Служение музыке
Из истории Нижнетагильского училища искусств
В 2008 году Нижнетагильское училище искусств отмечает свое 50-летие.
В одном из самых необычных учебных заведений Нижнего Тагила молодые музыканты постигают основы сложного ремесла, чтобы нести людям радость с помощью музыки. Уже полвека училище - центр профессионального музыкального образования нашего города.
Первое здание музыкального училища по улице Кирова, 21.
Достаточно назвать профессиональные коллективы, почти полностью состоящие из его выпускников: оркестр "Тагильские гармоники", джаз-оркестр "Ником-биг-бэнд", муниципальный духовой оркестр, камерный оркестр "Классик", ансамбль народных инструментов "Рябинка". И этот список далеко не полон.
За полвека пройден большой путь. Он начинался в середине 50-х. Музыкальное образование в Нижнем Тагиле находилось на высоком уровне, и директор детской музыкальной школы №1 Мария Николаевна Машкова обратилась к администрации с предложением открыть музыкальное училище. Ее поддержала вся музыкальная общественность города. Решением исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся №344 от 29 мая 1958 года и в соответствии с народнохозяйственным планом с 1 июля 1958 года открылось Нижнетагильское музыкальное училище. Первым директором стала искусствовед Антонина Николаевна Карамышева. Эту должность она занимала до 1978 года. Ей пришлось закупать инструменты, оборудовать классы, подбирать преподавательский состав.
Все это было делом нелегким. В стране тотального дефицита не хватало многих вещей, не то что музыкальных инструментов или специальных классных досок, разлинованных нотными линейками. В музее училища до сих пор хранится один из самых первых инструментов - старенькое фортепиано. Это самая дорогая реликвия, ведь с него все начиналось. Еще труднее оказалось закупить для училища радиолы-проигрыватели грампластинок, соединенные с радиоприемником. Чиновники и вовсе насторожились: "А это вам зачем?"
Преподаватели-совместители из Свердловска (в центре М.И. Паверман) с первым директором училища А.Н. Карамышевой (крайняя справа).
За лето было подобрано помещение, и с 1 ноября 1958 года начались занятия в здании по ул. Кирова, 21, в бывшем доме золотопромышленника Треухова. Сейчас это здание можно увидеть, проезжая от рудоуправления на Гальянку. Первые студенты училища не могут без слез смотреть на руины alma mater, дыры оконных проемов, на знакомую лиру под крышей...
В качестве второго учебного корпуса использовали здание напротив, по адресу: Кирова, 28. В основном здании, двухэтажном уютном особняке, окруженном яблонями и сиренью, было всего восемь классов и два инструмента - подарок областного управления культуры.
В сентябре 1958 года приемная комиссия после вступительных экзаменов приняла 52 абитуриента на четыре отделения: фортепианное, народных инструментов, дирижерско-хоровое и оркестровое.
Первым студентам приходилось самим топить печи. Не хватало классов для самостоятельных занятий. Да и добираться до училища, расположенного за Горбатым мостом, было непросто, особенно зимой. А.Н. Карамышева вспоминает, что по этой причине студенческие вечера, главным из которых был "Осенний бал", проходили довольно интересно. Так как городской транспорт заканчивал работу еще засветло, студенты "гуляли" всю ночь до рассвета, а потом "усталые, но довольные", разъезжались по домам. Но уже тогда было главное - радость от общения с музыкой, с замечательными преподавателями. А кроме того - ощущение ответственности, ведь весь коллектив начинал новое и трудное дело.
Обязательным условием для училища была организация концертов и музыкальных лекций на предприятиях, своеобразная шефская культурная помощь рабочему классу от интеллигенции. Хотя многие "артисты" получили свои инструменты только несколько месяцев назад и едва знали нотную грамоту!
Первые заведующие отделениями Н.М. Увицкий (фортепианное), Т.Л. Долгуш (дирижерско-хоровое), Л.К. Штрассенбург (оркестровое), В.Ф. Бухаров (народное), а также председатели цикловых комиссий В.А. Петров (теория) и Н.П. Колибаба (общеобразовательные дисциплины), как и все преподаватели, трудились самоотверженно, поднимая целину в сфере культуры. Штатных педагогов не хватало, и к работе привлекали лучших музыкантов и педагогов города и области. Большую помощь с первых дней оказывали свердловчане - преподаватели музыкального училища им. П.И.Чайковского и Уральской государственной консерватории Ю.Н. Гурьев, Н.А. Голованов, В.В. Скороспешев, И.З. Зетель, Г.О. Мучар, Н.А. Спасская. Они консультировали, принимали экзамены, давали уроки.
Первым председателем государственной экзаменационной комиссии в 1962 году стал народный артист РСФСР профессор Уральской государственной консерватории Марк Израилевич Паверман. Выдающийся дирижер, всесоюзная знаменитость, Марк Паверман принимал активное участие в создании первого в городе симфонического оркестра, действующего до сих пор.
Студенты начала 1960-х годов.
В январе 1965 года училище переехало в центр города, на Карла Маркса, 28. Но и это здание оказалось тесным. Приходилось заниматься в две смены. До позднего вечера студенты отрабатывали и третью - не у всех дома были инструменты. Лишь в 1983 году, когда директором был В.А. Хомлев, ввели в эксплуатацию новое современное учебное здание с концертным залом на 440 мест.
25 лет назад казалось, что всем хватит и учебных классов, и залов для репетиций. Но училище растет и развивается. Сейчас и выстроенное здание стало тесноватым...
Открытие новых отделений всегда было вызвано необходимостью. Стало не хватать уровня музыкальной теории, и в сентябре 1963 года открылось теоретическое отделение. В 1976-м - вокальное отделение, где оттачивают голоса будущие солисты оперных театров и филармоний. И, наконец, в 1999 году, согласно поступившему от города социальному заказу, открылось театральное отделение, готовящее артистов драматического театра и театра кукол. С этого времени музыкальное училище объединяет разные артистические специальности и в связи с этим переименовано в Нижнетагильское училище искусств.
Жизнь музыканта - это не только постоянные выступления и конкурсы профессионального мастерства. Наши студенты, будущие педагоги и исполнители, продолжают славные традиции Нижнетагильского училища искусств. Главной из них всегда было искреннее и сердечное отношение к музыке.
Елена ТОПОРКОВА.
Фото предоставлены автором.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.03.2008.