XIX век: Выйское заводское училище в архивных документах
В фондах Государственного архива Свердловской области отложился целый пласт дел , относящихся к истории распространения просвещения в XIX веке на Урале, в частности образования служащих и работных людей Нижнетагильских заводов господ Демидовых.
Всем, интересующимся историей родного края, небезынтересно будет познакомиться с некоторыми страницами этих дел.
Служащие уральских заводов Демидовых, или как их называли "служители", оставаясь до 1861 года в подавляющем большинстве крепостными, однако существенно отличались от крепостных работных людей и по роли в производстве, и по материальному положению, и по уровню культуры. Заводские служители в большинстве своем были более близки средним городским слоям, мещанству. Недаром многие из них, получив в 1861 году увольнительные акты от крепостной зависимости, приписались к мещанскому сословию ближайших к Нижнему Тагилу городов - уездного Верхотурья и заштатного - Алапаевска. Нижний Тагил считался заводом и статуса города не имел.
Конечно, категория заводских служителей была довольно неоднородна, но просматривается определенная закономерность : в течение ХVIII-Х1Х веков сложились в Нижнетагильских заводах целые династии служителей. Росписи заводских штатов позволяют проследить такие фамилии, как Шорины, Беловы, Смольниковы... , - список можно продолжить, и всё это будут фамилии, известные в Тагиле до сегодняшнего дня. Нижнетагильские служители отличались знанием заводской техники и технологии, интересом к технической и естественнонаучной литературе, а также правовой грамотностью. Здесь было много прекрасных мастеров-практиков и руководителей производства, не уступавших образованным специалистам "со стороны". В "Формулярных списках служащих по Нижнетагильским заводам за 1847 год"[1] указаны не только занимаемые должности служителей всех рангов, оценка их способностей, усердие и поведение, среди прочих послужных данных заполнена графа "Где обучался". Особенно часто встречается запись: "Выйская школа", нередко дополняемая пометой "За границей", "в Швеции", "в Англии".
Выйская школа - Выйское училище - Выйское высшее заводское училище - Нижнетагильское реальное училище - история этого учебного заведения достаточно известна, в краеведческой литературе есть немало статей, посвященных ему. Открытие одной из старейших школ Урала уходит корнями в первую половину ХVIII века. Много раз менялось имя её, но суть оставалась неизменной: школа готовила специалистов заводского дела, в основном служителей среднего звена, которые могли бы участвовать в производстве и в управлении сложным хозяйством. Такой вывод подтверждают конкретные архивные документы.
Перелистаем архивное "Дело о училищах" (1840 год) [2]. Старая папка открывается документом без заголовка и подписи. Очевидно, что это копия достаточно полного Паспорта учебного заведения. В конце документа стоит помета, что все данные представлены по вопросам Министерства народного просвещения.
"1. Название: Верхотурского уезда Нижнетагильского господ Демидовых завода заводское училище.
2. Время основания: Основано Заводовладельцем Акинфием Никитичем в 1740 году , а затем преобразовано заводовладельцем Тайным советником Николаем Никитичем Демидовым в 1806 году. Подчинено ведомству Министерства народного просвещения в 1839 году, а с января 1840 года с оставлением наименования заводского. Содержится за счет Заводовладельцев.
3. Состав: Образовано по уставу 1828 года и состоит из 3 классов.
(Примечание: Обучение продолжалось 6 лет)
В нем чиновников и учителей - 3. Сверхштатных -5.(Примечание: Учителя приглашались "по билетам" и оплачивалось количество проведенных уроков). При училище учрежден подготовительный класс. В нем учитель -1.
4. Помещение: Помещается в деревянном доме, принадлежащем заводам.
5. Учебные пособия: При училище имеется библиотека, учебные книги и пособия в достаточном количестве.(Примечание: Библиотека Выйского училища - предмет изучения, восхищения и удивления до сего дня. Значительная часть ее хранится в Отделе Редкой Книги библиотеки Уральского государственного университета, немалым количеством книг из этой библиотеки гордится научная библиотека Нижнетагильского Музея-Заповедника)
...
8. Число состоящих на лицо учеников: В грядущем году[1840] в заводском училище - 66, в приготовительном классе - 23. В том числе детей: духовного звания -3, купцов -1, крепостных - 85" ( Примечание: В основном крепостных служителей).
Каким же было содержание образования в этом столь своеобразном учебном заведении в середине прошлого века? Архивные дела фонда 643 ГАСО раскрывают нам списки учащихся, их успеваемость по третям, ремонт помещений и расходы по содержанию каждого воспитанника, регулярные рапорты смотрителей училища в Главную заводскую Контору. В деле 1851 года[3] представлен доклад Управляющему заводами Дмитрию Васильевичу Белову (кстати, тоже выпускнику Выйской школы) от смотрителя училищ Алексея Ерофеева , а в нем - Расписание предметов Высшего Выйского училища.
Наряду с Законом Божием,
Грамматикой, Чтением, Арифметикой и Геометрией
ведется много уроков чистописания и диктовки : 1
класс - 5, 2 класс - 4, 3 класс - 2 часа в неделю. Не
потому ли многие служители, писцы в заводских
конторах имели прекрасный почерк и док eуй, в
полном объеме восстановить трудно, но зато
очевидна узкая специализация в старшем классе,
когда учащиеся разбивались на группы по 4-5
человек и обучались таким специальностям, как
бухгалтерское дело, металлургия, механика,
горное дело, лесоводство... Специальные предметы
вели ведущие специалисты завода, получившие
образование нередко и за границей.
Можно ли по сохранившимся архивным документам
восстановить систему организации обучения?
Оказывается, да. В "Деле о училищах за 1834
год"[4] читаем режим дня воспитанников Выйского
заводского училища:
"Ученики встают в 6 часов. После молитвы и завтрака они с 7 часов садятся за стол для приготовления уроков.
Классы начинаются в 8 часов.
В 10 часов четверть часа отдыха, потом до 12 часов - классы.
В 1 час - обед.
Классы после обеда начинаются в 2 часа, в 4-м часу отдых четверть часа, а потом до 6 часов опять классы.
От 7 до 8 часов приготовление уроков, в 8 часов ужин, а в 9 часов все занятия заканчиваются молитвой".
Как видим, режим суровый, а
если учесть, что по домам воспитанников не
распускали ( училище было закрытого типа), то
станет понятным, какое значение имели в жизни
мальчиков наставники.
До обидного мало доносят до нас архивы сведений
об учителях, чаще это только имена, да короткие
характеристики об усердии, но все же можно
понять, что среди них были личности
замечательные. Руководили училищем, как правило,
люди высоко образованные, приглашенные Главной
Петербургской конторой Демидовых по контрактам.
Об одном из смотрителей Выйского училища рассказывает сборник "Книги старого Урала". Штабс-капитан Евлампий Максимович Мосцепанов приехал на Нижнетагильские заводы летом 1820 года, заключив контракт на преподавание в Выйском училище. Он закончил одно из лучших учебных заведений того времени - Сухопутный кадетский корпус, участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен в заграничном походе. Человек широко образованный, он приложил много усилий, чтобы пополнить библиотеку училища, увеличить штат учеников вдвое, создать подготовительный класс. Примечательно, что в 1823 году в училище 3 мальчика обучались по самому в то время прогрессивному методу Ланкастера. Один из них - Николай Шорин - впоследствии учился в С.-Петербургском пансионе Демидовых, затем был Управителем Верхнесалдинским, Висимо-Уткинским, Висимо-Шайтанским, Нижнесалдинским заводами, а в 80-е годы был Управляющим всеми Нижнетагильскими заводами.
Если предположить, что в течение Х1Х века заводское училище выпускало ежегодно хотя бы 20-25 человек ( с аттестатами и без них), то станет понятно, почему в 1887 году 330 служащих всех заводов Нижнетагильского округа подписали документ, исключительный по своей силе - Прошение против закрытия Реального училища ( так с 1862 года стало называться Выйское высшее заводское училище).
Ситуация вокруг Нижнетагильских училищ - Реального и Женского Анатольевского - в то время сложилась драматическая. Умерший в 1885 году Павел Павлович Демидов оставил дела в расстройстве, и Опекунский Совет наследников принял решение закрыть учебные заведения в связи с отсутствием средств на их содержание. Прошение служащих не только выражало несогласие с тем решением, но и давало возможность сохранить дорогое для всех училище : служащие были согласны 1,5% заработка отчислять на обучение детей. Реальное училище отстояли. Текст самого Прошения сохранился в фонде ГАСО [5], и его можно прочитать дословно.
Кто был автор (или авторы?) текста - нам неизвестно. Но ясно одно: написано убедительно и неравнодушно. Можно предположить, что писал директор закрываемого Реального училища Цомакион Петр Эммануилович. Иначе почему именно в эти дни он, только год назад приглашенный Главной конторой на повторный срок контракта после 12 лет службы Демидовым, пишет заявление с просьбой решить его судьбу, чтобы он мог искать себе другое место службы. Кроме того, в этом же деле имеются черновые расчеты, как можно экономно расходовать средства на содержание училища и приводятся убедительные аргументы:
"Если бы училище это не существовало, то для замещения многих должностей, как технического характера, так и по сложному управлению заводским делом приходилось бы брать людей со стороны, а люди эти, конечно, стоили бы заводовладельцам несравненно дороже нынешних, довольствующихся в качестве местных жителей более скромным содержанием. С закрытием же Реального училища, в недалеком будущем для заводской администрации само собой возникнет необходимость приглашения людей со стороны на все почти заводские должности, так и наши дети и внуки, за недостатком средств на их образование, лишены будут возможности продолжать службу их предков и таким образом порвана будет преемственная связь между родом Демидовых и целым классом служилых его людей."
В очерке писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка "Путевые заметки. От Урала до Москвы" читаем: "По отзывам всех специалистов и неспециалистов педагогов, которым случалось бывать на уральских горных заводах, дети мастеровых просто поражают своей смышленостью, развитием и известным художественным вкусом." (Не от того ли, что учебный процесс стоял на достаточно высоком уровне?) В деле "О штатах заводов"[6] находим характеристики и смотрителей народных училищ, и учителей. Начнем с данных об Алексее Петровиче Ерофееве, смотрителе народных училищ: "Лет - 37. Способности довольно хорошие, развитые воспитанием за границей. Очень усерден."(Примечание: Есть сведения, что он обучался в Германии по горной части).
Должность свою смотрителя Нижнетагильских народных училищ Ерофеев принял от Льва Ибрагимова, Титулярного Советника, окончившего Казанский университет, выпускника Выйского училища. Передал же Ерофеев свою должность не менее известной личности в Нижнем Тагиле. О преемнике Ерофеева хочется рассказать подробнее. Им был Иродион Матвеевич Рябов, сын крепостного служителя , главного приказчика Нижнетагильского Завода Матвея Рябова, вольноотпущенного в 1817 году. Иродиону в то время было 5,5 лет [ 7 ].
Оставшись 13 лет без отца, он "учился в Московской Практической Коммерческой Академии, а потом в Московском Университете, где не окончив полного курса, удостоен звания домашнего учителя русской словесности. По выдержанию экзамена определен учителем Арифметики и Геометрии в Нижнетагильском заводском училище. Императорским Московским обществом Истории и Древностей Российских признан Корреспондентом за сделанные им археологические открытия." Так гласит "Формулярный список о службе Коллежского Ассесора и Кавалера Иродиона Рябова "[ 8 ].
Прошение о незакрытии
Реального училища в 1887 году сопровождает
своеобразный Почетный список, поименованный так:
"Воспитанники Выйской школы, занимавшие более
видные места по службе"[см.5] . (Примечание:
Ксерокопия этого документа имеется в отделе
письменных источников Нижнетагильского
Музея-заповедника). Против имени Иродиона
Матвеевича Рябова с явным уважением
каллиграфически выведено: "Коллежский
Асессор, Учитель в Выйской школе и штатный
Смотритель народных училищ, у которого училась
третья часть вышеозначенных лиц". Если
принять во внимание, что составлялся этот список
через двадцать лет после смерти Рябова, то станет
понятно, насколько долгую память оставил этот
человек.
Служил в Выйском училище И.М. Рябов с 1837 по 1862 год,
сверх дисциплин, определенных контрактом [9],
преподавал еще некоторое время Русскую историю и
низшую геодезию.. Внимательное чтение всех
документов архива, связанных с именем И.М.Рябова,
позволяет сказать, что большой труженик, он, по
всему, был личностью незаурядной, занимался
исследованием родного края, его труд по истории
заводов Демидовых "Былина и временность
Нижнетагильских заводов..." напечатан в Ученых
Записках Казанского университета в 1848 году.
Отдельным делом в ГАСО хранятся наградные документы И.М.Рябова. [10] За усердие и долголетнюю службу ему был пожалован Орден св. Анны и медаль за 12-летнюю службу в должности церковного старосты, а также знак отличия за ХV лет беспорочной службы, а в 1857 году он был единственный в Нижнетагильском заводе награжден Бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов.
В 1862 году в связи с преобразованием Выйского училища в Нижнетагильское Реальное Рябов оказался не у дел , и ему была назначена пенсия в размере жалования уездного учителя.
Печально читать сухие, равнодушные строки протокола одного из заседаний Заводоуправления от 20 ноября 1863 года, на котором присутствовали Управляющий И.И.Вольстет, пом. Управляющего Я.С.Колногоров, заведываюший счетной частью Е.К.Ните[11]: "Слушали просьбу вдовы после бывшего учителя и Смотрителя Нижнетагильского заводского училища Иродиона Рябова о назначении ей с семейством пенсии. Семейство состоит из 6 малолетних детей, из коих старшему сыну в настоящее время только 14 лет... По словам близких к г. Рябову у него не осталось никакого состояния, что и должно быть справедливо, если принять во внимание его жалование. Вся служба г. Рябова продолжалась в заводах 25 лет непрерывно, в течение этого времени выпущено было воспитанников заводского училища с аттестатами до 450 человек, которые составляют теперь почти весь штат заводских служащих.
Принимая все вышеизложенное, Совет Заводского Управления постановляет: Семейству умершего Коллежского Асессора Рябова производить со дня смерти его пенсию в половине оклада производившейся ему самому пенсии, а именно по сто сорока два рубля девяносто пяти копеек сер. в год, сверх того просить г. Главноуполномоченного по делам П.П.Демидова обратить внимание г. Заводовладельца на несчастье малолетнего семейства Рябова с тем, что не угодно ли ему будет сделать для этого семейства милость принять еще на свой счет образование старшего сына г. Рябова."
Была ли оказана эта милость старшему сыну И.М.Рябова Николаю , не известно..
Выйское Высшее заводское училище готовило служителей различного ранга для Нижнетагильского округа Демидовских заводов в течение почти двухсот (!) лет. Среди его выпускников немало было лиц, ставших учителями как в самом училище, так и в школах округа. Безусловно, их деятельность не могла не сказаться на общем уровне грамотности населения. Обратим свое внимание на сборник научных трудов "Народное образование на Урале в ХVIII - начале ХХ в." , вышедший в Свердловске в 1990 году. На стр. 59 находим данные, имеющие прямое отношение к нашему вопросу: "В поселке Нижнетагильского завода, по данным однодневной переписи населения, проведенной 9 сентября 1879 г., грамотных ( умеющих читать и писать) и полуграмотных ( умеющих только читать) - 21,6%. Общее число грамотных и имеющих начальное образование - 3490 человек...
Подводя итог нашему разговору, отметим, что материалы, хранящиеся в архивах, далеко еще не изучены досконально. Полнота и сохранность Демидовского фонда 643 ГАСО позволяет сделать немало открытий по самым различным сторонам жизни Нижнетагильского заводского округа, возвратить к нам забытые события и , главное, имена людей, немало сделавших в своей жизни для общего блага. Да, именно персонифицированные исследования дают возможность глубже понять историю.
Иродион Матвеевич Рябов свой труд "Былина и временность" начинает словами, которыми хочется подвести итог всему изложенному:
"Пусть времена и события изменяют вид той или другой страны, того или другого общества; - люди любознательные сохранят от забвения дела давно минувших дней. История оценит замечательные черты частного быта, обобщит их философским взглядом и в прошедшем найдет пояснение жизни настоящей."
1. ГАСО .-Ф.643.- Оп. 1.- Д. 911
2.Там же, -Д. 801
3. Там же, -Д. 1029
4. Там же, -Д. 703
5. Там же, -Д. 2107
6. Там же, -Д. 1143
7. Там же,-Д.681
8. Там же.-Д.1801
9. Там же, -Д. 510
10. Там же,.- Д.1105
11. ГАСО , ф.643, оп. 2, д. 470
Эмилия КАЛИСТРАТОВА.
Литература: Газета "Горный край" от 17.05.2001; 02.08.2001.