Все начиналось с "Искры"
В конце 1996 года старейшему кинотеатру города "Искре" исполнилось 85 лет.
1911 год. В доме, где до последнего времени находился кинотеатр "Искра", тогда располагалась торговая лавка. Ее хозяин, купец Хлопотов, проведя некоторую переделку помещения, стал показывать "живые картинки". Народ потянулся посмотреть на чудо! Крупные освещенные буквы его названия - "Иллюзион" были далеко видны, особенно темными вечерами.
Дело пошло. В типографии начал издаваться листок объявлений, где широко рекламировались премьеры фильмов, в основном мелодрам и того, что сегодня называют боевиками. Демонстрация картин сопровождалась музыкой, так как ленты не были озвучены. Под рампой в зале стоял рояль, на котором играла пианистка В.М. Эдингер, а позднее - Е.Н. Либуг. Чтобы еще больше привлечь зрителей, купец организовал струнный оркестр, который играл два раза в неделю, исполняя в основном русские народные песни, польки, вальсы. Это привлекало не только зрителей, но и просто слушателей и любителей музыки.
Вход в зрительный зал находился тогда слева от экрана, кроме контролера там стоял швейцар в кафтане. В фойе было большое зеркало, возле которого на столике всегда лежала стопка программ с кратким описанием содержания картины. Обычно в сеанс входило три фильма: драматического повествования, видовой и комический. Показ шел без перерыва. Первая лента, показанная в "Иллюзионе", называлась "Камо Грядеши".
В 1919-м кинотеатр был национализирован и переименован в "Искру". Его первым директором стал Яков Киприянович Иванов, по профессии - электромонтер. Появились на экране фильмы, близкие по духу революционной эпохе - "Чапаев", "Щорс". Каким был кинотеатр в 1928 году, так вспоминал директор тех лет П.Ф. Шевелев: "На месте сегодняшнего фойе находилась столовая. В зрительном зале ряды и места не нумеровались. Стоимость билета была от 20 до 35 копеек. Фильмы демонстрировались по частям, с остановками, зрители заходили и выходили из зала в перерывах. Для привлечения зрителей приглашали художественную самодеятельность, устраивали танцевальные вечера. Совместно с руководством города удалось добиться выделения звуковой аппаратуры. В 1931 году первая в области звуковая аппаратура была установлена в "Искре". Первую звуковую картину - "Путевка в жизнь" - тагильчанам показал первый киномеханик звукового кино в нашем городе Константин Русских".
Афиши первых фильмов, демонстрировавшихся в "Искре".
Многие новшества начинались впервые именно в "Искре", в том числе и детские сеансы. Из воспоминаний бывшего зав. деткино Д. Бондина: "В 1937 году начались регулярные детские сеансы и, конечно, - большая работа с детьми. Был создан детский актив, который помогал в привлечении зрителей и выступал с концертами за 30 минут до начала каждого детского сеанса в выходные дни и каникулы. Руководила им и прививала любовь к кино Л.В. Широкова-Бабкина".
Этапным для кинотеатра стал 1941 год. Вспоминает директор "Искры" тех лет Г.П. Смирнова: "Нашими зрителями тогда в основном были изнуренные труженики, приходившие зачастую прямо со смены. Были и дети, также отстоявшие у станков. Они приходили в кино после 12-15-часового трудового дня - отдохнуть, отвлечься. В годы войны в "Искре" работала почти одна молодежь. Не потеряли связь с кино до наших дней Наташа Вавилова (Яковенко), Нина Кадникова (Елфимова), Наташа Оплетина (Архангельская), Сережа Новожилов, Борис Оньша, Галя Олькова. Нелегкая работа ложилась на плечи этих девочек и мальчиков. Отопление в кинотеатре было печное, дрова заготовляли сами. Не успев высохнуть, они уже шли в печь, а какое тепло от сырых дров? Воду носили из колонки, но мыли фойе и зал все равно каждый день. В аппаратной киномеханики стремились работать во вторую смену, так как за день помещение нагревалось, а вот по утрам было так холодно, что работали в варежках.
Начинался рабочий день в 8 утра, а заканчивали последний сеанс в два часа ночи. Но молодость есть молодость! Не отказывались ни от каких поручений. Нужно было делать ремонт помещений кинотеатра, а где взять деньги? Придумали устроить танцы и начали их проводить в зрительном зале. А это значит - убирать кресла. Чтобы чем-то разнообразить вечер танцев, устраивали световые эффекты. Ребята собирали цветные стекла и устанавливали их перед объективом, меняя цвета. Получалось красиво и эффектно. Музыку - радиолу, пластинки - приносили зрители. Танцы заканчивались поздно ночью, но надо еще расставить кресла, помыть полы. А в 8 утра - снова киносеансы.
Трудно было тогда работать и встречать каждый день уставших, недоедавших людей. И никто не умел так успокоить, уговорить, как это удавалось контролеру Архангельской. Одного отвлечет каким-то разговором, другого под руку возьмет и уведет в фойе. Всем хотелось посмотреть фильм обязательно в первый день. И вот тогда эта молодая девушка, подняв пять-шесть скрепленных между собой кресел, несла их из фойе в зрительный зал как дополнительные места. Проработала она в "Искре" до пенсии и всегда была внимательна к зрителям.
В 1941 году, после окончания Свердловской школы киномехаников, пришла в кинотеатр Н. Яковенко. Это была очень способная, дисциплинированная девушка. За большие заслуги, за долголетний безупречный труд в 1958 году ей, первой в городе, было присвоено звание шефа-киномеханика. Наталья Николаевна отработала в "Искре" 26 лет, затем ушла в СГПТУ №93 и до пенсионного возраста обучала киноделу подростков. Многие ее ученики и сейчас работают в кинотеатрах города.
Также 16-летней девочкой пришла учеником киномеханика в "Искру" Нина Кадникова (Елфимова). Проработала в кино 33 года, доросла до директора кинотеатра. А объединяла их всех в те годы, да и много лет после, энергичный, умный и талантливый директор Галина Павловна Смирнова! Много сил, умения и энергии отдали этому кинотеатру М.А. Столбова, Л.Г. Журавлева, А.К. Василенко, П.Г. Тюренкова, П.Т. Колтун. Спасибо им и многим другим ветеранам тагильского кино, которых мы помним и чтим".
После войны в Тагиле появились новые кинотеатры, кино завоевывало все более и более прочные позиции в культурной жизни города. А "Искра продолжала быть примером во многих начинаниях. В 1972 году ей присвоен статус первого в области детского специализированного кинотеатра. Возглавила тогда новое, очень нужное дело молодой директор Л.А. Погарченко. Вместе с ней методистом начинала свой путь в кино и я. Сотрудникам и, конечно, детям повезло тогда. Лидия Алексеевна, передавая свою страсть - любовь к кино, сумела высечь новый огонь из "искры" - огонь вдохновенного труда на благо людей. Человек увлеченный, энергичный, она превратила кинотеатр в тот очаг культуры, к которому потянулась эта непоседливая и своенравная зрительская аудитория.
За прошедшее с той поры время "Искра" стала центром воспитания детей и юношества. Более 16 кинолекториев и киноклубов действовало в ней. Виталий Скорев в 12-летнем возрасте именно в "Искре" приобщился к киноделу, став активистом детского кинотеатра, а с 1985-го, после окончания СГПТУ №93, начал работать в системе кино города. Методистом здесь же начинала свой уже 20-летний путь в кино нынешний директор городского киновидеоцентра Зоя Николаевна Копысова.
Даже в последние годы, несмотря на то, что детских фильмов стало меньше, к старому дому на проспекте Ленина спешила ребятня. Нравились тагильчанам дни семейного отдыха со специальными кинопрограммами, выступлениями перед сеансами детских агитбригад, артистов театров, работников музеев.
В октябре 1994 года решением администрации городя старейший кинотеатр Тагила получил второе рождение, став единственным в городе стереоскопическим. Подарок дорогой и желанный, однако забот он доставил коллективу немало. И прежде всего - киномеханикам, опытным мастерам своего дела О.Н. Вожевой, Т.Ю. Криулиной и С.В. Коковихиной, которым пришлось как бы заново учиться, осваивая специальную аппаратуру. Стерео полюбилось не только горожанам, но и многим жителям Пригородного района, открывшим для себя его неповторимое волшебство.
"Искра" много сделала и еще могла бы сделать для приобщения детей к искусству кино, их воспитанию. Администрация кинотеатра, педагоги, общественность и, конечно, дети едины в мысли, что "Искра" не должна погаснуть. Ведь уже не одно поколение тагильчан выросло, воспиталось в стенах именно этого кинотеатра. Сегодня же, став взрослыми, озадачившись другими проблемами, видимо, некоторые из них забыли свое киношное детство.
А. РАЙНОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 01.05.1997.