История почты

    В июне 1808 года почтовый смотритель Миронов ставит в известность заводскую контору Демидовых:

    "Во исполнение указа пермской почтовой конторы от 29 истекшего мая за ?550 и по силе данной инструкции в Нижнетагильском заводе нижеподписавшиеся смотритель 4-го числа сего июня прибыл и 9-го числа для приема корреспонденции и сельскую почтовую экспедицию открыл. О чем заводская контора извещается с тем, чтобы, оная какие случится во всероссийские города письма и казенные пакеты присылала в экспедицию для отправления с почтами каждой недели по четвергам с 8 по 12 часов по полуночи, о чем также известили бы от себя и жителей Нижнетагильского завода июня 9-го дня 1808 года".

    Из этого документа следует, что датой открытия нижнетагильской почтовой связи является 9-е июня (по старому стилю) 1808 года."

    Перевозилась почта на почтовых лошадях по тракту от Екатеринбурга через Невьянск и нижнетагильский завод до Верхотурья. На тракте имелись почтовые станции с лошадьми "попарно и даже по троечно". Относительно содержания почтовых трактов, станций и лошадей в соответствии с Указом Его Императорского Величества Пермское губернское правление от 28 июня 1829 года писало:

    "...сделать распоряжение по вверенному мне верхотурскому уезду, чтобы на основании 9-го пункта на всех станциях почтовые лошади содержались бы в одном месте, для помещения же оных с почтарями равно и смотрителями на основании Высочайшее утвержденного в 6-й день апреля 1789 года штата почтового департамента 9-го пункта отводить обывательские квартиры. А потому благовольте оной конторе приказать кому следует в Нижнетагильском заводе и в деревне Шайтанке для помещения почтовых лошадей с почтарями в удобном месте отвести обывательские квартиры, без платежа за оные денег".

    В 20-х годах XX столетия, вплоть до 1930 года, доставка почты в Нижнем Тагиле и его окрестностях выглядела так по добровольному найму, с "торгов", заключался договор с частными лицами для доставки почтовой клади (почтовых отправлений). В сторону Петрокаменска и обратно "почту гонял" подрядчик Черемных, возил с вокзала и доставлял из конторы в государственные учреждения по городу некто Куликов. С 1930 года контора для этой цели заимела своих лошадей и ямщиков вплоть "до оснащения ее" в конце 30-х автотранспортом.

    В сторону Висима почта доставлялась по узкоколейной железной дороге, далее - гужевым транспортом. В селах Большая Лая и Покровское почтовые отправления доставлялись по железной дороге по договору с работниками железнодорожных станций Лая и Салка.

    В краеведческой библиотеке музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала сохранилась подшивка тагильской газеты "Рабочий" за 1928 год, где помещено несколько коротких корреспонденции о состоянии почты в то время. В газете за 26 апреля 1928 года работник тагильской почты В. К. Бурашников писал:

    "Нижний Тагил имеет одну почтовую контору (агентство), обслуживающую весь город, ...почтовая контора просит открыть агентство на Вые, Гальянке и железнодорожной станции... Сумка почтальона весит 16 кг, так как растет число подписчиков; идти по нашим улицам, лишенным тротуаров, удовольствие маленькое... Лебяжинский рудник обслуживается три раза В НЕДЕЛЮ...".

    "В 1926 году по городу насчитывалось 6 почтовых ящиков, сейчас их количество возросло до 20'.

    ("Рабочий", 28 апреля 1928 г.).

    "10 июня на почте начал действовать стол услуг для неграмотных и малограмотных".

    ("Рабочий", 10 июня 1928 г.).

    "Открыто почтовое агентство при горисполкоме... (Н. Тагил был окружным центром Уральской области) С первого толя 1928 года служебная почта по учреждениям города развозится на лошади... 15 июля открыто агентство на железнодорожной станции".

    ("Рабочий", 12 июля 1928 года).

    Развитие средств почтовой связи в Нижнем Тагиле проходило таким образом:

    1808 год - Почтовая экспедиция, размещенная по улице Нижняя Ерзовка (ныне Папанина) принимает и выдает "пакеты" один раз в неделю и производит обмен почтой с "почтарями" государственного почтового "ямского" тракта Екатеринбург-Невьянск-Нижнетагильский завод-Кушва-Верхотурье (центр округа).

    1857 год - Отменяется почтовая "ямская гоньба". Перевозка почты передается по договорам частным подрядчикам.

    1867 год - Пермское губернское управление почтово-телеграфного департамента МВД России выдает заказ подрядчику Кукушкину на постройку домовладения в Нижнетагильском заводе для размещения почтово-телеграфной конторы.

    1870 год - Построенное по улице Шамина (ныне К. Маркса) здание конторы вводится в эксплуатацию одновременно с открытием телеграфной вязи.

    1878 год - Закончено строительство горнозаводской железной дороги. Перевозка почты до Екатеринбурга, Кушвы, Невьянска осуществляется на железнодорожном транспорте.

    1879 год - Почтово-телеграфная контора открывает прием иностранной корреспонденции.

    1928 год - В городе открываются почтовые агентства на Гальянке, на железнодорожной станции, при горисполкоме. Организуется доставка служебной почты на лошади (ГСП). (Население города - 38,8 тысяч жителей).

    1930-40-е годы - При развернувшемся строительстве Уральского вагоностроительного и Ново-Тагильского металлургического завода город значительно вырос по площади. К 1939 году население увеличилось до 159 тысяч жителей, что вызвало интенсивное развитие и расширение сети отделений связи, число которых увеличилось до двадцати, в том числе пять отделений - в пригороде.

    1936 год - Для размещения центральной почты исполком городского Совета передает районному отделу связи помещение книжного магазина по улице Ленина (около театра кукол).

    1941-43-й годы - В первые годы Великой Отечественной войны в городе были размещены ряд крупных оборонных предприятий, эвакуированных с запада страны. Население резко возрастает. Сеть отделений связи расширяется до двадцати восьми.

    1959 год - Население города достигло 338,5 тысяч жителей. Новым административным делением Свердловской области упраздняются Висимский, Петрокаменский и Нижне-Салдинский районы. Конторы связи в них ликвидируются, а тридцать пять отделений связи этих зон включаются в состав Нижнетагильской конторы, объединившей семьдесят пять отделений:

    Нижний Тагил - 32 отделения

    Пригород - 8 отделений

    Петрокаменская зона - 15 отделений

    Висимская зона - 13 отделений

    Нижнесалдинская зона - 8 отделений

    1963 год - Отделения связи Нижнесалдинской зоны передаются в состав вновь сформированного Верхне-Салдинского районного узла связи. Тагильская районная контора связи переименовывается в районный узел связи.

    1964 год - В городе в подъездах домов устанавливаются многоклеточные абонентские шкафы.

    1972 год - Построен дом связи по улице Первомайская, 52.

    Сегодня услуги почтовой связи населению и предприятиям города предоставляют двадцать четыре отделения связи, в Пригородном районе двадцать семь отделений связи. Сто тридцать почтальонов в городе и шестьдесят в пригородном районе доставляют адресатам периодическую печать и письменную корреспонденцию.

Мчалась тройка почтовая

    На основании документов Свердловского государственного архива открылся любопытный факт. Почтовый смотритель Миронов ставит в известность заводскую контору Демидовых: "Во исполнение указа Пермской почтовой конторы от 29 истекшего майя за № 550 и по силе данной инструкции в Нижнетагильском заводе, нижеподписавшийся смотритель 4-го числа сего нюня прибыл и 9-го числа для приема корреспонденции сельскую почтовую экспедицию открыл... для отправления с почтами каждой недели по четвергам с 8 до 12 часов по полуночи". Таким образом установлена дата открытия Нижнетагильской почтовой связи - 22 июня (9 июня по старому стилю) 1808 года.

    Перевозилась почта на лошадях по ямскому тракту Екатеринбург - Верхотурье через Невьянск и Нижнетагильский завод. На тракте имелись почтовые станции с лошадьми "по парно и даже по троечно".

    Связь не только существовала, но и развивалась. Через 70 лет, в 1878 году, заканчивается строительство горнозаводской железной дороги. Перевозка почты до Екатеринбурга, Кушвы, Невьянска переводится на железные рельсы.

    Приоткроем еще страничку истории, через 50 лет. В Нижнетагильской газете "Рабочий" за 1928 год, от 26 апреля, напечатано: "В пятилетнем плане предусмотрено открыть три агентства - на Вые, Гальянке и железнодорожной станции... Сумка почтальона весит 16 килограммов, так как растет число подписчиков, идти по нашим улицам, лишенным тротуаров, удовольствие маленькое... Лебяжинский рудник обслуживается три раза в неделю". А вот публикация от 10 июня: "...на почте начал действовать стол услуг для неграмотных и малограмотных". Далее узнаем, что с 1 июля "служебная почта по учреждениям города развозится на лошади...".

    Благодаря сохранившимся документам до нас дошло множество фактов, связанных с развитием почтовой связи в городе. Интересно дать несколько цифр в сравнении.

    110 лет дореволюционного периода существования почтовой связи в Нижнем Тагиле действовало одно почтовое агентство. За последующие 70 лет Советской власти открыто 53 отделения связи. 6 газет и журналов выписывали жители города в 1928 году. Сегодня подписка - свыше 280 тысяч единиц периодических изданий, доставляемых населению ежедневно. К 1917 году город обслуживали 30 почтовых работников, в 1988-м - более тысячи, из них ежедневно около 400 почтальонов доставляют адресатам до 50 тысяч писем и телеграмм. Свыше 630 организаций Тагила обслуживаются по системе городской служебной почты (ГСП). В ближайшее время вступит в эксплуатацию на базе ЭВМ новое современное сортировочное оборудование.

    Таковы объемы работы современной тагильской почты, отмечающей свое 180-летие.

Л. МУЛЬКОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.06.1988.

Тагильской почте 185 лет

    Не на один десяток лет откинули почту назад события последнего времени: закрылись отделения связи, высокие цены сделали недоступными для многих тагильчан газеты и журналы, отправку посылок и писем родным и знакомым, оказавшимся за границами России. Но как представить свою жизнь без почты? Она нужна нам ничуть не меньше, чем 185 лет назад, когда почтовый рожок впервые возвестил об отправке корреспонденции из Нижнетагильского завода.

    Четвертого июня 1808 года в заводской поселок прибыл почтовый смотритель Миронов, а уже девятого числа он извещал заводскую контору Демидовых, что открыл на Нижней Ерзовке (улица Папанина) сельскую почтовую экспедицию, которая принимает письма и казенные пакеты во все российские города "для отправления с почтами каждой недели по четвергам с 8 до 12 часов до пополуночи".

    И понеслись почтовые лошади "попарно и даже потроечно" через Нижнетагильский завод до Екатеринбурга и Верхотурья. Возвращались они тоже не пустыми. Тагильчане выписывали через экспедицию "Горный журнал", "Северную пчелу", "Естественную историю и технологию", "Сына Отечества", "Отечественные, записки", другие журналы и газеты, учебники и справочники, художественную литературу. Сохранился любопытный рапорт в Санкт-Петербургскую контору Демидовых о подписке и пересылке на имя Механика Ефима Черепанова журнала "Мануфактура и торговля". В 1879 году открылись даже прием и передача иностранной корреспонденции. Правда, "сельская почтовая экспедиция" превратилась к тому времени в почтово-телеграфную контору, для которой по заказу Пермского губернского почтово-телеграфного управления подрядчик Кукушкин выстроил "домовладение" на Шаминой улице (улица Карла Маркса, 51). И возили почту до Екатеринбурга, Кушвы, Невьянска по только что построенной горнозаводской железной дороге.

    Много лет по факту, по крупинке собирал историю Василий Иванович Белоусов, работавший главным инженером городского производственно-технического узла связи, и инженер Николай Георгиевич Бекетов. Найденные им фотографии знакомят нас с людьми, принесшими в город известие о революции, осуществлявшими связь Нижнего Тагила со всей страной и заграницей в дни войн и мира. Аккуратно Переплетенный томик с диаграммами и цифровыми выкладками позволяет наглядно представить, как развивались почта и телеграф, телефонная связь внутри города и междугородная, радио. Но история всегда хранит и живой голос современников событий, поэтому Василий Иванович постарался записать воспоминания ветеранов.

    Любопытны наблюдения В.К. Бурашникова, близко знакомого с работой почты в двадцатые-тридцатые годы: "По добровольному найму с "торгов" заключался договор с частными лицами для доставки почтовой клади. В сторону Петрокаменска и обратно "почту гонял" (держал ямщину) подрядчик Черемных. Возил с вокзала и доставлял из конторы в госучреждения некто Куликов. С 1930 года контора для этой цели заимела своих лошадей и ямщиков вплоть до оснащения ее в конце тридцатых годов автотранспортом".

    Особенно интенсивно развивалась почта в послевоенные годы. Город строился, и в новых домах открывались отделения связи. Марии Александровне Баклановой, первой среди связистов награжденной орденом "Трудового Красного Знамени", и Наталье Георгиевне Коптяевой памятно переселение из "дома на подпорках", скрипевшего деревянными полами возле старого трамвайного кольца в центре улицы Ленина, в дом, отстроенный для горняков. Первое почтовое отделение они и их коллеги оборудовали собственными руками. А после рабочего дня Мария Александровна еще вела техническую учебу для молодых почтовых работников по правилам внутреннего и международного обмена: опытный связист, она знала такие тонкости ремесла, какие приходят только с годами и практикой.

    Учиться приходилось многому: обслуживанию средств малой механизации, электронных комплексов, благодаря которым автоматизировали кассовые операции, устройства сортировки посылок и электронной письмосортировочной машины, обрабатывающей до десяти тысяч писем в час... Открывались новые отделения и участки, оснащались современным оборудованием.

    И только обязанность почтальона оставалась все та же - вовремя доставить корреспонденцию адресату. Он, как и во все времена, связывал тагильчанина с широким миром вокруг. И продолжает связывать.

Ирина ДЕНИСОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 08.05.1993.

Главная страница