модель самолета "ЯК-3" и стал победителем в областном конкурсе юных талантов технического творчества. Учащийся школы № 13 Андрей Дементьев занял первое место на городской выставке технического творчества.
Познакомились мы с Ришатом Максимовичем в этом году в преддверии подготовки мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для освещения истории авиастроения на УТЗ, кроме фотографий и документов из архива музея, нам необходим был макет штурмовика ИЛ-2. Дело в том, что в 1941 году на территорию Уралвагонзавода были эвакуированы авиазаводы из Ленинграда - № 381 и Москвы - № 120, выпускавшие штурмовики ИЛ-2. В цехах Уральского танкового завода для авиастроителей производились бронекорпуса и другие бронедетали. Всего было выпущено около 4000 бронекорпусов самолетов ИЛ-2, каждый девятый штурмовик имел бронекорпус производства УТЗ.
Со своей просьбой мы обратились к руководству станции. За нескольких дней Ришат Максимович со свойственной ему оперативностью создал для нас макет штурмовика ИЛ-2 в масштабе 1:20.
На торжественную передачу макета ИЛ-2 в музей мы пригласили руководство станции юных техников, автора и детей, занимающихся в авиамодельном кружке. Был продемонстрирован уникальный документальный фильм об испытаниях самолета с первым ракетным двигателем БИ-1. В 1942 году на УТЗ была выпущена партия первых отечественных самолетов с ракетным двигателем БИ-1. Заинтересовавшись этим самолетом, Ришат Максимович по найденным им чертежам и схемам изготовил для музея его макет. Оба - ИЛ-2 и БИ-1 - пополнили коллекцию макетов оригинальной техники выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Г. ГАБДРАФИКОВА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 15.10.2010 №77.